ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
Уважаемая Марина Битянова!
В последнее время я часто встречалась с
предложениями школьных психологов о
необходимости более основательной работы с
педагогами школы. По мнению многих директоров
школ, деятельность психологов не может
ограничиваться только работой с детьми. Вот,
например, решение педсовета одной из московских
школ: «Психолог обязан обогатить педагогов
современными психологическими знаниями и
техниками, а также изменить их подходы к
взаимодействию с детьми в русле гуманистических
традиций. Но даже в случае, если психолог
работает только с детьми, педагог должен быть не
только посвящен в содержание этой деятельности,
но и активно участвовать в ней. В противном
случае нарушается целостность педагогического
процесса. Кроме того, сами педагоги нуждаются в
психологической поддержке. Им нужно научиться
управлять собой, восстанавливать силы,
справляться со стрессовыми ситуациями и т.п.
Иногда важно, чтобы их просто выслушали».
Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по
следующим вопросам:
1. В какой мере должна согласовываться работа
педагога и школьного психолога?
2. Может ли школьный психолог подвергать сомнению
правильность действий педагога и сообщать ему об
этом?
3. Какие формы работы с профессиональными
проблемами педагогов Вы можете предложить? Как
отделить профессиональные проблемы педагога от
личных?
Буду благодарна за ответ на страницах газеты.
С уважением,
Татьяна ФРОЛОВА,
методист психолого-медико-социального центра
«Взаимодействие»,
г. Москва
Р.S. Есть еще одно пожелание:
обсудить специфику деятельности социального
педагога и психолога школы и развести их функции.
В глазах управленцев они нередко сливаются
воедино, в связи с тем что и социальный педагог, и
психолог занимаются так называемыми «трудными
детьми».
В ИДЕАЛЕ
Я во многом согласна с положениями
педсовета, приведенными в письме Т. Фроловой. При
этом мне кажется, что тот смысл, который я
вкладываю в эти слова, отличается от того смысла,
который хотели транслировать его авторы. Поэтому
не ограничусь простым согласием, а отвечу
подробно.
Деятельность школьного психолога для меня
неразрывно слита с деятельностью всех взрослых,
работающих в школе. У них общая образовательная
программа, общие цели и задачи, реализующиеся в
единой, целостной образовательной среде. При
этом, естественно, каждый человек, работающий в
школе, является специалистом со своим кругом
обязанностей и возможностей. В результате его
профессиональная деятельность регулируется с
двух сторон: «изнутри» — профессиональными
нормами и задачами, «извне» — целями и задачами
образовательной программы школы.
Этот тезис, кстати, многое объясняет в
происхождении тех проблем, с которыми
сталкиваются многие школьные психологи. Их
положение в школе неоднозначно и даже внутренне
противоречиво из-за значительного расхождения
целей и задач, проецируемых на их деятельность
«снаружи» и «изнутри».
Например, профессия предписывает один взгляд на
ребенка (по сути — детоцентристский), а весь
уклад школы предполагает другой подход к ребенку
(как к объекту педагогического воздействия). Но
речь в данном случае идет о другом. Педагог и
психолог, работающие в одном классе, должны очень
тесно взаимодействовать друг с другом.
В идеале у них должен быть общий взгляд на
ситуацию, сложившуюся в классном коллективе и в
жизни отдельных детей, и единое представление о
психолого-педагогических задачах, из этой
ситуации вытекающих.
В РЕАЛЬНОСТИ
В реальности они должны к такому
взаимопониманию стремиться и находить разные
технологические формы для выработки искомого
общего взгляда (консилиумы, консультации и
прочее). Но вот решают они эти общие задачи
разными профессиональными средствами, и здесь
важно, чтобы специалисты друг другу доверяли.
Есть определенные профессиональные тайны и у
психолога, и у педагога. Есть интуиция, которую не
всегда можно облечь в слова. Не все, сказанное в
конфиденциальной ситуации ребенком своему
учителю или психологу, должно становиться
предметом обсуждения. Но в целом, я согласна,
педагог должен быть в курсе того, как работает с
его детьми психолог.
Мы очень поощряем присутствие педагога на
психологических уроках, обязательным является
участие классного руководителя (иногда —
пассивное, в качестве наблюдателя, но чаще —
включенное) в тех играх, которые мы проводим с его
классом.
Многие игры создаются при непосредственном
участии педагога, корректируются в соответствии
с его мнением и непременно обсуждаются вместе с
ним после проведения. И напротив: педагоги
рассказывают и обсуждают с нами те мероприятия,
которые они проводят в классе, содержание
индивидуальной работы с детьми и многое другое.
Еще раз подчеркну: школьный психолог не может и
не должен быть «сам себе специалистом», его
работа — часть деятельности всего коллектива в
рамках общих целей и задач, в рамках выработанной
и принятой всеми миссии школы.
ГЛАСНО И ОТКРЫТО
У психолога такое же «право голоса»,
как и у любого другого школьного специалиста. Он
не просто может, он должен говорить с педагогом
обо всех случаях, когда он не согласен с его
действиями. Если педагог его не слышит, если не
удалось найти общую точку зрения на возникшую
проблему, а психолог по-прежнему считает эту
проблему существенной, нужно идти дальше — в
методическое объединение, к завучу, к директору,
в конце концов. Идти гласно, открыто — не
кляузничать, а искать пути решения проблемы. Идти
не с жалобой, а с вопросом: «Как быть?»
Конечно, хорошо, если при аргументации своей
позиции психолог может опереться на объективные
данные своих обследований, наблюдений
(структурированных, продуманных), анализа
документальных источников, бесед с родителями и
т.д. Иногда важно иметь под рукой серьезную
психологическую литературу, на которую можно
сослаться. Но если ничего этого нет, а есть
громкий внутренний набат профессиональной
интуиции — надо все равно идти и говорить.
РАЗНЫЕ ФОРМЫ
Самая распространенная форма помощи —
консультирование педагогов. Разбирается
проблема, возникшая у педагога в отношении
конкретного ребенка, класса или того или иного
аспекта его профессиональной деятельности.
При этом очень часто проблема сначала
переформулируется, и лишь затем обсуждаются
возможные варианты ее решения. Помощь психолога
состоит в корректной постановке проблемы и в
предоставлении информации, которая помогает
лучше понять ее суть (происхождение). Психолог
может рассказать педагогу о психологических
особенностях детей или классов, о рекомендуемых
подходах к работе с ними и т.д.
Частью такой консультации может быть и
предоставление педагогу литературы для
самостоятельного изучения. Консультирование по
профессиональным проблемам очень часто
сопряжено с выходом на личные проблемы педагога.
Это вполне понятно. На педагогическом общении
педагога, на его подходе к решению возникающих
проблем неизбежно отражаются особенности его
личности. Здесь трудно давать конкретные
рекомендации, разве что такой вот, самый общий
совет: желательно личные трудности педагога
обсуждать только в контексте решения его
профессиональных задач. Школьный психолог не
может быть личным психотерапевтом сотрудников.
Один из способов ухода психолога от таких
щекотливых ситуаций — в предпочтении других
форм работы с профессиональными трудностями
педагога, о которых речь пойдет ниже.
Еще одна форма — просвещение, перерастающее в
проектирование. Я уже не раз высказывала свой
взгляд на просвещение как на малоэффективную
форму работы с педагогами. Но если
предоставление психологической информации
(например, касающейся возрастных особенностей
детей) плавно, но неизбежно перетекает в деловой
семинар, на котором ставится задача найти
способы применения новых знаний в
педагогических ситуациях, то такое просвещение
может быть очень действенным приемом работы.
Создание педагогической команды
класса (параллели) — еще один интересный метод
работы. Необходимость создания таких команд
связана, прежде всего, с обучением «трудных»
классов и учебных параллелей, иногда даже —
конкретного, очень трудного ребенка.
На стадии создания команды психолог выступает
лидером, так как именно он владеет технологиями
создания и сплочения целевой малой группы. Затем
он переходит на позицию ее участника, а функцию
организатора берет на себя педагог — лидер или
завуч.
Педагогическая команда обнаруживает основные
проблемы, существующие в работе с конкретными
учениками, формулирует актуальные
психолого-педагогические задачи и вырабатывает
общую стратегию их решения. Работает команда в
течение всего учебного года. Это перспективная и
эффективная форма работа, позволяющая, с одной
стороны, решать возникающие у педагогов
профессиональные трудности, а с другой стороны,
способствующая их профессиональному развитию.
Наконец, еще одна форма работы —
психолого-педагогический консилиум. О нем
сказано очень много, в том числе и мной, и в том
числе на страницах нашей газеты. Отмечу лишь один
момент. Консилиум хорош тем, что он изначально
ставит психолога в правильную позицию по
отношению к трудностям педагога: он их не решает,
он создает условия, в которых педагог сам находит
адекватные пути решения.
НАЙТИ СЕБЯ
Вернемся к началу разговора, к той
выписке из решения педсовета, которая содержится
в письме Татьяны Фроловой. Что же в ней
настораживает, при всем том, что она содержит
верные слова?
При оказании помощи педагогу, испытывающему те
или иные профессиональные трудности, психолог
должен очень сильно остерегаться позиции
«сверху». И еще больше — бежать той
ответственности, которую на него могут
попытаться возложить за эти трудности.
Не может ни один, даже самый распрекрасный
школьный психолог «изменить их (педагогов. — М.Б.)
подходы к взаимодействию с детьми в русле
гуманистических традиций». Это под силу только
хорошему директору и только в определенной
образовательной среде, созданной силой его воли
и убежденности.
Психолог, уверенно придерживаясь
гуманистической традиции, может найти способы и
формы работы, помогающие педагогу найти себя в
этой традиции. Не более того. А то получается так:
пусть психологи педагога всему научат, но
сохранят за ним его руководящую активную роль.
Так не бывает. Если есть лидер, то есть и ведомые.
Или есть сотрудники, единомышленники,
реализующие общие задачи данными им профессией
средствами.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |