Рождественская Н.А.,
Березина А.В. Формирование у подростков
способности вероятностного оценивания
сверстников. Мир психологии, № 3 (27), 2001, с. 112—115.
В подростковом возрасте (особенно в 12
лет) активно формируется умение адекватно
воспринимать других людей в сложных ситуациях.
Стихийно этот процесс происходит в 10—13 лет,
однако в силу разных причин он может не
завершиться даже в зрелом возрасте. Поэтому
именно в подростковом возрасте важно развивать
способность гипотетически мыслить.
Под вероятностным оцениванием понимается
способность субъекта познания избегать
категорических суждений о людях и формировать не
менее двух гипотез о личностных свойствах
оцениваемого человека, а также способность
производить после проверки этих гипотез
коррекцию неправильных суждений.
В данной работе изучался процесс стихийного
становления вероятностного оценивания
сверстников у подростков 9—14 лет. Для проведения
эксперимента использовались авторские
оригинальные задания, разработанные на основе
модификации подросткового варианта теста
Розенцвейга. Изменения касались инструкций к
выполнению: подросткам предлагалось сделать
несколько предположений о причинах поведения
подростков, изображенных на рисунках.
В результате качественного анализа были
выделены три группы подростков,
характеризующиеся разными уровнями развития
способности к вероятностному оцениванию
сверстников.
Количество испытуемых, способных к
вероятностному оцениванию сверстников, резко
увеличилось после проведения обучающего
эксперимента.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |