Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

Уважаемая Марина Битянова!
В последнее время я часто встречалась с предложениями школьных психологов о необходимости более основательной работы с педагогами школы. По мнению многих директоров школ, деятельность психологов не может ограничиваться только работой с детьми. Вот, например, решение педсовета одной из московских школ: «Психолог обязан обогатить педагогов современными психологическими знаниями и техниками, а также изменить их подходы к взаимодействию с детьми в русле гуманистических традиций. Но даже в случае, если психолог работает только с детьми, педагог должен быть не только посвящен в содержание этой деятельности, но и активно участвовать в ней. В противном случае нарушается целостность педагогического процесса. Кроме того, сами педагоги нуждаются в психологической поддержке. Им нужно научиться управлять собой, восстанавливать силы, справляться со стрессовыми ситуациями и т.п. Иногда важно, чтобы их просто выслушали».
Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по следующим вопросам:
1. В какой мере должна согласовываться работа педагога и школьного психолога?
2. Может ли школьный психолог подвергать сомнению правильность действий педагога и сообщать ему об этом?
3. Какие формы работы с профессиональными проблемами педагогов Вы можете предложить? Как отделить профессиональные проблемы педагога от личных?
Буду благодарна за ответ на страницах газеты.

С уважением,
Татьяна ФРОЛОВА,
методист психолого-медико-социального центра
«Взаимодействие»,
г. Москва

Р.S. Есть еще одно пожелание: обсудить специфику деятельности социального педагога и психолога школы и развести их функции. В глазах управленцев они нередко сливаются воедино, в связи с тем что и социальный педагог, и психолог занимаются так называемыми «трудными детьми».

В ИДЕАЛЕ

Я во многом согласна с положениями педсовета, приведенными в письме Т. Фроловой. При этом мне кажется, что тот смысл, который я вкладываю в эти слова, отличается от того смысла, который хотели транслировать его авторы. Поэтому не ограничусь простым согласием, а отвечу подробно.
Деятельность школьного психолога для меня неразрывно слита с деятельностью всех взрослых, работающих в школе. У них общая образовательная программа, общие цели и задачи, реализующиеся в единой, целостной образовательной среде. При этом, естественно, каждый человек, работающий в школе, является специалистом со своим кругом обязанностей и возможностей. В результате его профессиональная деятельность регулируется с двух сторон: «изнутри» — профессиональными нормами и задачами, «извне» — целями и задачами образовательной программы школы.
Этот тезис, кстати, многое объясняет в происхождении тех проблем, с которыми сталкиваются многие школьные психологи. Их положение в школе неоднозначно и даже внутренне противоречиво из-за значительного расхождения целей и задач, проецируемых на их деятельность «снаружи» и «изнутри».
Например, профессия предписывает один взгляд на ребенка (по сути — детоцентристский), а весь уклад школы предполагает другой подход к ребенку (как к объекту педагогического воздействия). Но речь в данном случае идет о другом. Педагог и психолог, работающие в одном классе, должны очень тесно взаимодействовать друг с другом.
В идеале у них должен быть общий взгляд на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе и в жизни отдельных детей, и единое представление о психолого-педагогических задачах, из этой ситуации вытекающих.

В РЕАЛЬНОСТИ

В реальности они должны к такому взаимопониманию стремиться и находить разные технологические формы для выработки искомого общего взгляда (консилиумы, консультации и прочее). Но вот решают они эти общие задачи разными профессиональными средствами, и здесь важно, чтобы специалисты друг другу доверяли.
Есть определенные профессиональные тайны и у психолога, и у педагога. Есть интуиция, которую не всегда можно облечь в слова. Не все, сказанное в конфиденциальной ситуации ребенком своему учителю или психологу, должно становиться предметом обсуждения. Но в целом, я согласна, педагог должен быть в курсе того, как работает с его детьми психолог.
Мы очень поощряем присутствие педагога на психологических уроках, обязательным является участие классного руководителя (иногда — пассивное, в качестве наблюдателя, но чаще — включенное) в тех играх, которые мы проводим с его классом.
Многие игры создаются при непосредственном участии педагога, корректируются в соответствии с его мнением и непременно обсуждаются вместе с ним после проведения. И напротив: педагоги рассказывают и обсуждают с нами те мероприятия, которые они проводят в классе, содержание индивидуальной работы с детьми и многое другое.
Еще раз подчеркну: школьный психолог не может и не должен быть «сам себе специалистом», его работа — часть деятельности всего коллектива в рамках общих целей и задач, в рамках выработанной и принятой всеми миссии школы.

ГЛАСНО И ОТКРЫТО

У психолога такое же «право голоса», как и у любого другого школьного специалиста. Он не просто может, он должен говорить с педагогом обо всех случаях, когда он не согласен с его действиями. Если педагог его не слышит, если не удалось найти общую точку зрения на возникшую проблему, а психолог по-прежнему считает эту проблему существенной, нужно идти дальше — в методическое объединение, к завучу, к директору, в конце концов. Идти гласно, открыто — не кляузничать, а искать пути решения проблемы. Идти не с жалобой, а с вопросом: «Как быть?»
Конечно, хорошо, если при аргументации своей позиции психолог может опереться на объективные данные своих обследований, наблюдений (структурированных, продуманных), анализа документальных источников, бесед с родителями и т.д. Иногда важно иметь под рукой серьезную психологическую литературу, на которую можно сослаться. Но если ничего этого нет, а есть громкий внутренний набат профессиональной интуиции — надо все равно идти и говорить.

РАЗНЫЕ ФОРМЫ

Самая распространенная форма помощи — консультирование педагогов. Разбирается проблема, возникшая у педагога в отношении конкретного ребенка, класса или того или иного аспекта его профессиональной деятельности.
При этом очень часто проблема сначала переформулируется, и лишь затем обсуждаются возможные варианты ее решения. Помощь психолога состоит в корректной постановке проблемы и в предоставлении информации, которая помогает лучше понять ее суть (происхождение). Психолог может рассказать педагогу о психологических особенностях детей или классов, о рекомендуемых подходах к работе с ними и т.д.
Частью такой консультации может быть и предоставление педагогу литературы для самостоятельного изучения. Консультирование по профессиональным проблемам очень часто сопряжено с выходом на личные проблемы педагога. Это вполне понятно. На педагогическом общении педагога, на его подходе к решению возникающих проблем неизбежно отражаются особенности его личности. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, разве что такой вот, самый общий совет: желательно личные трудности педагога обсуждать только в контексте решения его профессиональных задач. Школьный психолог не может быть личным психотерапевтом сотрудников. Один из способов ухода психолога от таких щекотливых ситуаций — в предпочтении других форм работы с профессиональными трудностями педагога, о которых речь пойдет ниже.
Еще одна форма — просвещение, перерастающее в проектирование. Я уже не раз высказывала свой взгляд на просвещение как на малоэффективную форму работы с педагогами. Но если предоставление психологической информации (например, касающейся возрастных особенностей детей) плавно, но неизбежно перетекает в деловой семинар, на котором ставится задача найти способы применения новых знаний в педагогических ситуациях, то такое просвещение может быть очень действенным приемом работы.

Создание педагогической команды класса (параллели) — еще один интересный метод работы. Необходимость создания таких команд связана, прежде всего, с обучением «трудных» классов и учебных параллелей, иногда даже — конкретного, очень трудного ребенка.
На стадии создания команды психолог выступает лидером, так как именно он владеет технологиями создания и сплочения целевой малой группы. Затем он переходит на позицию ее участника, а функцию организатора берет на себя педагог — лидер или завуч.
Педагогическая команда обнаруживает основные проблемы, существующие в работе с конкретными учениками, формулирует актуальные психолого-педагогические задачи и вырабатывает общую стратегию их решения. Работает команда в течение всего учебного года. Это перспективная и эффективная форма работа, позволяющая, с одной стороны, решать возникающие у педагогов профессиональные трудности, а с другой стороны, способствующая их профессиональному развитию.
Наконец, еще одна форма работы — психолого-педагогический консилиум. О нем сказано очень много, в том числе и мной, и в том числе на страницах нашей газеты. Отмечу лишь один момент. Консилиум хорош тем, что он изначально ставит психолога в правильную позицию по отношению к трудностям педагога: он их не решает, он создает условия, в которых педагог сам находит адекватные пути решения.

НАЙТИ СЕБЯ

Вернемся к началу разговора, к той выписке из решения педсовета, которая содержится в письме Татьяны Фроловой. Что же в ней настораживает, при всем том, что она содержит верные слова?
При оказании помощи педагогу, испытывающему те или иные профессиональные трудности, психолог должен очень сильно остерегаться позиции «сверху». И еще больше — бежать той ответственности, которую на него могут попытаться возложить за эти трудности.
Не может ни один, даже самый распрекрасный школьный психолог «изменить их (педагогов. — М.Б.) подходы к взаимодействию с детьми в русле гуманистических традиций». Это под силу только хорошему директору и только в определенной образовательной среде, созданной силой его воли и убежденности.
Психолог, уверенно придерживаясь гуманистической традиции, может найти способы и формы работы, помогающие педагогу найти себя в этой традиции. Не более того. А то получается так: пусть психологи педагога всему научат, но сохранят за ним его руководящую активную роль. Так не бывает. Если есть лидер, то есть и ведомые. Или есть сотрудники, единомышленники, реализующие общие задачи данными им профессией средствами.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук