Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ И СВОЕМУ РЕБЕНКУ

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ И СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Т.Е. Болотова
СПб.: Союз, 2000

Будь моя воля, я бы в закон о рекламе внес какое-нибудь дополнение, запрещающее издателям описывать свои книжки. Или пусть, по крайней мере, пишут, где содержание, а где реклама. А то уж больно беззастенчиво получается.
Судите сами. «Эта книга уникальна, то есть аналогов ей в мире психологической литературы просто нет». А? Скромненькое такое начало. Просто нет — и все. А знаете почему? Потому что она «в отличие от большинства подобных книг дает КОНКРЕТНЫЕ советы, как поступить тому или иному родителю в РЕАЛЬНОЙ для него ситуации».
Вот. Доктор Добсон, Руперт Хайнпрехт и Юлия Борисовна Гиппенрейтер госпоже Болотовой Т.Е. не аналоги. Именно она — Селиван-первопроходец мировой литературы, до нее КОНКРЕТНЫЕ советы никто не давал. Видимо, квалификация не позволяла.
Посмотрим, что же это за советы.
Вот один из первых: ребенок «должен быть недоверчив к окружающему миру, спиной чувствовать крадущуюся за собой опасность». Да так ведь и параноиком стать недолго! Понимает ли автор что-нибудь в детских страхах?
Не беспокойтесь — понимает. Даже пара главок им посвящена, и, как положено, с конкретными советами. Точнее — советом: нарисовать свой страх, а потом с ним немного поработать, нарисовать ему улыбку, смешные уши и вместе посмеяться над этой «несуразностью». Просто, не правда ли?
А вот действительно трагическая ситуация — потеря ребенка. Тут поможет следующая психотехника: «сожмите свои ладони вместе и представьте себе, что вы держите сейчас в них маленький «атом души» вашего ребенка. А теперь раскройте руки и скажите ему вслух: «Прости за все... Я тебя отпускаю!»
И все! Правда-правда, совсем все! А я-то думал, что работе со страхами и с горем учат целый семестр. Оказалось, тут дел всего-то ладошки разжать и в них дунуть.
Еще для каждой «реальной ситуации» приводится психокоррекционная метафора. Правда, никакая это не метафора (перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего признака), а просто обобщенный пример типа «жила-была девочка», изредка слегка обогащенный сказочно-фантастическими деталями. Но даже для такой примитивной «метафоры» никакие техники работы не описаны. Прочтите ее ребенку вслух, и все как рукой снимет. У нас больные сами как мухи выздоравливают!
Не смущается автор противоречиями: в одном месте советует платить ребенку за хорошие оценки, а в другом строго против этого предостерегает.
Самое удивительное, что в профессиональной компетенции автора сомневаться не приходится. Чувствуется большой практический опыт, все описанные случаи очень типичные, а ситуации действительно реальные. Вот только писательское мастерство сильно подкачало.
И получилось нехорошо. Так кратко и примитивно излагать сложнейшие вопросы, имеющие массу тонкостей и нюансов, все-таки нельзя. Или опять издатели виноваты, на объеме решили сэкономить? Не знаю, но «не имеющая аналогов» книга на самом деле — небольшая брошюра.
Так что, взяв в руки «уникальное издание», готовьтесь начать сложную работу по отделению зерен от плевел. Уверен, что вашей квалификации для этого достаточно.

Марк САРТАН