ЮНГИАНСКИЙ
АНАЛИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Ханс Дикманн
СПб.: Академический проект, 2000
Всплеск интереса к сказкам в последние
годы — и не только со стороны психологов, но
буквально всех от мала до велика — это уже
непреложный факт, с которым трудно поспорить.
Наиболее ярким свидетельством этого является
ажиотаж (гипертрофированный, впрочем, и не во
всем оправданный) вокруг серии книг о Гарри
Поттере, которыми зачитываются и младшие
школьники, и впавшие в детство пенсионеры. Не
останавливаясь на причинах этого социального
явления, которое можно было бы назвать
сказкоманией, заметим, что не учитывать значения
сказок в жизни и детей и взрослых, их влияния на
сознание и бессознательное психолог просто не
может.
Для того чтобы понять, какие ресурсы содержатся в
сказках, каковы психологические механизмы
воздействия сказок на внутренний мир человека,
психологу следует обратиться к специальной
литературе. Благо, что в последнее время можно
отметить еще одно отрадное явление — рост числа
прекрасных книг, посвященных психологии сказки.
Особенно большое количество таких книг выходит
сейчас в русле юнгианской традиции. И это
замечательно, поскольку именно Юнгу и его
последователям удалось глубоко понять роль
сказки в бессознательном человека.
В ряду подобных книг явно выделяется работа
Ханса Дикманна, предисловие к которой написал
знаменитый Бруно Беттельхейм. Может возникнуть
вопрос: стоит ли школьному психологу заниматься
чтением литературы, посвященной
психоаналитической терапии? По-моему, стоит.
У этой книги имеется несколько важных
особенностей, делающих ее привлекательной для
школьного психолога.
Во-первых, простота изложения. Даже далекому от
психоанализа человеку удастся легко разобраться
с принципами и приемами интерпретации символов
сказок.
Во-вторых, конкретность. Автор показывает, как
именно проходит терапевтическая работа,
основанная на анализе любимой детской сказки
пациента.
В-третьих, включение в книгу о сказках нескольких
глав из другой работы Дикманна «Методы
аналитической психологии».
Стремящийся к расширению своего
профессионального кругозора читатель может из
первых рук получить представление о важнейших
способах терапии, применяемых психоаналитиками
юнгианского направления.
Читать книжку просто-напросто интересно.
Складывается впечатление, что автор писал ее для
дилетантов, точнее сказать, начинающих
психологов. Он вводит читателя в мир
психоаналитических понятий постепенно,
деликатно, изящно, и к концу книги вдруг
замечаешь, что текст наполнен специальными
терминами, которые оказываются понятными.
Дикманн рассказывает о символическом языке
волшебных сказок, о том, какое значение имеет для
каждого человека любимая сказка из детства, как и
почему происходит идентификация с героем или
героиней сказки, как сказка влияет на
эмоциональное развитие.
Думается, читатель получит удовольствие от
чтения этой книги.
Игорь ВАЧКОВ
|