Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Ханс Дикманн
СПб.: Академический проект, 2000

Всплеск интереса к сказкам в последние годы — и не только со стороны психологов, но буквально всех от мала до велика — это уже непреложный факт, с которым трудно поспорить. Наиболее ярким свидетельством этого является ажиотаж (гипертрофированный, впрочем, и не во всем оправданный) вокруг серии книг о Гарри Поттере, которыми зачитываются и младшие школьники, и впавшие в детство пенсионеры. Не останавливаясь на причинах этого социального явления, которое можно было бы назвать сказкоманией, заметим, что не учитывать значения сказок в жизни и детей и взрослых, их влияния на сознание и бессознательное психолог просто не может.
Для того чтобы понять, какие ресурсы содержатся в сказках, каковы психологические механизмы воздействия сказок на внутренний мир человека, психологу следует обратиться к специальной литературе. Благо, что в последнее время можно отметить еще одно отрадное явление — рост числа прекрасных книг, посвященных психологии сказки. Особенно большое количество таких книг выходит сейчас в русле юнгианской традиции. И это замечательно, поскольку именно Юнгу и его последователям удалось глубоко понять роль сказки в бессознательном человека.
В ряду подобных книг явно выделяется работа Ханса Дикманна, предисловие к которой написал знаменитый Бруно Беттельхейм. Может возникнуть вопрос: стоит ли школьному психологу заниматься чтением литературы, посвященной психоаналитической терапии? По-моему, стоит.
У этой книги имеется несколько важных особенностей, делающих ее привлекательной для школьного психолога.
Во-первых, простота изложения. Даже далекому от психоанализа человеку удастся легко разобраться с принципами и приемами интерпретации символов сказок.
Во-вторых, конкретность. Автор показывает, как именно проходит терапевтическая работа, основанная на анализе любимой детской сказки пациента.
В-третьих, включение в книгу о сказках нескольких глав из другой работы Дикманна «Методы аналитической психологии».
Стремящийся к расширению своего профессионального кругозора читатель может из первых рук получить представление о важнейших способах терапии, применяемых психоаналитиками юнгианского направления.
Читать книжку просто-напросто интересно. Складывается впечатление, что автор писал ее для дилетантов, точнее сказать, начинающих психологов. Он вводит читателя в мир психоаналитических понятий постепенно, деликатно, изящно, и к концу книги вдруг замечаешь, что текст наполнен специальными терминами, которые оказываются понятными.
Дикманн рассказывает о символическом языке волшебных сказок, о том, какое значение имеет для каждого человека любимая сказка из детства, как и почему происходит идентификация с героем или героиней сказки, как сказка влияет на эмоциональное развитие.
Думается, читатель получит удовольствие от чтения этой книги.

Игорь ВАЧКОВ