ПСИХОЛОГ
И СЕМЬЯ: ДИАГНОСТИКА, КОНСУЛЬТАЦИИ, ТРЕНИНГ
Н.В. Клюева
Ярославль: Академия развития, 2001
Одна из последних работ Н. Клюевой,
попавших на книжные прилавки, — небольшая
книжечка «Психолог и семья» — несомненно,
достойна знакомства с ней. Написана она
замечательно: кратко, по делу и образно.
Автор давно зарекомендовала себя как интересный,
думающий и хорошо излагающий свою позицию
психолог, поэтому ее новые статьи и книги
обязательно обращают на себя внимание.
Несмотря на то что книга имеет практическую
направленность, начинается она с очень важных
теоретических положений. Прежде всего, проблема
взаимоотношений детей и родителей
рассматривается в культурно-историческом и
ценностном аспектах. Эти страницы работы Н.
Клюевой имеют и образовательное, и установочное
значение: они позволяют увидеть проблему
семейного консультирования в контексте
исторических и социокультурных ценностей и
взглядов, помогают специалисту определиться с
собственной ценностной позицией в отношении
семьи. Кроме того, они содержат интересный,
познавательный материал.
Далее идет краткий, но содержательный обзор
основных научно-психологических подходов к
консультированию семей, также имеющий
установочное значение. Вот как постулирует это
сама Н. Клюева: «Наличие осознанной концепции
деятельности для психолога позволяет объяснять
многообразие существующих явлений,
предсказывать последствия различных событий,
способствовать поиску новых фактов и
закономерностей, обобщать накопленную
информацию». Здесь же рассматриваются
психоаналитический, бихевиоральный,
гуманистический и субъектный подходы к
консультированию.
В книгу включена небольшая обзорная глава,
содержащая теоретическую и исследовательскую
информацию по проблеме взаимоотношений семьи и
ребенка. Обсуждаются вопросы, касающиеся роли
отца и матери в воспитании ребенка, стиля
семейного воспитания, формирования личностных
особенностей ребенка в семье. В принципе, это
хорошо известный материал, но он замечательно
систематизирован и изложен автором.
Значительное место в работе отводится изложению
методов диагностики родительско-детских
отношений и моделей работы психолога с семьей. В
обзоре нашли отражение практически все
известные методические подходы к изучению семьи:
наблюдение, тесты, составление генограммы,
интерактивные методы.
Краткое описание каждого метода сопровождается
реальными примерами, методическими
рекомендациями, краткими, но содержательными
советами.
В качестве основных моделей работы психолога с
семьей описываются индивидуальное
консультирование и родительские группы.
Чрезвычайно скромный размер издания придает
большинству его разделов схематичный, тезисный
характер, но благодаря умению автора выражать
свои мысли ясно и кратко, оно достаточно
информативно. И все же это не столько
«руководство к действию», сколько
ознакомительная, установочная работа. Это не
снижает ее ценности, но несколько расходится с
названием и краткой редакционной аннотацией.
Знакомство с книгой Н. Клюевой, несомненно, будет
полезно школьным психологам, особенно в том
случае, если они только приступают к работе с
семьей.
Марина БИТЯНОВА
|