Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ

После введения в общеобразовательных школах классов для обучения детей со слабовыраженными отклонениями (классов коррекционно-развивающего обучения — КРО) возникла острая необходимость решения двух задач: обоснованного комплектования таких классов; построения коррекционной психолого-педагогической работы с такими детьми по преодолению недостатков в их развитии.
Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова и Л.Ф. Чупров предложили для этих целей (1990) психодиагностический комплекс (ПДК) для младших школьников с трудностями обучения. ПДК включает следующие методики: изучения прогностической деятельности (методика «Угадайка»), наглядно-образного мышления (36 цветных прогрессивных матриц детского варианта Дж. Равена в модификации Т.В. Розановой) и словесно-логического мышления. Последняя методика, сконструированная на основе четырех словесных субтестов из теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, часто применяется при диагностических обследованиях детей до 10 лет.
Разрабатываемые нами комплексы для психодиагностического обследования обладают спецификой, необходимой для выявления отклонений в развитии различного генеза, сопровождающихся трудностями обучения. В качестве такой специфики может выступать использование стимулирующей помощи.
Подобная помощь дает возможность объяснить недостаточную результативность выполнения задания вследствие повышенной импульсивности, отвлекаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, истощаемости, пресыщаемости, отмечаемых при отклонениях в развитии не только на этапе начального обучения, но и в подростковом возрасте.
Таким образом, разрабатываемые нами комплексы диагностических методик направлены на выявление особенностей структуры познавательной деятельности у детей с трудностями обучения различной этиологии.
Расширение границ обучения детей в классах КРО в пределах неполной средней школы и необходимость контроля за динамикой их развития требуют создания адекватного методического инструментария. Мы полагаем, что этим целям мог бы служить ПДК из трех взаимодополняющих методик, подобный тому, который успешно используется для младших школьников.
Комплекс взаимодополняющих методик для старших школьников может включать вариант «Угадайки», разработанный Л.И. Переслени и опубликованный в «Вопросах психологии» в 1993 году. В качестве второй методики может быть рекомендован набор из 30 черно-белых матриц Дж. Равена, способ применения которых для учащихся старшей возрастной группы предложен О.И. Мотковым (1993).
Особое значение для эффективного контроля за динамикой психического развития детей может иметь методика, оценивающая развитие словесно-логического мышления, так как именно оно наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте. Поэтому возникает необходимость создания информативного варианта методики определения уровня развития словесно-логического мышления у учеников 5—9-х классов.
Методика определения уровня развития словесно-логического мышления должна входить в диагностический комплекс для выявления особенностей развития детей с трудностями обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

 

НАШ ВАРИАНТ

В данной работе предлагается вариант вербальной методики, включающий 4 субтеста по 10 проб каждый (см. приложение 1).
Подбор словесных заданий проводился нами на основе анализа различных опубликованных вариантов вербальных тестов. Структура предлагаемой нами ниже методики и способ обработки данных аналогичны тем, которые характерны для психодиагностического комплекса (Л.И. Переслени. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности младших школьников. М.: Когито-центр, 1996).

I субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.
II субтест — на выявление сформированности логического действия (классификации), способности к абстрагированию.
III субтест — на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».
IV субтест — на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В процессе поиска наиболее информативных проб было проверено несколько вариантов заданий на девятиклассниках общеобразовательных школ Москвы с разной успешностью обучения, с речевой патологией и на учениках классов КРО. К настоящему моменту нами отобрано 40 заданий для четырех вышеперечисленных субтестов.
Процедура обследования ребенка предполагает вторую попытку, если первое решение той или иной пробы было неудачным.
Обработка индивидуальных данных включает подсчет суммы баллов для каждого субтеста в отдельности. Сумма складывается из количества баллов за правильные решения каждой пробы с первой попытки (1 балл — за правильный ответ) и со второй попытки после стимулирующей помощи, если первый ответ был неверным (по 0,5 балла).
Затем подсчитывается общая балльная оценка за выполнение четырех субтестов и отдельно суммарная балльная оценка за решение проб со второй попытки. Последняя оценка дает представление о зоне ближайшего развития и особенностях регуляции произвольных форм деятельности.
Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов. Суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов — показатель успешности (ПУ).

где Х — сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.
Как и для варианта, используемого при обследовании младших школьников, предлагается четыре уровня успешности.
Четвертый уровень успешности (наивысший) соответствует 100–80% (32 балла и более за правильно выполненные задания с первой и второй попытки).
Третий уровень — 79—65% (31,5—26 баллов).
Второй уровень — 64—50% (25,5—20 баллов).
Первый уровень — 49% и менее (19,5 и менее баллов).
В данной статье мы не публикуем выявленные нами средние значения, считая, что они могут не отражать присущие генеральной выборке величины, так как получены на школьниках достаточно благополучного района Москвы (Западный административный округ). Всего было обследовано 86 человек.
Мы убеждены, что необходима дальнейшая проверка средних значений на других выборках и особенно в других регионах России.

 

НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Авторы статьи совместно с редакцией «Школьного психолога» полагают, что наиболее широкая и квалифицированная проверка надежности и валидности теста могла бы быть осуществлена с помощью психологов, работающих в различных городах и населенных пунктах России. Только таким образом можно получить в настоящее время репрезентативные данные, которые покажут меру применимости субтестов на школьной популяции.
Мы призываем вас помочь нам в проверке методики!
Школьным психологам, желающим принять в этом участие, необходимо выполнить следующие условия.
1. Обследование должно быть индивидуальным. При этом психолог должен сидеть рядом с учеником, читающим пробы, и записывать в протокол результаты устных ответов. Форма протокола приводится ниже (см. приложение 2). Хорошо бы зафиксировать общее время выполнения теста, которое не ограничивается экспериментатором.
2. Инструкция и пробы должны точно соответствовать предлагаемому ниже варианту. Никакая другая помощь, кроме стимулирующей, не используется.
При установлении нормативных показателей мы считаем целесообразным ориентироваться на результаты детей, усваивающих программу обучения на оценки «4» и «5».
Среди троечников и неуспевающих школьников могут встречаться дети с недостатками в развитии разной этиологии. Поэтому результаты обследования успевающих учеников нужно обобщать отдельно от результатов слабоуспевающих школьников, а также учеников из классов КРО. Может быть обследовано разное количество детей.
Полученные данные нужно оформить в виде протокола и сводной таблицы данных (см. приложение 3).
Успевающие ученики московских школ выполняют субтесты в основном с успешностью четвертого-третьего уровня.
Задания второго и третьего субтестов вызывают незначительные затруднения при их решении успевающими учениками обследованных нами выборок. Это дает основание предполагать, что сконструированный нами тест может быть полезен для выявления особенностей словесно-логического мышления учеников и более младших классов.
Мы были бы благодарны тем школьным психологам, которые провели бы дополнительное обследование аналогичным способом успевающих учеников 5—7-х классов и тем самым помогли бы определить границы применимости предлагаемого нами варианта методики для выявления особенностей развития словесно-логического мышления в среднем звене школы.
Мы надеемся на отклик школьных психологов в течение двух месяцев со дня опубликования настоящей статьи или до конца учебного года.
Опыт работы в Москве дает нам основание предположить, что обследование детей с помощью предлагаемых нами методик поможет расширить ваше представление об уровне сформированности словесно-логического мышления ваших учеников.
Со своей стороны мы обязуемся обобщить данные и опубликовать результаты в периодической печати со ссылками на всех наших коллег, принявших участие в проверке предложенной диагностической методики.
Материалы могут быть направлены на кафедру специальной психологии Московского городского педагогического университета по адресу:
117261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14.

Любовь ПЕРЕСЛЕНИ,
доктор психологических наук,
Московский городской
педагогический университет

Татьяна ФОТЕКОВА,
кандидат психологических наук

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ

I субтест

Инструкция
Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

1. Эволюция — это... порядок, время, постоянство, случайность, развитие.
2. Бодрое и радостное восприятие мира — это... грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и... случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.
4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это... логика, социология, филология, эстетика, философия.
5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово... неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.
6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется... декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.
7. Век — это... история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.
8. Интеллектуальный — это... опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.
9. Иронический — это... мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.
10. Объективный — это... беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

II субтест

Инструкция
Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
2. После, раньше, иногда, сверху, позже.
3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.
7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.
8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
9. Секунда, час, год, вечер, неделя.
10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

III субтест

Инструкция
Между первым и вторым словом есть определенная связь.
Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

IV субтест

Инструкция
Приведены два слова. Определи, что между ними общего; подбери обобщающее слово или словосочетание.

1. Любовь, ненависть.
2. Герб, флаг.
3. Барометр, термометр.
4. Крокодил, черепаха.
5. Землетрясение, смерч.
6. Рим, Вашингтон.
7. Умножение, вычитание.
8. Повесть, рассказ.
9. Африка, Антарктида.
10. День, ночь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОТОКОЛ

Дата____________________

Ф.И.______________________________________________________________________________

Дата рождения (год, месяц, число)_________________________

Место жительства________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть).

Занятия родителей: мать___________________________________________

отец___________________________________________

Успеваемость (обобщенная оценка)_______________________________________

Результаты обследования

3.gif (10609 bytes)

Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________

% успешности__________ продолжительность обследования______________

Дополнительные сведения о ребенке____________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ