ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
МАСТЕРСТВО
19
декабря 2001 года практические психологи г. Москвы
собрались в Психологическом институте РАО на
конференцию, приуроченную к пятилетию конкурса
«Психолог года г. Москвы»
Конференция так и называлась «Конкурс
«Психолог года»: критерии профессионального
мастерства практического психолога
образования».
Сначала поздравили победителей конкурса
«Психолог года-2001». Далее конференция проходила
в форме круглого стола. На обсуждение были
вынесены следующие вопросы.
1. Понятие профессионального мастерства
практического психолога образования.
2. Профессиональное мастерство и
профессиональная позиция.
3. Проблема оценки профессионального мастерства
участников конкурса.
4. Помогает ли участие в конкурсе
профессиональному росту и личностной
самореализации психолога?
5. Плюсы и минусы организации, проведения и отбора
участников конкурса.
6. Предложения участников конференции по
организации и проведению конкурса «Психолог
года».
Со вступительным словом выступила И.В.
Дубровина, обозначив основной вопрос
конференции следующим образом: что такое
практический психолог как профессионал. Она
подчеркнула, что не существует общепринятых
точек отсчета и аттестация практических
психологов в разных городах России опирается на
разные основания.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина икры "Деликатеска.ру". В
магазине Вы можете приобрести красную, чёрную и частиковую икру, а также
морепродукты, мясо, фермерские продукты, грибы, ягоды, орехи и другие продукты.
Гарантия качества, большой выбор ассортимента, доступные цены. Узнать подробнее
о магазине, посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете
на сайте, который располагается по адресу: http://www.delikateska.ru/.
Н.И. Гуткина согласилась с И.В. Дубровиной
относительно отсутствия единой точки зрения на
критерии профессионализма психолога. По мнению
Н.И. Гуткиной, основная часть работы психолога
скрыта от посторонних глаз. В качестве главного
показателя профессионального мастерства Н.И.
Гуткина назвала умение психолога понять
«причину того явления, с которым он столкнулся».
Это предполагает проведение качественного
анализа ситуации.
Профессиональный психолог видит и понимает
ребенка, владеет методом клинической беседы
(разработан Ж. Пиаже). Н.И. Гуткина подчеркнула,
что только метод клинической беседы дает
возможность понять ребенка. Таким образом, за
профессиональным мастерством скрывается умение
психолога работать с конкретным ребенком.
Победитель московского конкурса «Психолог года»
А.В. Милехин в качестве показателя
профессионализма практического психолога
выделил умение подойти к любой ситуации
нестандартно. Он поделился своим наблюдением,
что учителя-профессионалы интуитивно подходят к
психологическому анализу ситуации. Он также
затронул проблемы взаимоотношений
администрации школы и психолога и предложил
следовать простому принципу: в главном —
единство, в спорном — свобода.
Как всегда эмоциональным было выступление Н.В.
Морозовой. Она выделила четыре модели работы
психолога в школе и попыталась обосновать
преимущества той, которая основана на отношении
к ребенку как к главному действующему лицу. При
этом и психолог, и социальный работник, и учитель,
и родитель взаимодействуют и с ребенком, и друг с
другом.
С интересными замечаниями выступил участник
конкурса В.Б. Мосиенко. В частности, он предложил
собственное понимание профессионального
мастерства, сравнив его с мозаикой, состоящей из
разных кусочков. Каждый кусочек мозаики имеет
свою ценность.
Далее И.В. Дубровина попросила сопоставить
критерии оценки работы психолога на конкурсе и
при аттестации.
Участник конкурса М.А. Степанова поделилась
собственными впечатлениями. Она считает, что
участие в конкурсе способствует
профессиональному самоопределению психолога.
Конкурс помог ей увидеть сильные и слабые
стороны своей работы. По ее мнению, нуждается в
изменении не только процедура проведения, но и
содержательная сторона конкурса. Она обратила
внимание на два момента.
Во-первых, недостаточно проработана система
критериев оценки работы психологов в
образовании. Требования, предъявляемые к
участникам конкурса «Учитель года», не могут
совпадать с требованиями к участникам конкурса
«Психолог года».
Во-вторых, конкурс, выражаясь психологическим
языком, находился в зоне актуального развития
психологической службы. Может быть, его следует
проводить в зоне ближайшего развития,
ориентируясь не на то, что может психолог, а на то,
что он должен уметь, исходя из требований
образовательного процесса.
От имени жюри выступила Н.Н. Толстых, подчеркнув
важность второго этапа конкурса — посещения
школы. Именно в этот момент виден «контекст
работы психолога в школе», а не только его
непосредственная деятельность. Н.Н. Толстых
отметила, что психолога в школе либо слушают,
либо нет. (Заметим в скобках: слушать психолога
недостаточно, не менее важно умение слышать.
Далеко не каждый педагог в состоянии понять
психологический аспект той или иной школьной
ситуации, особенно если речь идет о личностных
проблемах ребенка. Зачастую педагог
прислушивается к словам психолога, но
оказывается не в состоянии в каждодневной
практике опереться на его рекомендации).
Кроме того, Н.Н. Толстых в качестве критерия
профессионализма выделила способность
психолога определить круг доступных ему задач,
опираясь на условия конкретной школы. Трудно не
согласиться с важностью профессиональной
рефлексии, однако вряд ли она присуща начинающим
психологам. Рефлексия может быть рассмотрена как
критерий профессиональной зрелости.
Возвращаясь к проблеме оценки профессионального
мастерства участников конкурса, Н.Н. Толстых
остановилась на двух положениях.
Во-первых, в число профессиональных умений и
педагога и психолога она включила артистизм,
который помогает, по ее мнению, психологу «не
выгореть».
Во-вторых, психолог должен уметь чувствовать
ситуацию и быть готовым изменить свое поведение
в соответствии с новыми обстоятельствами.
В заключение Н.Н. Толстых отметила важность
установления контакта между психологом и
педагогическим коллективом. Для решения этой
задачи необходимо сочетание профессионального
мастерства с открытой личностной позицией
психолога.
И.Ю. Кулагина в качестве профессиональных задач
психолога выделила создание соответствующей
атмосферы в классе и в школе целом, условий для
социальной адаптации и развития личности
ребенка. Она также отметила, что критерии оценки
профессионального мастерства конкурсантов не
совсем совпадают с критериями, на которые
следует опираться при проведении аттестации
школьных психологов.
Ряд выступлений был посвящен организации и
непосредственному проведению конкурса
«Психолог года». Мнения участников конференции
разделились.
А.В. Милехин считает, что процедура проведения
конкурса помогла ему достойно выдержать
испытания последующих этапов российского
конкурса «Учитель года».
Методист же одного из округов г. Москвы
поделилась своим опытом вовлечения в
профессиональный конкурс практических
психологов. Они просто не решаются в нем
участвовать. В чем причина такого положения дел?
На этот и другие вопросы попытался ответить
директор Городского
психолого-медико-социального центра В.В. Зацепин.
Нежелание психологов участвовать в конкурсе, по
его мнению, свидетельствует о недостаточном
профессионализме. В связи с этим он предложил
создать объединение победителей конкурсов.
Общение с победителями стимулировало бы
психологов к участию в конкурсе. В.В. Зацепин
также объяснил, что существование разных
номинаций связано с желанием жюри поощрить
каждого участника. Кроме того, он обратил
внимание на некоторые формальные отличия
аттестации психологов от конкурса.
Представитель Министерства образования РФ И.М.
Каманов считает, что назрела необходимость
организации российского конкурса «Психолог
года». Говоря о перспективах развития
психологической службы, он сообщил о
запланированном на май 2002 года съезде
отечественных практических психологов.
И.В. Дубровина предложила разработать новое
положение о порядке проведения конкурса
«Психолог года», предусматривающее две
номинации: педагог-психолог и учитель
психологии.
И.В. Дубровина обратилась к органам управления с
пожеланием оформления социального заказа на
практического психолога. Если учитель знает,
зачем он идет в школу, то «у психолога больше
амбиций, чем понимания того, что он должен
делать».
Таким образом, конференция наглядно
продемонстрировала, каким важным является
вопрос о профессионализме школьных психологов. В
качестве критериев профессионального
мастерства участники называли и умение работать
с конкретным ребенком, и артистизм, и способность
подойти к любой ситуации нестандартно, и
готовность действовать в зависимости от
обстоятельств. Этот список можно продолжить,
проанализировав тот круг проблем, с которыми
сталкивается психолог в каждодневной работе.
Участники конференции не смогли ничего сказать о
показателях профессионально грамотного
поведения психолога в школе — при общении с
детьми, педагогами, администрацией, родителями. А
существует ли вообще ответ на вопрос: каким
должен быть современный психолог в современной
школе?
Мои соображения по этому поводу
выходят за границы жанра репортажа, поэтому им
посвящена отдельная статья, с которой вы можете
познакомиться на соседней странице.
Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук |