ТАЙНЫЙ
МИР РИСУНКА
Грегг Ферс
СПб.: Европейский Дом, 2000
Мы получили возможность познакомиться
с проективным методом, практически не
представленным в отечественной психологической
литературе. В этой книге анализируются две
категории рисунков: спонтанные — созданные
человеком по собственной инициативе, а также
рисунки-экспромты, выполненные по просьбе
психолога, на свободную или заданную тему.
Г. Ферс, ученик британского аналитика Сьюзан Бах,
при интерпретации рисунков опирается на
аналитическую концепцию К.-Г. Юнга и считает, что
рисунки являются средством выражения
бессознательного и потому выступают помощниками
психолога-консультанта. Из рисунков можно узнать
о той или иной психической или соматической
патологии. По мнению Ферса, на уровне
бессознательного существует прямая связь между
психическими и соматическими нарушениями и
бессознательное «говорит» в рисунках о
тревожных симптомах.
Вслед за Юнгом Ферс видит свою задачу в том, чтобы
разобраться в сообщениях бессознательного и
вывести их в область сознания, то есть «повысить
сознательность во всех смыслах слова».
Автор затрагивает важную этическую проблему: он
считает опасными попытки применения проективных
методик для предсказания событий в будущем.
Книга содержит большое число рисунков, на
примере которых ферс наглядно демонстрирует
свой подход к их анализу. Поражает умение
аналитика так много увидеть в непримечательном
на первый взгляд рисунке. Правда, при
внимательном изучении рисунка невольно
возникает вопрос: почему консультант делает
именно эти, а не иные выводы.
От книги остается неоднозначное впечатление. С
одной стороны, очевидно, насколько
информативными являются рисунки, с другой — она
показывает, какая ответственность ложится на
человека, анализирующего рисунки. Недаром автор
предостерегает от проецирования своего
отношения к рисунку «на основании уверенности в
том, что психология другого человека одинакова с
нашей собственной». Поэтому он говорит о
необходимости профессионального тренинга,
направленного на преодоление субъективизма при
работе с рисунками.
А как относиться к произведениям искусства,
принадлежащим великим мастерам? Г. Ферс считает,
что художники, создавая свои произведения,
опираются не только на бессознательную область
психики, но и на сознательную часть творческого
потенциала.
Книга, безусловно, очень интересна и глубоко
психологична. Конечно, почерпнутая из нее
информация вряд ли применима в ежедневной работе
школьного психолога. Но знакомство с ней
формирует бережное и внимательное отношение к
продуктам детского творчества. Наверное, не
обязательно придерживаться психоаналитического
подхода при анализе рисунков, достаточно
осознать их психодиагностическую ценность. Как
пишет автор, цель его работы — «помочь познанию
самого себя», а рисунки — лишь одно из средств,
способствующих этому процессу.
Марина СТЕПАНОВА
|