Отношение к явлению, именуемому
«отбором», у российской просвещенной
общественности явно неоднозначное. Не слышно
протестов против процедуры отбора в космонавты
или олимпийскую спортивную команду страны.
Как-то очень спокойно относятся к тому, что все
мало-мальски приличные учреждения
дополнительного образования каждый сентябрь
проводят отбор, часто многоступенчатый, в
различные детские творческие коллективы. А вот
отбор в школу вызывает у многих людей, в том числе
профессионально включенных в жизнь образования,
множество негативных эмоций, вплоть до
агрессивного отвержения самой идеи отбора как
таковой.
Когда аргументы приобретают выраженно
эмоциональный характер, а их авторы начинают
очень сильно нажимать на ущемление каких-то
исконных человеческих прав, мне всегда
становится не по себе. И начинает казаться, что
правда находится все-таки не на том или ином
полюсе, а где-то между ними. Или даже не так: она
лежит в иной плоскости.
КАКОВА ЦЕЛЬ?
Вопрос «Вы за или против отбора в
школу?» кажется мне чрезвычайно некорректным. Я
могу ответить на него только встречным вопросом
«А для чего нужен в данном случае отбор?» И уже в
зависимости от ответа я смогу высказать свое
мнение.
Прежде всего, должна быть названа цель отбора.
Взрослые должны четко понимать, почему им
необходимо отбирать детей в школу и по каким
собственно параметрам они будут это делать.
В качестве примера приведу логику наших
собственных рассуждений. Она не безупречна, не
стоит опираться на нее как на эталон. Просто —
пример, личный опыт. Итак, учебные классы в нашем
лицее представляют собой малые группы. Причем
полноценные малые группы — по 10–14 человек. И
обучение ведется по методикам, рассчитанным
именно на малую группу: с одной стороны —
внимание к индивидуальным особенностям каждого
ученика, с другой — все-таки приоритет отдан
групповой работе. То есть общее объяснение
материала, выполнение проблемных заданий
происходит в группах, дети выполняют единый
объем домашних заданий и т.д.
Во внеурочной работе также сохраняется
приоритет групповых, коллективных форм.
Праздники, межпредметные игры, коллективные
проекты, даже интеллектуальный марафон — все это
в основе своей групповая творческая работа.
Все вышесказанное — основа для постановки цели
отбора в школу. Не все дети готовы реализовать
свои возможности в такой
социально-педагогической ситуации, какая
создается в нашем лицее. И мы проводим отбор:
каждый ребенок, родители которого
заинтересованы в его обучении в нашей школе,
проходит так называемое «входное
психолого-педагогическое обследование».
Педагоги сравнивают уровень обученности
«претендента» с обученностью наших учащихся. Что
интересует педагогов и психологов в первую
очередь? Психологические характеристики
ребенка, связанные с его возможностью и
готовностью обучаться и общаться в малой группе,
особенности которой нам уже известны; мотивация
на познание и образовательные достижения;
коммуникативная культура; общая воспитанность;
особенности протекания когнитивных процессов.
Конкретно это формулируется в таких рубриках
диагностического заключения, как темп и
работоспособность в умственной деятельности,
слуховая память, мышление, сформированность
общих приемов учебной деятельности (понимание
инструкции, произвольное внимание, выбор
наилучшей стратегии решения проблемы и др.),
учебная мотивация, личностные особенности.
Итак, первое условие — отбор должен быть
целенаправленным. Выполнение этого условия
предполагает, что психолого-педагогический
коллектив школы, что называется, осознает сам
себя: понимает и осмысленно ставит перед собой
цели и задачи своей образовательной
деятельности, анализирует условия, в которых
работает, формулирует требования к
образовательной среде и тем учащимся, для
которых эта среда создается.
ВО ИМЯ ЧЕГО?
Второе условие — цель отбора должна
опираться на определенную ценностную основу,
которую педагогический коллектив также
осознает, открыто предъявляет родителям и
ученикам, под которой готов подписаться каждый
сотрудник школы.
Скажите, пожалуйста, какова ценностная основа
отбора детей, который и по сей день проводится
многими «языковыми» школами? Помнится, когда моя
дочь поступала в такую школу, она проходила через
стандартного Керна—Йерасека (ни о какой
диагностике языковых способностей речь
почему-то не шла), а вот мы, родители, заполняли
серьезную анкету, выясняющую нашу профессию,
место работы, материальные и прочие полезные для
школы возможности. Последний вопрос был прост и
незатейлив: чем родители могут помочь школе?
История эта давняя, но, по многочисленным
рассказам очевидцев, сейчас картина не очень
изменилась.
Важнейший ценностный принцип, которому мы
стараемся следовать в своей школе: мы должны быть
полезны нашим детям. Мы опираемся на
определенную образовательную концепцию, мы
знакомим с ней родителей в их первый же приезд в
школу и мы отслеживаем, будет ли вновь
приходящему ребенку полезно учиться в такой
школе, как наша. Это основной принцип.
Есть и еще одна задача у отбора, не будем
лукавить. Это защита школы. Наша школа сама по
себе представляет ценность, и нужно прилагать
все усилия для того, чтобы опасные внешние силы
не разрушили ее. Есть примеры, когда в качестве
таких разрушителей выступали и отдельные дети, и
родители. Мы пытаемся защищаться от таких
ситуаций, насколько это возможно, посредством
процедуры отбора.
КАКИМИ СРЕДСТВАМИ?
И вот здесь мы переходим к третьему
условию: в распоряжении психолога (педагога)
должны быть средства проведения отбора,
адекватные поставленным целям. Оп-с! Вот мы и
подошли к самому интересному. А располагаем ли мы
такими средствами? Готовыми, точнехонько
приспособленными под наши цели? Несомненно, нет.
Все мы, занимающиеся отбором в тех или иных
открытых или замаскированных формах, такие
средства лепим из имеющихся под рукой
материалов. «Я его слепила из того, что было» —
эта емкая фраза относится ко всей школьной
психодиагностике, в том числе — и к
диагностическим процедурам отбора.
Снова пример из личного опыта. Решение о приеме
нового ребенка в школу осуществляется
коллективно, после окончания «входного»
обследования. Вес имеет и слово психолога, и
слово педагога. В большинстве случаев мы едины в
своем видении ребенка, полезности для него
обучения в нашей школе. Но было два нешуточных
противостояния.
В одном случае психолог категорически возражал
против приема мальчика в 8-й класс, а педагоги
всячески были «за». В другом случае психологи
ратовали за обучение девочки в 7-м классе, а
педагоги резко возражали. Обе ситуации были
решены одинаково — ребят в школу приняли. В
результате юноша является одним из самых
популярных учеников в школе, и девочка учится
весьма неплохо. По крайней мере, ни о какой
принципиальной необучаемости ее никто уже не
говорит.
Есть дети, которых мы представляем педагогам как
интеллектуально сильных и перспективных, а они
годами отсиживаются в «серых мышках». Есть много
разных ситуаций. Так умеем ли мы отбирать?
Владеем ли нужным инструментарием?
Похоже, что не владеем. Постепенно процедура
психологического обследования в нашей школе из
стандартного тестирования все больше
превращается в беседу, в интервью, в котором
тесты и опросники выполняют вспомогательную
функцию. Мы создаем с их помощью специальные
ситуации и смотрим, как ведет себя ребенок, какие
достижения способен нам продемонстрировать.
Мы уже давно поняли, что поведение ребенка
(особенно — мальчика подросткового возраста) в
ситуации обследования мало что говорит о том, как
он реально будет вести себя в школе. Мы можем
сделать только один вывод: знает ли он в принципе
о том, как положено себя вести, и может ли
выдержать нормативное поведение в течение часа.
Будет ли он нормативен на перемене, на прогулке,
на всех 6–8 уроках подряд, мы сказать не можем.
Мы выявляем интеллектуальный потенциал ученика.
Проявит ли он его в учебной деятельности? Это
вопрос, на который нет точного гипотетического
ответа.
И все же мы не считаем нужным отказываться от
отбора. Он имеет смысл для нашей школы.
Несовершенство процедуры отбора заставляет нас
быть очень осторожными в оценках и прогнозах.
Предлагаю отказаться от дискуссии об «отборе в
школу вообще». Она бесплодна. Давайте говорить о
конкретных ситуациях. Вы решили отбирать детей в
школу? А каковы ваши цели, ценностные основания и
методический инструментарий?
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы НОУ
«Экономическая школа-лицей»
|