ПОДРОСТКОВОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Проблема одиночества всегда волновала
человечество, занимая умы ученых, писателей,
философов. В последнее время этой проблеме
посвящаются все новые и новые работы,
исследующие сущность одиночества, причины его
возникновения, характерные проявления и влияние
на разные категории людей в разные периоды жизни.
Однако в настоящее время не существует единого
мнения о том, что же такое одиночество: беда или
счастье, норма или патология. Различные
философские течения и психологические школы
рассматривают одиночество то как единственно
возможную основу человеческого бытия, то как
противоестественное для человека состояние,
патологию и проявление слабой приспособляемости
личности, то — как социальную проблему,
следствие развития современных общественных
сил.
Для одних одиночество — результат осознания
человеком оторванности и конечности его
существования, сопровождающееся отчаянием и
потерей надежды, для других — активное
творческое состояние, благоприятная возможность
для общения с самим собой и источник силы.
Однако общим в различных психологических и
философских подходах является понимание
одиночества как состояния человека, сознающего
факт своей отстраненности и отчужденности от
мира других людей. Отчужденность человека от
других людей может быть следствием и реального
отсутствия круга общения и значимых связей, и
восприятия человеком своих социальных контактов
как неудовлетворительных.
В данной статье мы будем придерживаться
определения одиночества как эмоционального
состояния, вызванного осознанием того, что
общение и социальные контакты не приносят
удовлетворения.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФЛЕКСИИ
В общественном сознании одиночество
обычно связывается со зрелостью и пожилым
возрастом. Однако есть исследования,
доказывающие, что наиболее остро эта проблема
стоит в юности, а впервые одиночество осознается
человеком в подростковом возрасте. Это связано,
прежде всего, с развитием рефлексии в этом
возрасте и переходом на новый уровень
самосознания, с усилением потребностей в
самопознании, принятии и признании, общении и
обособлении, с кризисом самооценки.
К тому же переориентация общения с родителей и
значимых взрослых на ровесников делает проблему
взаимоотношений с последними весьма
животрепещущей, а иногда и очень болезненной.
Если подросток в общении с друзьями и
одноклассниками не получает принятия, признания
и эмоционального отклика, если не
удовлетворяются его потребности в социальном
единении и самоутверждении, то у него возникает
чувство одиночества.
Как известно, другой психологически
обоснованной потребностью в подростковом
возрасте является потребность в уединении,
поскольку только наедине с самим собой подросток
может осмыслить и «переварить» происходящие с
ним изменения, оценить себя и свои отношения,
определить линию своего поведения и свою
позицию. Тем не менее, по мнению ряда
отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик,
Дж. Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности
в уединении является тревожным признаком и
приводит к состоянию хронического одиночества.
Иными словами, постоянное желание подростка быть
в одиночестве служит сигналом того, что что-то не
так в его взаимоотношениях со сверстниками, а
возможно, и во внутреннем мире.
ПО МНЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
Однако возникает вопрос: почему
изначально нормальная для подросткового
возраста потребность в уединении
трансформируется в сознательное самоустранение
и избегание общения? Интересно также, что думают
сами подростки об одиночестве, его причинах и
проявлениях?
Для решения этого вопроса автором в апреле 2001
года на базе средней общеобразовательной школы
№ 160 было проведено анкетирование учащихся 8–9-х
классов, в ходе которого было опрошено 60
подростков.
Для опроса использовалась специально
разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов
(закрытого и открытого типа), направленных на
выявление представлений подростков как об
одиночестве и их отношении к этой проблеме, так и
о себе и своих взаимоотношениях со сверстниками.
Сразу хочется отметить, что взгляд подростков на
одиночество несколько отличается от точки
зрения психологов-исследователей.
Исследователи выделяют ряд личностных,
социальных и ситуативных факторов,
способствующих закреплению тенденции
самоустранения и возникновению чувства
одиночества.
Причем приоритет отдается личностным факторам,
таким, как низкая самооценка, застенчивость,
излишняя самокритичность, негативное
самовосприятие и коммуникативная
некомпетентность, а также некоторые
характерологические особенности, например
эгоизм, агрессивность.
К социальным факторам исследователи относят
социальное отторжение, то есть неприятие
подростка группой сверстников, и отсутствие
«своего» круга общения. Последнее может быть
связано с переездом на новое место жительства,
сменой школы, потерей близкого друга и т.п.
С точки зрения подростков, основной причиной
одиночества является социальное отторжение:
около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими
становятся из-за других людей (в том числе и
родителей), так как другие не поняли, отвергли или
забыли этого человека.
На втором месте по частоте упоминаний в ответах
оказались черты характера (эгоизм,
самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества
они были названы 20% подростков. Около 13% видят
причину одиночества в поведении и манере общения
человека. Остальные же причины (застенчивость,
неуверенность в себе, страх общения и неумение
общаться) встречаются только в 10% анкет.
Отсутствие круга общения, близких друзей и
любимых как причину одиночества рассматривают
только 13% подростков. На усталость от общения
указано в 17% анкет.
Хотя большинство опрошенных (60%) сами не любят
бывать в одиночестве, они не считают подобное
времяпрепровождение ненормальным. Многие из
участников анкетирования (56,7%) чувствовали себя
одинокими и покинутыми, но большая часть
подростков (80%) не испытывали страха, находясь в
таком состоянии.
В двух анкетах назывались и такие причины
одиночества, как употребление наркотиков,
глупость. И около 17% затруднились назвать
причины, по которым подросток может стать
одиноким.
В целом, исходя из полученных ответов, можно
предположить, что в основном подростки считают
пребывание в одиночестве нормальным, а не
противоестественным и пугающим состоянием.
ПОРТРЕТ ОДИНОКОГО СВЕРСТНИКА
Обращает на себя внимание, что
большинство подростков (73,3%) считают себя вполне
коммуникабельными, приятными для общения и
популярными в среде одноклассников, а также
имеют достаточное количество дружеских связей.
Для большинства опрошенных не характерны
негативное отношение к себе, страх лишиться
общения или быть отвергнутым сверстниками.
В анкете подросткам также предлагалось описать
одинокого сверстника. Получился такой портрет:
замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся,
не любящий шумные компании (26%). Еще часть (20%)
описывала одинокого сверстника как грустного,
печального, несчастного и обиженного. Достаточно
часто встречалось описание одинокого подростка
как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего
общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята
(13%) полагают, что одинокий человек — это тот, у
кого нет друзей, которого никто не любит и от
которого все отвернулись. 16,7% затруднились
ответить на этот вопрос.
В анкетах встречались и такие варианты, как
неудачник, нервный, не такой как все, романтик,
глупый, а также «похожий на меня». Необходимо
отметить, что данные подростками описания во
многом совпадают с характеристиками,
выделенными в научной литературе по проблеме
одиночества. Правда, подростки не употребляли
таких слов, как депрессия, повышенная
тревожность, самоуничижение и пассивность.
ПРОТИВОРЕЧИВОЕ МНЕНИЕ
Таким образом, анализируя
представления подростков об одиночестве, можно
сделать следующие выводы.
Во-первых, для подростков в возрасте 13–14 лет
пребывание в одиночестве по собственному
желанию представляется вполне естественным и не
вызывает тревожных мыслей или страха. В то же
время одиночество у них ассоциируется с
несчастьем, печалью и обидой.
Получается, что во взгляде подростков на
одиночество существует та же полярность, что и в
философских и психологических исследованиях.
Подростки считают нормальным состояние
одиночества в том случае, если это собственный
выбор человека, сделанный не под влиянием
окружающих, а по внутренним причинам. То есть
если их сверстник выбирает одиночество не из-за
собственной неуверенности и неумения общаться,
не из страха перед общением и другими людьми, а по
внутреннему желанию и потребности побыть одному,
то это нормально и естественно. Если же он одинок,
потому что от него отвернулись другие люди, тогда
это — несчастный и обиженный человек, тихий,
грустный и незаметный.
Кроме того, подросток считает, что причины
одиночества кроются как в близком окружении
человека, которое не хочет его принимать, так и в
нем самом: в его характере, особенностях
поведения, манере общения, и в том числе в его
неумении общаться.
В заключение необходимо отметить, что данная
работа является первой попыткой автора
исследовать проблему одиночества подростков. В
дальнейшем предполагается более детально
изучить механизм возникновения одиночества в
подростковом возрасте, а также разработать
программу психологической поддержки подростков,
испытывающих чувство одиночества.
Вера КИСЕЛЕВА,
студентка 5 курса
социально-педагогического факультета
Московского городского социального
университета,
педагог-психолог гимназии № 1522,
г. Москва
|