Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАНТА

Цель консультирования в каждом конкретном случае определяется, с одной стороны, ожиданиями клиента, а с другой — возможностями консультанта удовлетворить эти ожидания. Ожидания клиента часто не проявляются непосредственно, поэтому одной из важнейших задач консультанта, стремящегося добиться успеха, является выяснение этих ожиданий.
Одни клиенты ждут от консультанта «толчка», подсказки, с тем чтобы дальше самостоятельно решать свои проблемы, другие — конкретных рекомендаций или даже «волшебного» воздействия на проблемную ситуацию или ее участников (этого часто ждут, например, родители, обратившиеся за помощью в решении проблем, связанных с отклоняющимся поведением детей).

РЕАЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЙ

В любом случае, для достижения положительного результата в консультировании необходимо, чтобы ожидания клиента соответствовали возможностям консультанта. Если ожидания человека, обратившегося за помощью, превышают эти возможности, эти ожидания должны быть скорректированы в процессе консультативного взаимодействия. Если этого не произойдет, клиент будет разочарован и станет рассматривать консультирование как бесполезную трату времени, сил и средств.
Корректировка ожиданий клиента — важная задача консультанта, от успешного решения которой зависит исход консультирования. Для ее правильного осуществления консультант должен ясно осознавать те ограничения, которые накладываются на консультирование уровнем образования (его и клиента), опытом, условиями консультативного приема и временем, которое может быть затрачено на достижение приемлемого результата.
Консультанту необходимо иметь собственные представления о смысле и содержании процесса консультирования и уметь донести эти представления до конкретного клиента. Клиенты, как правило, неохотно расстаются со своими ожиданиями, поэтому их корректировка требует от специалиста терпения и гибкости. Поскольку клиент все же нуждается в помощи, он, скорее всего, будет идти на компромиссы в виде принятия некоторых промежуточных целей, достигнув которые он сможет понять дальнейшее направление консультирования.
И, безусловно, консультант должен знать, на достижение каких целей ему необходимо в первую очередь направлять свои усилия, чтобы получить наилучшие с точки зрения исповедуемого консультантом подхода результаты.

СОГЛАСНЫ ВСЕ

Представления о целях консультирования значительно расходятся у разных авторов. Эти расхождения обусловлены как разницей в теоретических основаниях консультативных подходов, так и представлениями авторов о причинах возникновения проблем. Тем не менее Рики Джордж и Тереса Кристиани
(R. George and T. Cristiani, 1995), проанализировав различные подходы в консультировании, пришли к выводу, что все современные авторы в той или иной степени согласны со следующими целями консультативного процесса.

1. Способствование изменению поведения клиента.
2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения.
3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей (to cope).
4. Помощь в процессе принятия решений.
5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента.

Нетрудно заметить, что все это — общие цели, стоящие в первую очередь перед консультантом и определяющие содержание его деятельности в процессе консультирования.
Эти цели не зависят от ожиданий клиента и могут быть реализованы полностью или частично при любом запросе с его стороны. Следуя этим целям, квалифицированный консультант способен удовлетворить запрос и заявленные ожидания клиента.

ТОЛЧОК К ЭКСПЕРИМЕНТУ

Достижение же любой из этих целей предполагает решение консультантом конкретных задач. Эти задачи решаются путем определенной организации деятельности консультанта. Такая деятельность проявляет себя и как особенный стиль поведения, и как определенная последовательность практических действий (вопросов, пояснений, информирования, жестов и т.д.) консультанта.
Конкретное технологическое наполнение процесса консультирования является прерогативой специалиста и зависит от его личных предпочтений в рамках того диапазона методов, которым он владеет.
Очень часто человек для решения своих проблем должен изменить свое поведение. Клиент, обратившийся за помощью к консультанту, сам решает, в каком направлении и до какой степени ему необходимо изменяться. Но люди часто весьма инертны. Поэтому задача консультанта — помочь клиенту осознать выгоды, которые он получит в результате нового поведения, и мотивировать клиента к совершению реальных попыток измениться.
Если клиент не верит, что в результате изменений в его поведении начнет изменяться и окружающая реальность, то его нужно стимулировать к тому, чтобы он поэкспериментировал с новыми способами поведения, наблюдая при этом за реакциями других людей и изменением обстоятельств.
Необходимое поведение нужно искать, «примеряя» его к своей ситуации как новую одежду. Для изменений требуется время, и понимание этого важно передать клиенту. Как правило, проблема создается не один год, человек с ней «сживается», и разорвать эту связь за 1–2 часа невозможно. Чтобы добиться устойчивых изменений, надо прикладывать постоянные усилия на протяжении некоторого времени, находясь при этом в поддерживающих взаимоотношениях с консультантом.

ГДЕ ВЗЯТЬ СИЛЫ?

Очень важно, чтобы консультант действительно верил в то, что клиент владеет всеми необходимыми возможностями и силой, для того чтобы изменить беспокоящую его ситуацию в нужном ему направлении. И эту уверенность нужно постоянно доносить до клиента. Можно пробуждать энергию с помощью телесно-ориентированных упражнений, связанных с сопротивлением давлению или с борьбой. Человек должен уходить от консультанта вдохновленным и готовым к дальнейшему развитию.
Совершенствование способностей устанавливать и поддерживать взаимоотношения предполагает приложение усилий и со стороны консультанта, и со стороны клиента. Эти усилия должны помочь клиенту осознать свои личностные особенности и поведенческие стереотипы, препятствующие продуктивному взаимодействию с другими людьми.
В этой работе может помочь исследование личной истории клиента, ретроспективный анализ его жизни, особенно стиля взаимоотношений в прародительской семье. Люди часто неосознанно реализуют директивы родителей, усвоенные в раннем возрасте. Осознание того, что твоим поведением до сих пор управляет мама или бабушка, которых порой уже давно нет в живых, открывает возможности для изменений.
Вообще, проблема взаимоотношений тесно связана с нашими социальными ролями и гораздо эффективнее может быть решена в групповой работе. Но и в индивидуальном взаимодействии с консультантом человек может получить совершенно новый опыт отношений, который приведет к изменению его отношений с окружающим миром.

СОЗДАВАЯ НОВЫЙ СТИЛЬ

Гуманистическая традиция в консультировании придает огромное значение проблеме ответственности клиента за свою жизнь и все, что в ней происходит, включая опыт психологического консультирования. Одна из задач консультанта, как уже подчеркивалось ранее, состоит в том, чтобы клиент стал «своим собственным родителем», способным не только порождать проблемы, но и успешно разрешать их.
В англоязычной литературе можно столкнуться с понятием coping style, которое отражает индивидуальный стиль преодоления трудных жизненных ситуаций. Слово to cope в данном контексте можно перевести как «совладать, овладеть», хотя в русскоязычной литературе используются прямые кальки с английского: копинг-стиль, копинг-стратегия, копинг-поведение.
Предполагается, что каждый человек на протяжении своей жизни осваивает определенные стили преодоления жизненных трудностей. До тех пор пока эти стратегии себя оправдывают, человек не испытывает особых проблем. Но, сталкиваясь с принципиально новой ситуацией, он оказывается неспособным продуктивно действовать в ней. В результате, предприняв какое-то число попыток, человек теряет веру в свои силы и «списывает себя в утиль».
Стать вновь успешным можно, лишь освоив новые, более эффективные стратегии поведения в кризисных ситуациях. Но прежде чем человек окажется способен усвоить новое, ему часто необходимо проститься со старым. А это значит расстаться с частью себя.
И задача консультанта — помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.

СВОЙ ВЫБОР

Все решения, касающиеся любых жизненных изменений, клиент должен принимать сам. Хотя, как мы уже говорили, клиенты часто стремятся возложить бремя ответственности за решение своих проблем на консультанта.
Причиной обращения за помощью нередко является неспособность человека принять правильное решение, сделать правильный выбор. И задача консультанта — помочь клиенту оценить стоящие перед ним альтернативы с точки зрения их осуществимости и возможных последствий, чтобы затем принять ответственное решение.
Консультанту необходимо помочь клиенту обрести мужество, для того чтобы тот смог принять на себя всю ответственность за сделанный выбор, смирившись с потерей неосуществленных возможностей. Ведь выбор чего-то одного — это неизбежная потеря чего-то другого.

ТЕХНИКА ПОМОЩИ

Процесс принятия решений может быть облегчен с помощью различных техник. Прежде всего, это проговаривание альтернативных возможностей вслух и обсуждение их с консультантом. Клиент мог сотни раз взвешивать все «за» и «против» на своих внутренних весах, и все же вынесение этого обсуждения вовне открывает новые возможности для понимания.
Здесь может быть использовано и микропсиходраматическое проигрывание возможных ситуаций с использованием стульев и других предметов. Важно понимать, что для принятия решения, как и для изменений, тоже необходимо время. Иногда ситуация начинает вдруг меняться в процессе работы по осуществлению выбора (поскольку деятельность клиента приводит к изменениям в его поведении, это вызывает ответную реакцию со стороны его окружения). Эти изменения показывают, насколько верным является направление развития клиента.
Принятие решения клиентом становится возможным благодаря раскрытию его потенциала в процессе взаимодействия с консультантом. Это взаимодействие помогает клиенту стать более ответственным и смелым. Таким, каким для него явился консультант.
Для дальнейшего построения современной модели консультирования нужно определить, за что в этом процессе отвечает консультант и каким образом он может делить эту ответственность с клиентом. И наша следующая тема — ответственность консультанта.

Александр ШАДУРА