ВОСПИТАНИЕ
ТРУДНОГО РЕБЕНКА
Под редакцией М.И. Рожкова
М.: Владос, 2001
Учебно-методическое пособие,
написанное группой авторов из Ярославля,
посвящено основам организации
психолого-педагогической помощи детям с
девиантным поведением. Эта книга допущена
Министерством образования РФ в качестве
учебно-методического пособия. Адресована она не
только педагогам, воспитателям и психологам,
работающим в специальных школах, но и студентам
вузов.
Учебное пособие содержит три главы.
В первой авторы последовательно анализируют
причины девиантного поведения и проблемы
трудных детей.
Во второй дается содержание работы с трудными
детьми для педагога, психолога и медицинского
работника, при этом особо выделяются и
прорабатываются проблемы проституции,
наркомании и суицидального поведения
подростков.
Третья глава описывает специфику работы с
трудным ребенком в обычной и специальной школе, в
семье и в профессиональном училище.
В книге есть также приложение.
Каждая глава имеет «странички из архива», в
которых цитируются не только классики
психологической мысли (Л.С. Выготский, К.
Леонгард), но и более современные авторы, в том
числе работающие в смежных дисциплинах и
профессиях. Каждый свой тезис авторы
иллюстрируют и подкрепляют примерами,
почерпнутыми из практики работы образовательных
учреждений Ярославской области и
профессиональных училищ Ярославля.
Сильной стороной учебного пособия является
четкая авторская позиция: «педагоги должны
сделать акцент на подавлении в молодом человеке
стремления к негативному поведению и
модифицировании условий среды, вызывающих
девиантное поведение».
Основной инструмент для решения этой задачи
авторы видят в «постоянной поддержке
позитивного поведения ребенка и сведении к
минимуму предупредительно-карательных мер в
ответ на различные формы отклоняющегося от норм
поведения подростков». Педагоги, психологи,
социальные и медицинские работники совместно с
родителями воспитуемых могут создавать условия
для того, чтобы у подростка появились внутренние
мотивы к самоисправлению, а воспитательный
процесс постепенно трансформировался в
самовоспитание.
Стремление авторов к созданию оригинального
учебного пособия, причем адресованного широкому
кругу читателей, привело к тому, что некоторые их
решения по отбору материала и выбору языка
изложения выглядят спорными. Так, классификация
«юных правонарушителей» по В. Клайну не
считается классической в психотерапии, а язык, на
котором излагается опыт психологов и педагогов,
многим может показаться намеренно заниженной
стилизацией.
Разговор о воспитании трудного ребенка в данном
учебном пособии сводится к
несистематизированому описанию общих принципов
и отдельных приемов воспитательной работы:
здесь, к сожалению, нет описания конкретных
методик. Единственный «психокоррекционный
комплекс», данный в приложении, показывает
возможный метод работы психолога с родителями
трудного ребенка.
Поэтому тем педагогам, психологам, кто ищет
конкретных методик работы с трудными детьми, и
тем студентам, которые готовятся к сдаче зачетов
и экзаменов, эта книга вряд ли будет полезна.
Евгений ВАХРОМОВ
|