УПРАВЛЯТЬ
ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ
Л.М. Митина
М.: Сентябрь, 1999
Знакомство с новой книгой часто
советуют начинать с оглавления и предисловия. В
отношении данной работы есть смысл изменить
правило и начать чтение... с заключения. Именно
там содержится информация, дающая основные
ценностные ориентиры и объясняющая структуру
изложения материала. Внимательное знакомство
читателя с текстом заключения даст ему
возможность лучше понять основное содержание
книги.
В книге представлена авторская модель
педагогического труда, демонстрирующая два
основных пути профессионализации учителя и две
стратегии педагогической деятельности. Путь
саморазвития, самосовершенствования, иначе
говоря — путь творческой самоактуализации,
задающий как основную стратегию
жизнедеятельности стратегию управления. И путь
самоограничения и изоляции, ведущий к адаптивным
формам жизнедеятельности и выбору стратегии
подавления в качестве основной стратегии
жизнедеятельности и педагогического общения.
Работа Л.М. Митиной — и для учителя и про учителя.
Для учителя дается материал просветительского
характера (по проблемам педагогической, общей и
дифференциальной, социальной психологии,
психологии управления), а также методический
материал.
Учитель может познакомиться на страницах книги
со схемой анализа собственной педагогической
деятельности, нетрадиционной формой анализа
значимых событий (интересно и нетривиально);
определить собственный стиль педагогического
руководства, свой творческий потенциал. И даже
оценить общий индекс жизненной
удовлетворенности.
Значительное место в книге отведено изложению
идей гуманистической психологии, представлений
о зрелой личности, самооактуализации, описанию
эффективного учителя по А. Маслоу и
Р. Бернсу. Несомненно, пытливому учителю,
имеющему о психологии весьма приблизительное
представление, будет интересно познакомиться с
подобной информацией, приложить ее к себе.
Про учителя в книге собран исследовательский и
теоретический материал, касающийся факторов его
успешности, причин невротизации и
стереотипизации, типичные комплексы
неполноценности.
Подробно описывается специальная «Методика
оценки работы учителя». Она направлена на
изучение различных видов компетентностей
(способностей) учителя. Особо оговаривается, что
она используется психологом-исследователем или
школьным психологом, но не самим учителем.
Знакомство с этим материалом может быть
интересно школьному администратору, психологу,
специалисту, занимающемуся подготовкой и
повышением квалификации учителей.
Представляется, что соединение под одной
обложкой двух видов информации — про и для
учителя — затрудняет определение ее адресата.
Школьному психологу знакомство с данной работой
может быть интересно с точки зрения организации
просветительской работы с педагогами.
Марина БИТЯНОВА |