Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

КОЛЛЕГИ

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Уже не первый год среди педагогов и психологов не прекращается спор о том, возможна ли (и нужна ли) интеграция детей-инвалидов в общество здоровых сверстников. За интеграцию выступают родители детей с особенностями в развитии, педагоги-инноваторы и психологи-энтузиасты. Против — большинство родителей «обычных» детей и пессимистически настроенные педагоги и психологи.
В нашей стране уже есть позитивный опыт создания учебных заведений, где совместно приобретают знания здоровые ребята и дети с проблемами в развитии. Правда, чаще в таких школах учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы об этом уже не раз писали (см., например, «Цветик-семицветик», «Школьный психолог», № 33, 1999, «Полонез в инвалидной коляске», «Школьный психолог», № 27, 2001).
Недавно в нашей газете было опубликовано интервью с заместителем директора центра «Здоровое поколение» Л.И. Аксеновой «Заразно ли это?» («Школьный психолог», № 4, 2002). Читатели познакомились с уникальным экспериментом по созданию адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей, имеющих значительные ограничения в здоровье. Сотрудники этого центра проводят не имеющую аналогов в нашей стране работу по социализации и интеграции в общество детей с синдромом Дауна.

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Традиционно дети со значительными отклонениями в здоровье «приписываются» к системе социальной защиты, где они не получают практически никакой помощи в развитии. Для нашей страны до сих пор является большим «достижением» то, что детей, родившихся с синдромом Дауна, родители забирают домой.
Мысль о том, что все дети могут получать доступное им образование в обществе здоровых сверстников, возникла сначала у родителей больных детей. Эта идея была одобрена специалистами: дефектологами, психологами, педагогами, работающими в ассоциации «Даун-синдром». При поддержке Московского комитета образования была начата разработка «Модели адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей с нормой и отклонениями в развитии речи, опорно-двигательного аппарата, со значительными ограничениями здоровья и жизнедеятельности (с инвалидностью)».
Участники проекта, среди которых были дефектологи, психологи, медики и педагоги (Л.И. Аксенова — руководитель, Ф.А. Юнусов, Г.К. Широкова, Т.И. Романова, Т.С. Низова, Н.Л. Неведова, О.Г. Кондакова, Г.В. Дедюхина, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич), изучили опыт иностранных специалистов по работе с детьми, имеющими особенности в развитии, и интеграции их в здоровое детское сообщество.
Оказалось, что в Германии и Израиле существует система работы с такими детьми, куда входят разные социальные структуры: семья, государственные и общественные организации.
Все прекрасно понимали, что создать сразу аналогичную модель в наших условиях нереально. Но в рамках программы «Столичное образование» началась работа по «созданию образовательного пространства и реабилитационной среды для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих значительные отклонения здоровья и жизнедеятельности». Был создан координационный межотраслевой центр «Здоровое поколение», которому впоследствии был присвоен статус городской экспериментальной площадки.
Меньше чем за два года в «Здоровом поколении» разработаны уникальные формы и методы работы с детьми с синдромом Дауна. Здесь существует четкая «технологическая» цепочка работы специалистов, позволяющая выстраивать для каждого ребенка индивидуальный развивающий маршрут.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция детей в коллектив сверстников проходит разными путями.
Сначала коррекционный педагог, выезжая к ребенку на дом, составляет для него индивидуальную комплексную программу психомоторного развития и врачебной помощи.
После того как ребенок проходит период надомного обучения, он поступает в диагностическую адаптационную группу. Здесь он постепенно осваивает социальные навыки: ходит в спортивный зал, в бассейн, на музыкальные занятия.
Дети с синдромом Дауна могут находиться в кругу сверстников, они принимают правила, которые им предлагают педагоги: сидят на занятиях, выполняют задания, проявляют какие-то эмоции. В зависимости от уровня развития и индивидуального темпа обучения кто-то из детей интегрируется в обычную группу детского сада, кто-то — в группу кратковременного пребывания. Сейчас в каждом окружном управлении образования есть 2–3 детских сада с интегративными группами.

Заместитель директора центра Г.К. Широкова:

Конечно, мы понимаем, что дети с синдромом Дауна и другими серьезными нарушениями в психофизическом и интеллектуальном развитии не могут соответствовать своим сверстникам, но они могут жить в обществе, быть адаптированными к нему.
У детей с синдромом Дауна разные возможности, поэтому чем раньше начинается работа с таким ребенком, тем значительнее будут результаты. Дети оказываются психологически готовыми к обучению, а это очень важно. Мы формируем у наших ребят мотивацию к учебе, умение выполнять требования учителя, вести себя в коллективе. Наши родители уже не боятся идти в массовый детский сад. Выяснилось, что наши дети не отличаются от других по поведению.

«МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ»

В центре проводятся и индивидуальные, и групповые занятия. Детей с синдромом Дауна отличает то, что у них много сопутствующих (часто очень тяжелых) отклонений в развитии. Поэтому все занятия планируются исходя из особенностей и темпа развития каждого малыша.
Такое стало возможно благодаря программе «Маленькие ступеньки». Это австралийская программа, которая была одобрена Министерством образования России. Она разработана специально для детей с синдромом Дауна.
Работа по ней строится следующим образом: развиваются общая моторика, тонкая моторика руки, речь, восприятие, формируются навыки самообслуживания, происходит обучение элементам сюжетной игры, работе с книгой. Задачи перед ребенком ставятся последовательно: то есть с ним работают так долго, сколько требуется для освоения того или иного навыка.

Педагог центра Елена Шкадаревич:

Программа предусматривает первоначальное тестирование. Это делается очень легко: каждый навык имеет свой шифр, мы все это фиксируем в индивидуальной карте ребенка. Это удобно и для работы с родителями.
Такая программа подходит и для нашего режима работы — редких встреч с родителями. Каждый раз занятие начинается с того, что дефектолог быстро тестирует ребенка. Если ребенок освоил навык, можно работать над формированием нового.
«Маленькие ступеньки» охватывают все этапы работы с ребенком, включая надомное визитирование, групповые занятия и индивидуальные развивающе-консультационные встречи.

Специалисты центра Елена Шкадаревич, Ольга Кондакова и Надия Тюрина

Специалисты центра Елена Шкадаревич, Ольга Кондакова
и Надия Тюрина считают свою работу интересной и значимой

Мне повезло: во время посещения индивидуального занятия я увидела совместную работу трех ведущих специалистов центра — Елены Шкадаревич, Надии Тюриной и Ольги Кондаковой.
На это занятие пришла мама с маленькой Ниной. Ей чуть больше года, к занятиям с ней приступили с самого рождения. «Урок» начался с работы дефектолога по развитию основных познавательных и двигательных навыков. Меня удивило, что уже в этом возрасте ребенка знакомят с книгами. Дети учатся соотносить плоскостное изображение и образ предмета.
Следующим этапом стала серьезная работа по развитию и коррекции общей моторики.
Специалисты центра обогатили программу «Маленькие ступеньки» авторскими дополнениями и разработками. Так на свет появились валики и контейнеры с различными сыпучими веществами, с помощью которых проводится стимуляция тактильного восприятия и обогащение сенсорного опыта.
Родители (чаще мамы) активно участвуют в работе. Многие упражнения рекомендуется повторять с ребенком дома.
Музыкальные занятия с детьми с синдромом Дауна также можно назвать авторской разработкой. Они направлены на развитие музыкальных способностей.
В центре трудятся люди, хорошо понимающие друг друга: «Если кто-то из нас имеет свое мнение, отличающееся от других, то он совершенно спокойно может высказать его окружающим. Мы все достаточно гибкие люди, способные принять конструктивную позицию».

ПОСЛАННИКИ БОГОВ

Большинство психологических проблем, возникающих у родителей, в первую очередь связано с неадекватным восприятием детей-инвалидов в обществе.

Елена Шкадаревич:

Я знаю огромное количество родителей детей-инвалидов, которые боятся выходить из дома. Они не хотят переезжать в новую хорошую квартиру только потому, что в новом районе придется заново привыкать к любопытным, но не всегда доброжелательным взглядам.

Родители нуждаются в серьезной психотерапии, поскольку очень немногие адекватно воспринимают своего ребенка. Здесь прослеживаются разные защитные модели поведения. Встречается полное неприятие и отчуждение, когда родители не видят ничего хорошего в своем малыше, не замечают его успехов. Есть и другая крайность, когда родители не понимают проблем в развитии ребенка. Некоторые, подобно страусам, закрываются от проблемы, считая, что с их малышом все в порядке и ничего не надо делать.

Елена Шкадаревич:

Интересно, что в Израиле ребенок с синдромом Дауна воспринимается чуть ли не как посланник Бога. Может быть, такие дети посланы нам для того, чтобы мы задумались над тем, какие же мы порочные, злые, агрессивные?
Детям с синдромом Дауна чужды многие человеческие пороки. Они не агрессивны, доброжелательны и открыты миру. Во многих странах их даже активно привлекают к общению с аутичными детьми, поскольку такие малыши располагают к себе практически всех, причем делают это очень доброжелательно.
Наше любимое занятие — «тащить детей за уши к высотам». А во многих западных странах совсем другой подход. Ребенка надо принять таким, какой он есть. И если вся наша дефектология и коррекционная педагогика направлены на то, чтобы приспособить инвалида к обществу, то там само общество приспосабливается к инвалидам!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр образования и медико-социальной реабилитации
«Здоровое поколение»,
г. Москва
Тел.: (095) 784-70-06

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Амсалем Медикал». Компания «Амсалем Медикал» предоставляет полный спектр услуг по организации проведения диагностики и лечения в Израиле различных видов онкологических заболеваний. Высококлассные специалисты компании «Амсалем Медикал» в самые быстрые сроки оформят все необходимые документы, подберут самых лучших специалистов и обеспечат полное сопровождение клиента в Израиле. Подробнее ознакомиться со списком предлагаемых услуг, заказать обратный звонок, получить бесплатную онлайн-консультацию и прочесть отзывы о работе компании «Амсалем Медикал» можно на сайте www.amsalemmedicalcenter.org