ПРОТИВ ПОСПЕШНОСТИ
Природа хочет, чтобы дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми.
Если мы хотим нарушить этот порядок,
мы произведем скороспелые плоды,
которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса
и не замедлят испортиться.
Дайте детству созреть в детях.
Ж-Ж. Руссо
АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio — расширение,
усиление, обогащение) — многозначный термин,
используемый в различных областях — от риторики
до теории управления. Многообразие его значений
само по себе наглядно иллюстрирует, в какие формы
может воплотиться иноязычное заимствование в
зависимости от специфики той или иной отрасли. В
психологии он имеет особое значение, раскрыть
которое немаловажно, особенно в связи с тем, что
большинство справочных изданий этим
пренебрегают либо ограничиваются односторонней
трактовкой.
Единственная трактовка, которую этот
редкий термин получает в универсальных словарях
и энциклопедиях (например, таких авторитетных,
как словарь Даля или Большая Советская
Энциклопедия), относится к сфере словесности.
Так, в БСЭ читаем: «Амплификация — в
художественной литературе и ораторской речи
одна из стилистических фигур; использование
однородных элементов речи: определений,
синонимов, сравнений, антонимических
противопоставлений для усиления
выразительности. Например: «Я тайный замысел
ласкал, терпел, томился и страдал» (М.Ю.
Лермонтов)».
Совершенно иную трактовку термин
получает в современной теории управления. В этой
сфере, согласно принципу амплификации, в сложных
системах весьма малое внешнее воздействие может
привести к значительно более сильной реакции
всей системы, чем можно было бы предположить,
исходя из масштаба стимула.
Еще в одном специфическом значении
термин употребляется для характеристики сложных
химических реакций и биохимических процессов.
Как и во многих подобных случаях,
специалисты разных отраслей, затрудняясь четко
определить некоторое явление средствами родного
языка, заимствуют термин из чужого и при этом
придают ему одним им понятное значение.
Психологи в этом терминологическом
словотворчестве не знают себе равных. И
неудивительно, что термин «амплификация»
встречается и в некоторых психологических
словарях (правда, далеко не во всех). Как правило,
отмечается, что в психологию термин введен К.Г.
Юнгом. О том специфическом значении, которое
термину придавал наш соотечественник А.В.
Запорожец, почти нигде и не упоминается. Поэтому
целесообразно рассмотреть оба эти значения,
причем особое внимание уделить второму, как
более значимому в педагогической практике.
Для Юнга амплификация представляет
собой технику работы со сновидениями в состоянии
бодрствования. Вводя этот термин, Юнг опирался на
его традиционное значение в словесности,
подразумевая стилистическую фигуру, состоящую
из нанизанных друг на друга синонимических
определений, сравнений, образных выражений.
Как известно, в юнгианском анализе
сновидений их содержание осмысливается за счет
свободных ассоциаций и через мифологическое их
толкование. Амплификация, по Юнгу, состоит в том,
что осуществляется сравнение отдельных мотивов
сна с аналогичными по смыслу произведениями
литературы (в том числе эпическими,
мифологическими), живописи, а также с
традиционными символами.
Предполагается, что при применении
этой техники происходит развитие личности в
связи с осознанием ею той части души, которая
прежде была скрыта. Расширение сознания человека
и его упорядочивание происходит в контексте
смыслов снов. Такая тактика, основанная в
буквальном смысле на «расширении», «обогащении»,
явно противоположна фрейдовскому методу
«редукции к первичным фигурам».
Надо признать, что большинству
практических психологов как сам этот метод, так и
его обозначение неизвестны. В самом деле,
толкование сновидений — весьма специфическая
область, в которой находят себя немногие
энтузиасты, и практическое ее значение далеко не
бесспорно.
Гораздо более важной — как в
теоретическом, так и в практическом плане —
представляется концепция амплификации,
сформулированная А.В. Запорожцем.
Термин «амплификация» был использован
Запорожцем применительно к психическому
развитию ребенка. Амплификацию он
противопоставлял искусственной акселерации,
выражающейся в форсированном обучении,
сокращении детства, преждевременном превращении
младенца в дошкольника, дошкольника в школьника
и т.д.
Амплификация, по Запорожцу, — это
широкое развертывание и максимальное обогащение
содержания специфически детских форм игровой
практической и изобразительной деятельности, а
также общения детей друг с другом и со взрослым с
целью формирования психических свойств и
качеств, для возникновения которых наиболее
благоприятные предпосылки создаются в раннем
детстве.
Эта концепция приобретает особую
значимость в связи с тем, что некоторые
психологи, основываясь на данных о больших
психофизиологических возможностях маленьких
детей и о высокой эффективности их раннего
обучения, склонны вообще отказаться, подобно А.
Бандуре, от понятия возраста как качественно
своеобразной ступени психического развития и
отрицать необходимость учета возрастных
особенностей детей при их обучении, полагая, как
выразился однажды Дж. Брунер, что «основы любого
предмета в некоторой форме можно преподавать в
любом возрасте».
На первый взгляд убедительным
подтверждением этой точки зрения могут служить
результаты исследований М. Макгроу, успешно
обучавшего младенцев плаванию, катанию на
роликах и различным акробатическим упражнениям;
О. Моора, вырабатывавшего навыки чтения и
печатания на машинке на втором году жизни; П.
Сапписа, формировавшего довольно сложные
логико-математические операции у 4—5-летних
детей.
Не вдаваясь в обсуждение конкретных
результатов каждого из упомянутых исследований
(некоторые из них, несомненно, представляют
известный научный интерес), важно все-таки
оценить возникающую на их основе концепцию. По
существу она представляет собой современный
вариант раскритикованной в свое время Л.С.
Выготским, Г.С. Костюком, С.Л. Рубинштейном и др.
бихевиористской теории, отождествлявшей
развитие с обучением, отрицавшей качественное
своеобразие последовательных возрастных
периодов детства, а заодно и специфическое
значение ранних этапов онтогенеза для общего
формирования личности.
Утверждение о том, будто ценой
искусственной акселерации развития ребенка,
путем сокращения детства может быть достигнут
духовный прогресс, является прогрессивным по
видимости, но наивно-утопическим по сути. Детство
ребенка, значительно более длительное и
неизмеримо более богатое по содержанию, по
характеру происходящих на его протяжении
психических изменений, чем это имеет место у
детенышей животных, является величайшим
достижением и громадным преимуществом homo sapiens.
Оно дает возможность ребенку до достижения
зрелости овладеть богатством духовной и
материальной культуры, созданной обществом,
приобрести специфические для человека
способности и нравственные качества.
В самом деле, маленький ребенок очень
пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое
может: может значительно больше, чем долгое время
полагали большинство психологов и педагогов. Это
открывает перспективы существенного обогащения
познавательного содержания раннего воспитания и
обучения. Вместе с тем полученные
исследовательские данные говорят и о том, что
повышение эффективности раннего обучения
требует строгого учета возрастных
психофизиологических особенностей ребенка.
Во-первых, необходимо учитывать то, что
речь идет о растущем детском организме, о
развивающемся мозге, созревание которого еще не
закончилось, функциональные особенности
которого еще не сложились и возможности которого
еще ограничены. При перестройке педагогического
процесса необходимо предусматривать не только
то, чего ребенок данного возраста способен
достичь при интенсивной тренировке, но и каких
физических и нервно-психических затрат будет ему
это стоить. Ибо известно, какую опасность
представляет перегрузка, переутомление для
состояния здоровья и дальнейшего хода детского
развития.
Во-вторых, данные многочисленных
исследований свидетельствуют, что максимальный
эффект в реализации больших возможностей
ребенка достигается лишь в том случае, если
применяемые методы обучения строятся в
соответствии с психофизиологическими
особенностями его возраста и с учетом того
особого значения, которое имеет детство и
интенсивно формирующиеся на данной возрастной
ступени психические новообразования для общего
хода поэтапного формирования личности.
Идеи Запорожца остаются особо
актуальными в связи с воспроизводимыми из
поколения в поколение завышенными амбициями
родителей, стремящихся ускорить темп
психического (прежде всего — интеллектуального)
развития своих детей, добиться от них высоких
познавательных и творческих достижений в ту
пору, когда речь следовало бы вести о достижениях
совсем иного рода.
А бывает, что идея искусственной
акселерации завладевает и чиновными умами. Так и
произошло на одном из витков перманентной
реформы, которая стала для нашей
многострадальной школы фактически нескончаемой.
В один прекрасный день было решено, что
детям следует начинать учиться не в 7 лет, как это
традиционно было принято, а на год раньше. Сейчас
уже трудно разобраться, какими
социально-политическими мотивами
руководствовались инициаторы реформы. Однако
очевидно, что психологическое обоснование столь
смелого новшества отсутствовало. Наиболее
убедительный аргумент состоял в том, что в разных
странах дети приступают к систематическому
школьному обучению в разные сроки — где-то в 7
лет, где-то в 6, а кое-где, например в
Великобритании, и вовсе в 5.
При этом упускалось из виду, что
английская nursery school хоть формально и
называется школой, но по сути представляет собой
аналог нашего детского сада и выполняет
практически те же задачи. Просто у нас в детский
сад можно и не ходить, а там школу посещать надо. А
занятия и там и тут ведутся на простейшем уровне,
предусматривают овладение элементарными
базовыми знаниями и навыками, осуществляются
почти исключительно в игровой форме и к тому же
сочетаются со всевозможными подвижными играми,
прогулками и прочими «детсадовскими» формами
времяпрепровождения.
Идея усечения детства, несмотря на
фиаско утопической реформы, по сей день
будоражит амбициозные умы иных родителей и
педагогов. В каком-то смысле можно понять
гордость родителей, чье дитя еще до поступления в
школу умеет читать газеты. Но вот самого
ребеночка искренне жаль. Начитаться всего этого
вздора он успел бы и в зрелые годы. И вместо
сольфеджио, латыни и акробатики лучше поиграл бы
с товарищами в салочки. Потому что потом такой
возможности у него уже не будет.
Сергей СТЕПАНОВ
|