ОТБИРАЛИ, ОТБИРАЕМ И
БУДЕМ ОТБИРАТЬ!
Разрешен ли отбор детей в школу на
законодательном уровне? Буквально все
ответственные лица отвечали твердо: «Нет, не
разрешен!» Но при попытке выяснить подробности: в
каком документе и каком параграфе это прописано,
ответы были самые расплывчатые.
Тогда я решила обратиться за истиной к
первоисточнику и пошла в Министерство
образования РФ. После долгих расспросов я узнала,
что четкий ответ могут дать только специалисты
Управления дошкольного образования. Именно там я
и получила подробную консультацию по
интересующему вопросу.
После обобщения всей информации, любезно
предоставленной главным специалистом
управления М.Н. Степиной, стало ясно, что несмотря
на наличие формальных (узаконенных) прав на
поступление в начальную школу без всякого
предварительного тестирования и последующего
отбора, никто не гарантирует, что конкретный Вася
или Петя стопроцентно попадет даже в ближайшую к
его дому школу без выяснения у него навыков
чтения и счета.
МЫ ГОВОРИМ «ДИАГНОСТИКА»,
ПОДРАЗУМЕВАЕМ «ОТБОР»
Вначале необходимо четко развести две
противоположные по цели процедуры:
психологическую диагностику развития ребенка
перед началом учебы и отбор при поступлении в
школу. При нормальной постановке вопроса эти два
процесса никак не связаны между собой.
Предварительное определение особенностей
развития основных познавательных процессов
будущего первоклассника, его
эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей является необходимым звеном при
подготовке ребенка к обучению в школе. Но совсем
другое дело, когда эти данные становятся
причиной того, что ему будет отказано в учебе в
конкретной школе.
Если говорить о диагностике, то эта процедура
получила официальное одобрение. В
информационном письме Министерства образования
«О практике проведения диагностики развития
ребенка в системе дошкольного образования»
№70/23-16 от 7.01.99 г. сказано:
Возможность использования
психолого-педагогической диагностики на основе
наблюдения за динамикой психического и
физического развития ребенка с целью
осуществления индивидуального подхода в
образовательном процессе не вызывает сомнения.
Что касается «вступительного»
экзамена в первый класс, то никаких запретов на
него в российском законодательстве найти нельзя.
В том же письме мы находим лишь обоснованную
критику подобной практики:
Проводя такого рода отбор...
образовательное учреждение выбирает удобных ему
детей, «прикрываясь» интересами ребенка,
фактически нарушая его право на образование,
вместо того чтобы обеспечивать в соответствии с
законодательством право родителей на выбор
образовательного учреждения для своих детей.
Но прямого запрета нет. А что не
запрещено, то, естественно же, разрешено.
А что говорят на этот счет другие официальные
документы? Возьмем самый главный из них — Закон
Российской Федерации «Об образовании».
Открываем главу V «Социальные гарантии
реализации прав граждан на образование» и читаем
в статье 50, пункт 7:
Граждане Российской Федерации имеют
право на получение впервые бесплатного
начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального
образования и на конкурсной основе среднего
профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования
в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов.
Очень хорошо и правильно. Посмотрим,
что же написано о приеме в школу. Этому посвящена
статья 16 «Общие требования к приему граждан в
образовательные учреждения»:
1. Порядок приема граждан в
образовательные учреждения в части, не
урегулированной настоящим Законом, определяется
учредителем и закрепляется в уставе
образовательного учреждения.
Учредитель устанавливает порядок приема в
государственные и муниципальные
образовательные учреждения на ступени
начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и начального профессионального
образования, обеспечивающий прием всех граждан,
которые проживают на данной территории и имеют
право на получение образования соответствующего
уровня.
Это подтверждено и в «Типовом
положении об общеобразовательном учреждении»,
утвержденном Постановлением Правительства
Российской Федерации за № 196 от 19 марта 2001 года
(см. пункты 45 и 46). Здесь, правда, появляется одно
уточнение:
Не проживающим на данной территории
может быть отказано в приеме только по причине
отсутствия свободных мест в учреждении.
Количество учебных мест определяется
количеством первых классов в школе. Но особой
ясности в этом вопросе тоже нет. Согласно
«Типовому положению»:
25. Количество классов в
общеобразовательном учреждении определяется в
зависимости от числа поданных заявлений граждан
и условий, созданных для осуществления
образовательного процесса, и с учетом санитарных
норм и контрольных нормативов, указанных в
лицензии.
26. Наполняемость классов и групп продленного дня
общеобразовательного учреждения
устанавливается в количестве 25 обучающихся.
САМА САДИК Я САДИЛА, САМА БУДУ
ПОЛИВАТЬ...
Если следовать букве закона, то
порядок приема в школу определяется учредителем.
Посмотрим, кто может им являться. Открываем
«Закон об образовании», читаем:
Статья 11. Учредитель (учредители)
образовательного учреждения:
1. Учредителем (учредителями)
образовательного учреждения (далее —
учредитель) могут быть:
1) органы государственной власти,
органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех
форм собственности, их объединения (ассоциации и
союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и
частные фонды;
4) общественные и религиозные организации
(объединения), зарегистрированные на территории
Российской Федерации;
5) граждане Российской Федерации и иностранные
граждане.
Допускается совместное
учредительство образовательных учреждений.
С пунктами 2–5 все более-менее понятно.
Получается, что здесь каждая школа решает сама —
отбирать или не отбирать, а если отбирать, то как.
Что же касается образовательных учреждений
государственного и муниципального подчинения,
то ясности пока нет. А вдруг учредитель решит, что
прием всех детей вовсе не обязателен, даже при
наличии свободных мест?
Закон комментирует это следующим образом:
Статья 32. Компетенция и
ответственность образовательных учреждений:
2. К компетенции образовательных
учреждений относится:
14) самостоятельное формирование
контингента обучающихся, воспитанников в
пределах оговоренной лицензией квоты, если иное
не предусмотрено типовым положением об
образовательном учреждении соответствующих
типа и вида и настоящим Законом.
Как конкретно сложится судьба нашего
«абитуриента» Васи или Пети?
В «Типовом положении об общеобразовательном
учреждении» в пункте 59 сказано:
Родители (законные представители)
обучающихся имеют право выбирать
общеобразовательное учреждение, форму получения
образования.
Родители могут смело идти в ближайшую
подходящую для них школу с полной уверенностью,
что ребенок будет принят без всяких
предварительных испытаний. А если нет? Могут ли
мамы и папы добиться того, чтобы ребенок был
зачислен в данную школу?
На этот счет в Законе (статья 16, пункт 2) есть
инструкция:
При приеме гражданина в
образовательное учреждение последнее обязано
ознакомить его и (или) его родителей (законных
представителей) с уставом образовательного
учреждения, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, со свидетельством
о государственной аккредитации
образовательного учреждения и другими
документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
Основная информация о порядке приема в
то или иное учебное заведение содержится в
Уставе образовательного учреждения (статья 13,
пункт 5б). И уж если там сказано, что ребенок
должен при поступлении в школу читать и писать,
то так тому и быть.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Учредителями государственных
образовательных учреждений чаще всего являются
органы местного самоуправления.
Статья 31. Компетенция органов местного
самоуправления в области образования:
2. К исключительной компетенции в
области образования органов местного
самоуправления относятся:
1) планирование, организация,
регулирование и контроль деятельности местных
(муниципальных) органов управления образованием,
образовательных учреждений в целях
осуществления государственной политики в
области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов
на образование и соответствующих фондов
развития образования, разработка и принятие
местных нормативов финансирования системы
образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на
соответствующих территориях, возможности выбора
общеобразовательного учреждения.
Наверное, учредителю в лице
государства или органов местного самоуправления
отбор, как таковой, не нужен, поскольку власть
заинтересована в обучении всех детей. Как
правило, идея отбора возникает в самом
образовательном учреждении. Причины для этого
могут быть разные, но основная из них — не брать в
«хорошую» школу «плохих» учеников. Объективно в
этом заинтересованы многие: и руководство, и
учителя, и родители «хороших» детишек.
Особенно остро эта проблема стоит в школах с
углубленным изучением предметов, в
государственных гимназиях и лицеях. Там отбор в
том или ином виде необходим. Но на этот счет в
российском законодательстве я не нашла никаких
особых распоряжений.
СТОЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Некоторые определенные положения по
поводу отбора детей при приеме в эти типы школ
содержатся в законодательных актах Московского
комитета образования. В «Положении о средней
общеобразовательной школе с углубленным
изучением отдельных предметов в г. Москве»
(Приложение 3 к распоряжению Премьера
Правительства Москвы от 17 января 2000 г. № 25-РП)
обозначено:
3.4. С целью определения программы
обучения, соответствующей уровню развития,
способностям и здоровью ребенка, в школе
допускается проведение тестирования,
собеседования с детьми. Прием детей в первый
класс на конкурсной основе не допускается.
В приказе № 99 от 15.02.2001 года за подписью
Л.П. Кезиной «О порядке приема детей в первые
классы общеобразовательных учреждений в городе
Москве» отношение к любым формам отбора
сформулировано достаточно жестко:
1.8. Запретить директорам средних
общеобразовательных школ с углубленным
изучением отдельных предметов проведение
вступительных экзаменов, конкурсных испытаний.
Организовать проведение собеседования или
психолого-педагогического тестирования с детьми
с целью определения программы обучения,
соответствующей уровню развития, способностей и
здоровья ребенка.
1.9. Обязать директоров средних
общеобразовательных школ с углубленным
изучением отдельных предметов издавать приказ о
зачислении детей в первые классы после
рассмотрения заявлений родителей (законных
представителей) на окружной приемной комиссии.
1.10. Осуществлять строгий контроль за
исполнением приказа Московского комитета
образования от 30.12.96 г. № 521 «О мерах по
предупреждению незаконного сбора денежных
средств с родителей обучающихся».
Вполне конкретно и не менее твердо
говорится и об условиях приема детей в первые
классы обычных школ городского подчинения:
1.4. Обеспечить первоочередной прием в
первые классы детей, проживающих в домах,
расположенных в непосредственной близости от
общеобразовательного учреждения, детей, имеющих
старших сестер и братьев, обучающихся в данном
учреждении, и выпускников дошкольных
образовательных учреждений, реализующих с ним
единую образовательную программу.
1.5. Провести разъяснительную работу с
педагогическими коллективами образовательных
учреждений, а также с родителями (законными
представителями) о порядке приема в первый класс.
Более того, на конкретный вопрос
родителей «Должен ли ребенок уметь читать, когда
идет в первый класс?» представители Управления
дошкольного и общего среднего образования
Московского комитета образования отвечают: «Ни
читать, ни писать ребенок уметь не должен. Во
время записи в школу с ребенком просто
разговаривают. У него спрашивают имя, фамилию и
возраст. Могут спросить, как зовут маму и папу,
или поинтересоваться, где они работают».
Правда, к великому сожалению, реальная жизнь не
всегда соответствует правильным и четким
приказам и распоряжениям. Несмотря на твердость
позиции Московского комитета образования, даже в
обычных московских школах проводятся конкурсные
тестирования и отборы. И перепуганные родители
безропотно отдают своих детей на платные
«подготовительные» курсы в школе или детском
саду, где их натаскивают по программе первого
класса, обучая читать, писать и решать
арифметические задачи. Их можно понять. Закон
есть закон, но лучше подстраховаться.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|