Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

ДАЙДЖЕСТ

Рождественская Н.А., Березина А.В. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания сверстников. Мир психологии, № 3 (27), 2001, с. 112—115.

В подростковом возрасте (особенно в 12 лет) активно формируется умение адекватно воспринимать других людей в сложных ситуациях. Стихийно этот процесс происходит в 10—13 лет, однако в силу разных причин он может не завершиться даже в зрелом возрасте. Поэтому именно в подростковом возрасте важно развивать способность гипотетически мыслить.
Под вероятностным оцениванием понимается способность субъекта познания избегать категорических суждений о людях и формировать не менее двух гипотез о личностных свойствах оцениваемого человека, а также способность производить после проверки этих гипотез коррекцию неправильных суждений.
В данной работе изучался процесс стихийного становления вероятностного оценивания сверстников у подростков 9—14 лет. Для проведения эксперимента использовались авторские оригинальные задания, разработанные на основе модификации подросткового варианта теста Розенцвейга. Изменения касались инструкций к выполнению: подросткам предлагалось сделать несколько предположений о причинах поведения подростков, изображенных на рисунках.
В результате качественного анализа были выделены три группы подростков, характеризующиеся разными уровнями развития способности к вероятностному оцениванию сверстников.
Количество испытуемых, способных к вероятностному оцениванию сверстников, резко увеличилось после проведения обучающего эксперимента.

Подготовила Ольга БАРАНОВА