Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ: ДИАГНОСТИКА, КОНСУЛЬТАЦИИ, ТРЕНИНГ

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ: ДИАГНОСТИКА, КОНСУЛЬТАЦИИ, ТРЕНИНГ

Н.В. Клюева
Ярославль: Академия развития, 2001

Одна из последних работ Н. Клюевой, попавших на книжные прилавки, — небольшая книжечка «Психолог и семья» — несомненно, достойна знакомства с ней. Написана она замечательно: кратко, по делу и образно.
Автор давно зарекомендовала себя как интересный, думающий и хорошо излагающий свою позицию психолог, поэтому ее новые статьи и книги обязательно обращают на себя внимание.
Несмотря на то что книга имеет практическую направленность, начинается она с очень важных теоретических положений. Прежде всего, проблема взаимоотношений детей и родителей рассматривается в культурно-историческом и ценностном аспектах. Эти страницы работы Н. Клюевой имеют и образовательное, и установочное значение: они позволяют увидеть проблему семейного консультирования в контексте исторических и социокультурных ценностей и взглядов, помогают специалисту определиться с собственной ценностной позицией в отношении семьи. Кроме того, они содержат интересный, познавательный материал.
Далее идет краткий, но содержательный обзор основных научно-психологических подходов к консультированию семей, также имеющий установочное значение. Вот как постулирует это сама Н. Клюева: «Наличие осознанной концепции деятельности для психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений, предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию». Здесь же рассматриваются психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический и субъектный подходы к консультированию.
В книгу включена небольшая обзорная глава, содержащая теоретическую и исследовательскую информацию по проблеме взаимоотношений семьи и ребенка. Обсуждаются вопросы, касающиеся роли отца и матери в воспитании ребенка, стиля семейного воспитания, формирования личностных особенностей ребенка в семье. В принципе, это хорошо известный материал, но он замечательно систематизирован и изложен автором.
Значительное место в работе отводится изложению методов диагностики родительско-детских отношений и моделей работы психолога с семьей. В обзоре нашли отражение практически все известные методические подходы к изучению семьи: наблюдение, тесты, составление генограммы, интерактивные методы.
Краткое описание каждого метода сопровождается реальными примерами, методическими рекомендациями, краткими, но содержательными советами.
В качестве основных моделей работы психолога с семьей описываются индивидуальное консультирование и родительские группы.
Чрезвычайно скромный размер издания придает большинству его разделов схематичный, тезисный характер, но благодаря умению автора выражать свои мысли ясно и кратко, оно достаточно информативно. И все же это не столько «руководство к действию», сколько ознакомительная, установочная работа. Это не снижает ее ценности, но несколько расходится с названием и краткой редакционной аннотацией.
Знакомство с книгой Н. Клюевой, несомненно, будет полезно школьным психологам, особенно в том случае, если они только приступают к работе с семьей.

Марина БИТЯНОВА