НАШИ УЧИТЕЛЯ
Игра для пятиклассников
Мы продолжаем знакомить читателей с
содержанием игр, включенных нами в комплексную
программу психолого-педагогического
сопровождения детей на этапе адаптации в среднем
звене школы. Одна из таких игр уже была
опубликована (см. статью М. Битяновой «Начинаем
разговор», «Школьный психолог» № 44, 2001).
Игра «Наши учителя» проводится во второй
половине сентября — начале октября и
замечательно сочетается с 5 октября — Днем
учителя.
По своей форме эта игра — урок. Она почти
укладывается в формат урока по времени и своей
внутренней структурированности, поэтому может
проводиться с детьми, имеющими разный уровень
психологической компетентности.
Цель
Помочь пятиклассникам занять новую социальную
позицию по отношению к педагогам (напомним,
наличие такой позиции — важнейший показатель
готовности к обучению в среднем звене и
адаптации в новых условиях).
Задачи
Помощь учащимся в создании внутренней
«когнитивной карты» учебного процесса.
Формирование представлений о педагоге как
профессионале, решающем свои задачи.
Формирование представлений о педагогах как об
интересных личностях.
Инструментарий и необходимые
условия
Лист ватмана, на котором обозначены
контуры будущего «цветка».
Списки качеств «настоящего учителя» (3
экземпляра).
«Лепестки» будущего «цветка», вырезанные из
бумаги форматом А3 с текстом интервью
учителей-предметников.
Карточки с названиями учебных предметов, имен и
отчеств (преимущественно женских).
Магнитная доска, клей, маркеры.
Интервью с учителями необходимо провести
заранее.
Игра проводится в классе.
Этапы игры
1. Разминка (чаще всего —
психогимнастическая).
2. Введение в игру.
3. Учебные предметы.
4. Как зовут наших учителей?
5. Настоящий учитель — это...
6. Какие они, наши учителя?
7. Итоги.
Введение в игру
Дети сидят за своими партами. Психолог
перечисляет и записывает на доске вопросы, на
которые детям предстоит найти ответ в ходе игры.
Какие у нас есть предметы и учителя?
Что общего у всех учителей?
Чем они отличаются друг от друга?
Что у нас есть общего?
Учебные предметы
Психолог. Давайте, прежде
всего, вспомним, какие у вас в пятом классе есть
учебные предметы? Некоторые из них вам знакомы с
начальной школы, а другие появились только
сейчас, в пятом классе.
На столике у доски лежит стопка карточек с
названиями предметов. Психолог по одному
приглашает детей к столу. Ребенок берет верхнюю
карточку и зачитывает классу то, что на ней
написано. Он должен сказать, есть ли такой
предмет. Среди карточек встречаются названия
предметов, которые дети не изучают в пятом классе
(например, физика, химия).
Карточки с названиями предметов, которые есть в
программе пятого класса, прикрепляются на доску.
Психолог просит кого-либо из детей озвучить
общий перечень учебных предметов. Учащимся
предлагается подсчитать их общее количество (а
оно впечатляет!).
Как зовут наших учителей?
Психолог. А теперь нам
предстоит вспомнить имена и отчества наших
учителей. Вы ведь еще не всех как следует
запомнили?
В большинстве случаев дети с этим соглашаются.
Психолог просит детей разделиться на группу
мальчиков и группу девочек, а затем — каждую
группу сесть в кружок (лучше всего — на ковер в
свободной от мебели зоне класса).
Мальчики получают набор карточек, на которых
написаны имена. Их задача — отобрать карточки, на
которых написаны имена их учителей. При этом
психолог предупреждает, что нужно отобрать
столько карточек с одинаковыми именами, сколько
раз это имя встречается.
Девочки получают карточки с отчествами. Перед
ними стоит аналогичная задача.
На выполнение этого задания дается 5—7 минут.
После завершения работы психолог просит детей
распределить между собой те карточки, которые
они отобрали в качестве верных. Дети снова
садятся за парты.
Психолог. Сейчас я буду называть
учебный предмет, который есть в вашем расписании.
Сначала поднимает руку мальчик, у которого на
карточке написано имя учителя, ведущего этот
предмет, и называет его. Если имя названо верно,
мальчик подходит к доске и прикрепляет карточку
с именем под названием предмета. Затем руку
поднимает девочка, у которой есть отчество этого
учителя, и процедура повторяется.
После того как имена и отчества всех
преподавателей прикреплены к доске, психолог
просит некоторых детей еще раз вслух прочитать
названия предметов и имена педагогов.
Если детей в классе немного, можно осуществить
еще одну процедуру. Ученики встают из-за парт и
поворачиваются спиной к доске. Психолог называет
учебный предмет и просит одного из детей назвать
имя и отчество педагога. Затем, наоборот,
называет имя и отчество и просит следующего
ребенка назвать предмет, который преподает этот
человек.
Настоящий учитель — это...
Психолог. Каждому из вас
известно, что педагог — это название профессии.
Каждая профессия предъявляет определенные
требования к человеку: его возможностям,
качествам. Так, космонавт должен быть очень
крепок физически, а ученый должен обладать
развитым умом. К профессии педагога тоже есть
свои требования. Каждый настоящий педагог
обладает набором профессиональных качеств.
Какими качествами обладает педагог? Сейчас мы
попробуем ответить на этот вопрос.
Дети делятся на три группы. Каждая группа
получает листок, на котором написаны различные
качества и свойства человека. Среди них есть
качества, важные для осуществления
педагогической деятельности, есть и нейтральные.
Задача каждой группы — отметить в списке те
качества, которые обязательно должны быть у
настоящего учителя. Списки у всех групп
одинаковые, но выбирают они нередко разные
качества. Работа проводится в течение 5 минут.
Затем каждая группа выбирает одного
представителя. Он остается у доски, остальные
садятся на свои места.
Далее осуществляется следующая процедура.
Представитель первой группы называет качество,
стоящее в списке первым, и говорит, выбрали они
его или нет и почему. Затем по этому же качеству
высказываются представители второй и третьей
группы. По каждому качеству необходимо добиться
общего решения. Возможны споры, в дискуссию могут
включиться все ребята.
Листки с выбранными качествами прикрепляются в
центр листа ватмана (будущего цветка). Когда
перечень качеств настоящего учителя полностью
составлен, психолог просит детей зачитать его.
Какие они, наши учителя?
Дети садятся в круг.
Психолог: У меня в руках лепестки
цветка. Вы видите — на них что-то написано. Это
небольшие интервью, которые мы составили,
опрашивая ваших учителей. Вот на какие вопросы
они нам отвечали:
Лепестки с текстами интервью не
подписаны. Пока. Но я знаю, где чьи ответы, и потом
обязательно вам скажу. А сейчас передайте
лепестки по кругу, так чтобы у каждого в руках был
лепесток. Прочитайте то, что на нем написано. Если
ответы вам близки, если вам кажется, что человек,
сказавший такие слова, похож на вас душой,
распишитесь на его листочке в специально
оставленном для этого месте.
Дети читают ответы учителей и по желанию
расписываются. Затем передают лепестки по кругу.
Желательно, чтобы каждый ребенок смог выразить
свое отношение к каждому учителю, но в больших
классах эта процедура получается чрезмерно
длительной. Поэтому достаточно, если каждый
участник просмотрит 6—7 работ учителей.
Психолог останавливает процедуру передачи
лепестков по кругу и просит каждого по очереди
зачитать ответы, которые содержит его лепесток.
Затем он называет имя и отчество учителя и
приклеивает лепесток на лист ватмана, на котором
уже есть «серединка» цветка. Постепенно
получается большой красивый цветок.
Итоги
Все учащиеся сидят вокруг готового
цветка.
Психолог. Мы с вами увидели, что каждый
учитель обязательно обладает теми качествами,
которые необходимы для его профессии. Это... (перечисляет).
И в то же время каждый учитель — уникальная
личность, со своими интересами и
симпатиями-антипатиями. Как человек, он может
быть вам близок по духу, а может быть непонятен.
Но помните, что у вас всегда есть возможность
задать ему вопросы, чтобы лучше понять его.
Посмотрите на цветок. Вот такое замечательное
соцветие педагогов вас учит!
На этом игра заканчивается. Психологу нужно
обязательно обойти всех педагогов и попросить их
заглянуть в класс, познакомиться с цветком,
поговорить об этом с детьми.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|