Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002


СПОРНЫЙ ВОПРОС:
ОТБОР

Отношение к явлению, именуемому «отбором», у российской просвещенной общественности явно неоднозначное. Не слышно протестов против процедуры отбора в космонавты или олимпийскую спортивную команду страны. Как-то очень спокойно относятся к тому, что все мало-мальски приличные учреждения дополнительного образования каждый сентябрь проводят отбор, часто многоступенчатый, в различные детские творческие коллективы. А вот отбор в школу вызывает у многих людей, в том числе профессионально включенных в жизнь образования, множество негативных эмоций, вплоть до агрессивного отвержения самой идеи отбора как таковой.
Когда аргументы приобретают выраженно эмоциональный характер, а их авторы начинают очень сильно нажимать на ущемление каких-то исконных человеческих прав, мне всегда становится не по себе. И начинает казаться, что правда находится все-таки не на том или ином полюсе, а где-то между ними. Или даже не так: она лежит в иной плоскости.

КАКОВА ЦЕЛЬ?

Вопрос «Вы за или против отбора в школу?» кажется мне чрезвычайно некорректным. Я могу ответить на него только встречным вопросом «А для чего нужен в данном случае отбор?» И уже в зависимости от ответа я смогу высказать свое мнение.
Прежде всего, должна быть названа цель отбора. Взрослые должны четко понимать, почему им необходимо отбирать детей в школу и по каким собственно параметрам они будут это делать.
В качестве примера приведу логику наших собственных рассуждений. Она не безупречна, не стоит опираться на нее как на эталон. Просто — пример, личный опыт. Итак, учебные классы в нашем лицее представляют собой малые группы. Причем полноценные малые группы — по 10–14 человек. И обучение ведется по методикам, рассчитанным именно на малую группу: с одной стороны — внимание к индивидуальным особенностям каждого ученика, с другой — все-таки приоритет отдан групповой работе. То есть общее объяснение материала, выполнение проблемных заданий происходит в группах, дети выполняют единый объем домашних заданий и т.д.
Во внеурочной работе также сохраняется приоритет групповых, коллективных форм. Праздники, межпредметные игры, коллективные проекты, даже интеллектуальный марафон — все это в основе своей групповая творческая работа.
Все вышесказанное — основа для постановки цели отбора в школу. Не все дети готовы реализовать свои возможности в такой социально-педагогической ситуации, какая создается в нашем лицее. И мы проводим отбор: каждый ребенок, родители которого заинтересованы в его обучении в нашей школе, проходит так называемое «входное психолого-педагогическое обследование».
Педагоги сравнивают уровень обученности «претендента» с обученностью наших учащихся. Что интересует педагогов и психологов в первую очередь? Психологические характеристики ребенка, связанные с его возможностью и готовностью обучаться и общаться в малой группе, особенности которой нам уже известны; мотивация на познание и образовательные достижения; коммуникативная культура; общая воспитанность; особенности протекания когнитивных процессов.
Конкретно это формулируется в таких рубриках диагностического заключения, как темп и работоспособность в умственной деятельности, слуховая память, мышление, сформированность общих приемов учебной деятельности (понимание инструкции, произвольное внимание, выбор наилучшей стратегии решения проблемы и др.), учебная мотивация, личностные особенности.
Итак, первое условие — отбор должен быть целенаправленным. Выполнение этого условия предполагает, что психолого-педагогический коллектив школы, что называется, осознает сам себя: понимает и осмысленно ставит перед собой цели и задачи своей образовательной деятельности, анализирует условия, в которых работает, формулирует требования к образовательной среде и тем учащимся, для которых эта среда создается.

ВО ИМЯ ЧЕГО?

Второе условие — цель отбора должна опираться на определенную ценностную основу, которую педагогический коллектив также осознает, открыто предъявляет родителям и ученикам, под которой готов подписаться каждый сотрудник школы.
Скажите, пожалуйста, какова ценностная основа отбора детей, который и по сей день проводится многими «языковыми» школами? Помнится, когда моя дочь поступала в такую школу, она проходила через стандартного Керна—Йерасека (ни о какой диагностике языковых способностей речь почему-то не шла), а вот мы, родители, заполняли серьезную анкету, выясняющую нашу профессию, место работы, материальные и прочие полезные для школы возможности. Последний вопрос был прост и незатейлив: чем родители могут помочь школе? История эта давняя, но, по многочисленным рассказам очевидцев, сейчас картина не очень изменилась.
Важнейший ценностный принцип, которому мы стараемся следовать в своей школе: мы должны быть полезны нашим детям. Мы опираемся на определенную образовательную концепцию, мы знакомим с ней родителей в их первый же приезд в школу и мы отслеживаем, будет ли вновь приходящему ребенку полезно учиться в такой школе, как наша. Это основной принцип.
Есть и еще одна задача у отбора, не будем лукавить. Это защита школы. Наша школа сама по себе представляет ценность, и нужно прилагать все усилия для того, чтобы опасные внешние силы не разрушили ее. Есть примеры, когда в качестве таких разрушителей выступали и отдельные дети, и родители. Мы пытаемся защищаться от таких ситуаций, насколько это возможно, посредством процедуры отбора.

КАКИМИ СРЕДСТВАМИ?

И вот здесь мы переходим к третьему условию: в распоряжении психолога (педагога) должны быть средства проведения отбора, адекватные поставленным целям. Оп-с! Вот мы и подошли к самому интересному. А располагаем ли мы такими средствами? Готовыми, точнехонько приспособленными под наши цели? Несомненно, нет.
Все мы, занимающиеся отбором в тех или иных открытых или замаскированных формах, такие средства лепим из имеющихся под рукой материалов. «Я его слепила из того, что было» — эта емкая фраза относится ко всей школьной психодиагностике, в том числе — и к диагностическим процедурам отбора.
Снова пример из личного опыта. Решение о приеме нового ребенка в школу осуществляется коллективно, после окончания «входного» обследования. Вес имеет и слово психолога, и слово педагога. В большинстве случаев мы едины в своем видении ребенка, полезности для него обучения в нашей школе. Но было два нешуточных противостояния.
В одном случае психолог категорически возражал против приема мальчика в 8-й класс, а педагоги всячески были «за». В другом случае психологи ратовали за обучение девочки в 7-м классе, а педагоги резко возражали. Обе ситуации были решены одинаково — ребят в школу приняли. В результате юноша является одним из самых популярных учеников в школе, и девочка учится весьма неплохо. По крайней мере, ни о какой принципиальной необучаемости ее никто уже не говорит.
Есть дети, которых мы представляем педагогам как интеллектуально сильных и перспективных, а они годами отсиживаются в «серых мышках». Есть много разных ситуаций. Так умеем ли мы отбирать? Владеем ли нужным инструментарием?
Похоже, что не владеем. Постепенно процедура психологического обследования в нашей школе из стандартного тестирования все больше превращается в беседу, в интервью, в котором тесты и опросники выполняют вспомогательную функцию. Мы создаем с их помощью специальные ситуации и смотрим, как ведет себя ребенок, какие достижения способен нам продемонстрировать.
Мы уже давно поняли, что поведение ребенка (особенно — мальчика подросткового возраста) в ситуации обследования мало что говорит о том, как он реально будет вести себя в школе. Мы можем сделать только один вывод: знает ли он в принципе о том, как положено себя вести, и может ли выдержать нормативное поведение в течение часа. Будет ли он нормативен на перемене, на прогулке, на всех 6–8 уроках подряд, мы сказать не можем.
Мы выявляем интеллектуальный потенциал ученика. Проявит ли он его в учебной деятельности? Это вопрос, на который нет точного гипотетического ответа.
И все же мы не считаем нужным отказываться от отбора. Он имеет смысл для нашей школы.
Несовершенство процедуры отбора заставляет нас быть очень осторожными в оценках и прогнозах.
Предлагаю отказаться от дискуссии об «отборе в школу вообще». Она бесплодна. Давайте говорить о конкретных ситуациях. Вы решили отбирать детей в школу? А каковы ваши цели, ценностные основания и методический инструментарий?

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы НОУ
«Экономическая школа-лицей»