ШАГ НАВСТРЕЧУ
Уже не первый год среди педагогов и психологов
не прекращается спор о том, возможна ли (и нужна
ли) интеграция детей-инвалидов в общество
здоровых сверстников. За интеграцию выступают
родители детей с особенностями в развитии,
педагоги-инноваторы и психологи-энтузиасты.
Против — большинство родителей «обычных» детей
и пессимистически настроенные педагоги и
психологи.
В нашей стране уже есть позитивный опыт создания
учебных заведений, где совместно приобретают
знания здоровые ребята и дети с проблемами в
развитии. Правда, чаще в таких школах учатся дети
с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы
об этом уже не раз писали (см., например,
«Цветик-семицветик», «Школьный психолог», № 33,
1999, «Полонез в инвалидной
коляске», «Школьный психолог», № 27, 2001).
Недавно в нашей газете было опубликовано
интервью с заместителем директора центра
«Здоровое поколение» Л.И. Аксеновой «Заразно
ли это?» («Школьный психолог», № 4, 2002). Читатели
познакомились с уникальным экспериментом по
созданию адаптивно-интегративного
образовательного учреждения для детей, имеющих
значительные ограничения в здоровье. Сотрудники
этого центра проводят не имеющую аналогов в
нашей стране работу по социализации и интеграции
в общество детей с синдромом Дауна.
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Традиционно дети со значительными
отклонениями в здоровье «приписываются» к
системе социальной защиты, где они не получают
практически никакой помощи в развитии. Для нашей
страны до сих пор является большим «достижением»
то, что детей, родившихся с синдромом Дауна,
родители забирают домой.
Мысль о том, что все дети могут получать
доступное им образование в обществе здоровых
сверстников, возникла сначала у родителей
больных детей. Эта идея была одобрена
специалистами: дефектологами, психологами,
педагогами, работающими в ассоциации
«Даун-синдром». При поддержке Московского
комитета образования была начата разработка
«Модели адаптивно-интегративного
образовательного учреждения для детей с нормой и
отклонениями в развитии речи,
опорно-двигательного аппарата, со значительными
ограничениями здоровья и жизнедеятельности (с
инвалидностью)».
Участники проекта, среди которых были
дефектологи, психологи, медики и педагоги (Л.И.
Аксенова — руководитель, Ф.А. Юнусов, Г.К.
Широкова, Т.И. Романова, Т.С. Низова, Н.Л. Неведова,
О.Г. Кондакова, Г.В. Дедюхина, Н.Ш. Тюрина, Е.В.
Шкадаревич), изучили опыт иностранных
специалистов по работе с детьми, имеющими
особенности в развитии, и интеграции их в
здоровое детское сообщество.
Оказалось, что в Германии и Израиле существует
система работы с такими детьми, куда входят
разные социальные структуры: семья,
государственные и общественные организации.
Все прекрасно понимали, что создать сразу
аналогичную модель в наших условиях нереально.
Но в рамках программы «Столичное образование»
началась работа по «созданию образовательного
пространства и реабилитационной среды для детей
раннего и дошкольного возраста, имеющих
значительные отклонения здоровья и
жизнедеятельности». Был создан координационный
межотраслевой центр «Здоровое поколение»,
которому впоследствии был присвоен статус
городской экспериментальной площадки.
Меньше чем за два года в «Здоровом поколении»
разработаны уникальные формы и методы работы с
детьми с синдромом Дауна. Здесь существует
четкая «технологическая» цепочка работы
специалистов, позволяющая выстраивать для
каждого ребенка индивидуальный развивающий
маршрут.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция детей в коллектив
сверстников проходит разными путями.
Сначала коррекционный педагог, выезжая к ребенку
на дом, составляет для него индивидуальную
комплексную программу психомоторного развития и
врачебной помощи.
После того как ребенок проходит период надомного
обучения, он поступает в диагностическую
адаптационную группу. Здесь он постепенно
осваивает социальные навыки: ходит в спортивный
зал, в бассейн, на музыкальные занятия.
Дети с синдромом Дауна могут находиться в кругу
сверстников, они принимают правила, которые им
предлагают педагоги: сидят на занятиях,
выполняют задания, проявляют какие-то эмоции. В
зависимости от уровня развития и
индивидуального темпа обучения кто-то из детей
интегрируется в обычную группу детского сада,
кто-то — в группу кратковременного пребывания.
Сейчас в каждом окружном управлении образования
есть 2–3 детских сада с интегративными группами.
Заместитель директора центра Г.К.
Широкова:
Конечно, мы понимаем, что дети с
синдромом Дауна и другими серьезными
нарушениями в психофизическом и
интеллектуальном развитии не могут
соответствовать своим сверстникам, но они могут
жить в обществе, быть адаптированными к нему.
У детей с синдромом Дауна разные возможности,
поэтому чем раньше начинается работа с таким
ребенком, тем значительнее будут результаты.
Дети оказываются психологически готовыми к
обучению, а это очень важно. Мы формируем у наших
ребят мотивацию к учебе, умение выполнять
требования учителя, вести себя в коллективе. Наши
родители уже не боятся идти в массовый детский
сад. Выяснилось, что наши дети не отличаются от
других по поведению.
«МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ»
В центре проводятся и индивидуальные,
и групповые занятия. Детей с синдромом Дауна
отличает то, что у них много сопутствующих (часто
очень тяжелых) отклонений в развитии. Поэтому все
занятия планируются исходя из особенностей и
темпа развития каждого малыша.
Такое стало возможно благодаря программе
«Маленькие ступеньки». Это австралийская
программа, которая была одобрена Министерством
образования России. Она разработана специально
для детей с синдромом Дауна.
Работа по ней строится следующим образом:
развиваются общая моторика, тонкая моторика
руки, речь, восприятие, формируются навыки
самообслуживания, происходит обучение элементам
сюжетной игры, работе с книгой. Задачи перед
ребенком ставятся последовательно: то есть с ним
работают так долго, сколько требуется для
освоения того или иного навыка.
Педагог центра Елена Шкадаревич:
Программа предусматривает
первоначальное тестирование. Это делается очень
легко: каждый навык имеет свой шифр, мы все это
фиксируем в индивидуальной карте ребенка. Это
удобно и для работы с родителями.
Такая программа подходит и для нашего режима
работы — редких встреч с родителями. Каждый раз
занятие начинается с того, что дефектолог быстро
тестирует ребенка. Если ребенок освоил навык,
можно работать над формированием нового.
«Маленькие ступеньки» охватывают все этапы
работы с ребенком, включая надомное
визитирование, групповые занятия и
индивидуальные развивающе-консультационные
встречи.
Специалисты центра Елена Шкадаревич,
Ольга Кондакова
и Надия Тюрина считают свою работу интересной и
значимой
Мне повезло: во время посещения
индивидуального занятия я увидела совместную
работу трех ведущих специалистов центра — Елены
Шкадаревич, Надии Тюриной и Ольги Кондаковой.
На это занятие пришла мама с маленькой Ниной. Ей
чуть больше года, к занятиям с ней приступили с
самого рождения. «Урок» начался с работы
дефектолога по развитию основных познавательных
и двигательных навыков. Меня удивило, что уже в
этом возрасте ребенка знакомят с книгами. Дети
учатся соотносить плоскостное изображение и
образ предмета.
Следующим этапом стала серьезная работа по
развитию и коррекции общей моторики.
Специалисты центра обогатили программу
«Маленькие ступеньки» авторскими дополнениями и
разработками. Так на свет появились валики и
контейнеры с различными сыпучими веществами, с
помощью которых проводится стимуляция
тактильного восприятия и обогащение сенсорного
опыта.
Родители (чаще мамы) активно участвуют в работе.
Многие упражнения рекомендуется повторять с
ребенком дома.
Музыкальные занятия с детьми с синдромом Дауна
также можно назвать авторской разработкой. Они
направлены на развитие музыкальных
способностей.
В центре трудятся люди, хорошо понимающие друг
друга: «Если кто-то из нас имеет свое мнение,
отличающееся от других, то он совершенно
спокойно может высказать его окружающим. Мы все
достаточно гибкие люди, способные принять
конструктивную позицию».
ПОСЛАННИКИ БОГОВ
Большинство психологических проблем,
возникающих у родителей, в первую очередь
связано с неадекватным восприятием
детей-инвалидов в обществе.
Елена Шкадаревич:
Я знаю огромное количество родителей
детей-инвалидов, которые боятся выходить из дома.
Они не хотят переезжать в новую хорошую квартиру
только потому, что в новом районе придется заново
привыкать к любопытным, но не всегда
доброжелательным взглядам.
Родители нуждаются в серьезной
психотерапии, поскольку очень немногие
адекватно воспринимают своего ребенка. Здесь
прослеживаются разные защитные модели
поведения. Встречается полное неприятие и
отчуждение, когда родители не видят ничего
хорошего в своем малыше, не замечают его успехов.
Есть и другая крайность, когда родители не
понимают проблем в развитии ребенка. Некоторые,
подобно страусам, закрываются от проблемы,
считая, что с их малышом все в порядке и ничего не
надо делать.
Елена Шкадаревич:
Интересно, что в Израиле ребенок с
синдромом Дауна воспринимается чуть ли не как
посланник Бога. Может быть, такие дети посланы
нам для того, чтобы мы задумались над тем, какие
же мы порочные, злые, агрессивные?
Детям с синдромом Дауна чужды многие
человеческие пороки. Они не агрессивны,
доброжелательны и открыты миру. Во многих
странах их даже активно привлекают к общению с
аутичными детьми, поскольку такие малыши
располагают к себе практически всех, причем
делают это очень доброжелательно.
Наше любимое занятие — «тащить детей за уши к
высотам». А во многих западных странах совсем
другой подход. Ребенка надо принять таким, какой
он есть. И если вся наша дефектология и
коррекционная педагогика направлены на то, чтобы
приспособить инвалида к обществу, то там само
общество приспосабливается к инвалидам!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр образования и медико-социальной
реабилитации
«Здоровое поколение»,
г. Москва
Тел.: (095) 784-70-06
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Амсалем Медикал». Компания «Амсалем Медикал» предоставляет полный спектр услуг по организации проведения диагностики и лечения в Израиле различных видов онкологических заболеваний. Высококлассные специалисты компании «Амсалем Медикал» в самые быстрые сроки оформят все необходимые документы, подберут самых лучших специалистов и обеспечат полное сопровождение клиента в Израиле. Подробнее ознакомиться со списком предлагаемых услуг, заказать обратный звонок, получить бесплатную онлайн-консультацию и прочесть отзывы о работе компании «Амсалем Медикал» можно на сайте www.amsalemmedicalcenter.org
|