СЕКСУАЛЬНАЯ
ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ
Линн Понтон
М.: Изд-во Института психотерапии, 2001
Предметом исследования Линн Понтон,
американского психиатра и психотерапевта из
Калифорнии, профессора университета в
Сан-Франциско, являются психологические
проблемы становления сексуальности человека в
«возрасте взросления», в который включаются
девушки и юноши от 13 до 19 лет. Л. Понтон в этой
книге попыталась показать на примере реальных
случаев из собственной практики роль
сексуальности в становлении и развитии молодого
человека, а также разрушительные последствия
замалчивания и уклонения родителей от открытого
диалога со своими детьми по вопросам
сексуальности.
Автор адресует книгу прежде всего подросткам и
их родителям, этим определяется уровень и язык
изложения. В качестве приложения книга содержит
«Наставление для подростков» и «Десять
подсказок родителям».
Сексуальность и ее становление рассматриваются
Л. Понтон как элемент «рискованного поведения»,
индивидуальная стратегия и тактика которого
формируются подростком под воздействием
социальной среды. Из средовых факторов
выделяются взаимоотношения подростка с
ровесниками, а из внутренних детерминант
развития особенно тщательно анализируются
переживания подростков.
Автор пытается доказать, что подростки нуждаются
в помощи взрослых: «ждать, что подростки пройдут
свой путь без руководства взрослых, значит
только увеличивать их невежество, страх и
вероятность неудачи».
В каждой главе Л. Понтон на конкретных примерах
анализирует одну из актуальных проблем:
(1) влияние на развитие молодого человека средств
массовой информации и особенно рекламных
кампаний, использующих подростковую
сексуальность для продвижения товаров и услуг; (2)
влияние возможностей и ресурсов Интернета (в том
числе затрагивается проблема «виртуального»
секса); (3) становление и детерминация сексуальной
ориентации; (4) влияние заболеваний, передающихся
половым путем (в том числе речь идет и о
ВИЧ-инфекции), на сексуальность; (5) перенесенное
насилие и его последствия в жизни человека; (6)
молодежная субкультура и сексуальность.
В основе применяемой Л. Понтон методологии
анализа проблемы развития и сексуальности лежат
идеи феминизма и версия психоанализа, восходящая
к работам Мелани Кляйн и Мери Джейн Лаптон.
Согласно этой концепции, З. Фрейд был
сконцентрирован на проблеме месячных, и не
только его теория либидо, но и весь психоанализ
является ничем иным, как метафорой
менструального цикла.
Надо заметить, что организация и методы работы
калифорнийского психиатра, описываемые автором,
весьма далеки от реалий работы школьного
психолога, работающего в российской школе.
Восприятие книги российскими подростками будет
затруднено не только потому, что события в жизни
их калифорнийских сверстников разворачиваются в
совершенно иной культурной среде с иными
традициями, но и потому, что редакторы перевода
не избежали некоторых погрешностей.
Книга будет интересна школьному психологу в
качестве дополнения к книгам И. Кона
«Подростковая сексуальность на пороге XXI века» и
В.Г. Степанова «Психология трудных
школьников», первая из которых является
авторитетным, серьезным и компактным источником
по общим и частным проблемам сексуальности
подростков в стране и в мире, а вторая написана
известным высокопрофессиональным автором,
хорошо знающим особенности работы школьного
психолога в нашей стране.
Евгений ВАХРОМОВ
|