Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002


СПОРНЫЙ ВОПРОС:
ОТБОР

ОТБИРАЛИ, ОТБИРАЕМ И БУДЕМ ОТБИРАТЬ!

Разрешен ли отбор детей в школу на законодательном уровне? Буквально все ответственные лица отвечали твердо: «Нет, не разрешен!» Но при попытке выяснить подробности: в каком документе и каком параграфе это прописано, ответы были самые расплывчатые.
Тогда я решила обратиться за истиной к первоисточнику и пошла в Министерство образования РФ. После долгих расспросов я узнала, что четкий ответ могут дать только специалисты Управления дошкольного образования. Именно там я и получила подробную консультацию по интересующему вопросу.
После обобщения всей информации, любезно предоставленной главным специалистом управления М.Н. Степиной, стало ясно, что несмотря на наличие формальных (узаконенных) прав на поступление в начальную школу без всякого предварительного тестирования и последующего отбора, никто не гарантирует, что конкретный Вася или Петя стопроцентно попадет даже в ближайшую к его дому школу без выяснения у него навыков чтения и счета.

МЫ ГОВОРИМ «ДИАГНОСТИКА», ПОДРАЗУМЕВАЕМ «ОТБОР»

Вначале необходимо четко развести две противоположные по цели процедуры: психологическую диагностику развития ребенка перед началом учебы и отбор при поступлении в школу. При нормальной постановке вопроса эти два процесса никак не связаны между собой. Предварительное определение особенностей развития основных познавательных процессов будущего первоклассника, его эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей является необходимым звеном при подготовке ребенка к обучению в школе. Но совсем другое дело, когда эти данные становятся причиной того, что ему будет отказано в учебе в конкретной школе.
Если говорить о диагностике, то эта процедура получила официальное одобрение. В информационном письме Министерства образования «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» №70/23-16 от 7.01.99 г. сказано:

Возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения.

Что касается «вступительного» экзамена в первый класс, то никаких запретов на него в российском законодательстве найти нельзя. В том же письме мы находим лишь обоснованную критику подобной практики:

Проводя такого рода отбор... образовательное учреждение выбирает удобных ему детей, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование, вместо того чтобы обеспечивать в соответствии с законодательством право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей.

Но прямого запрета нет. А что не запрещено, то, естественно же, разрешено.
А что говорят на этот счет другие официальные документы? Возьмем самый главный из них — Закон Российской Федерации «Об образовании». Открываем главу V «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» и читаем в статье 50, пункт 7:

Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Очень хорошо и правильно. Посмотрим, что же написано о приеме в школу. Этому посвящена статья 16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения»:

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Это подтверждено и в «Типовом положении об общеобразовательном учреждении», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации за № 196 от 19 марта 2001 года (см. пункты 45 и 46). Здесь, правда, появляется одно уточнение:

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Количество учебных мест определяется количеством первых классов в школе. Но особой ясности в этом вопросе тоже нет. Согласно «Типовому положению»:

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
26. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

САМА САДИК Я САДИЛА, САМА БУДУ ПОЛИВАТЬ...

Если следовать букве закона, то порядок приема в школу определяется учредителем. Посмотрим, кто может им являться. Открываем «Закон об образовании», читаем:

Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения:

1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
С пунктами 2–5 все более-менее понятно. Получается, что здесь каждая школа решает сама — отбирать или не отбирать, а если отбирать, то как. Что же касается образовательных учреждений государственного и муниципального подчинения, то ясности пока нет. А вдруг учредитель решит, что прием всех детей вовсе не обязателен, даже при наличии свободных мест?
Закон комментирует это следующим образом:

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательных учреждений:

2. К компетенции образовательных учреждений относится:

14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом.

Как конкретно сложится судьба нашего «абитуриента» Васи или Пети?
В «Типовом положении об общеобразовательном учреждении» в пункте 59 сказано:

Родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования.

Родители могут смело идти в ближайшую подходящую для них школу с полной уверенностью, что ребенок будет принят без всяких предварительных испытаний. А если нет? Могут ли мамы и папы добиться того, чтобы ребенок был зачислен в данную школу?
На этот счет в Законе (статья 16, пункт 2) есть инструкция:

При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Основная информация о порядке приема в то или иное учебное заведение содержится в Уставе образовательного учреждения (статья 13, пункт 5б). И уж если там сказано, что ребенок должен при поступлении в школу читать и писать, то так тому и быть.

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Учредителями государственных образовательных учреждений чаще всего являются органы местного самоуправления.

Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования:

2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.

Наверное, учредителю в лице государства или органов местного самоуправления отбор, как таковой, не нужен, поскольку власть заинтересована в обучении всех детей. Как правило, идея отбора возникает в самом образовательном учреждении. Причины для этого могут быть разные, но основная из них — не брать в «хорошую» школу «плохих» учеников. Объективно в этом заинтересованы многие: и руководство, и учителя, и родители «хороших» детишек.
Особенно остро эта проблема стоит в школах с углубленным изучением предметов, в государственных гимназиях и лицеях. Там отбор в том или ином виде необходим. Но на этот счет в российском законодательстве я не нашла никаких особых распоряжений.

СТОЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Некоторые определенные положения по поводу отбора детей при приеме в эти типы школ содержатся в законодательных актах Московского комитета образования. В «Положении о средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в г. Москве» (Приложение 3 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 17 января 2000 г. № 25-РП) обозначено:

3.4. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, в школе допускается проведение тестирования, собеседования с детьми. Прием детей в первый класс на конкурсной основе не допускается.

В приказе № 99 от 15.02.2001 года за подписью Л.П. Кезиной «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» отношение к любым формам отбора сформулировано достаточно жестко:

1.8. Запретить директорам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов проведение вступительных экзаменов, конкурсных испытаний. Организовать проведение собеседования или психолого-педагогического тестирования с детьми с целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностей и здоровья ребенка.

1.9. Обязать директоров средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов издавать приказ о зачислении детей в первые классы после рассмотрения заявлений родителей (законных представителей) на окружной приемной комиссии.

1.10. Осуществлять строгий контроль за исполнением приказа Московского комитета образования от 30.12.96 г. № 521 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся».

Вполне конкретно и не менее твердо говорится и об условиях приема детей в первые классы обычных школ городского подчинения:

1.4. Обеспечить первоочередной прием в первые классы детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения, детей, имеющих старших сестер и братьев, обучающихся в данном учреждении, и выпускников дошкольных образовательных учреждений, реализующих с ним единую образовательную программу.

1.5. Провести разъяснительную работу с педагогическими коллективами образовательных учреждений, а также с родителями (законными представителями) о порядке приема в первый класс.

Более того, на конкретный вопрос родителей «Должен ли ребенок уметь читать, когда идет в первый класс?» представители Управления дошкольного и общего среднего образования Московского комитета образования отвечают: «Ни читать, ни писать ребенок уметь не должен. Во время записи в школу с ребенком просто разговаривают. У него спрашивают имя, фамилию и возраст. Могут спросить, как зовут маму и папу, или поинтересоваться, где они работают».
Правда, к великому сожалению, реальная жизнь не всегда соответствует правильным и четким приказам и распоряжениям. Несмотря на твердость позиции Московского комитета образования, даже в обычных московских школах проводятся конкурсные тестирования и отборы. И перепуганные родители безропотно отдают своих детей на платные «подготовительные» курсы в школе или детском саду, где их натаскивают по программе первого класса, обучая читать, писать и решать арифметические задачи. Их можно понять. Закон есть закон, но лучше подстраховаться.

Ольга РЕШЕТНИКОВА