СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ В ШКОЛЕ
А.С. Прутченков
М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
Тем, кто занимается психологическими
тренингами, нет нужды представлять автора этой
книги. Его предыдущие работы «Трудное
восхождение к себе. Методические разработки и
сценарии занятий социально-психологических
тренингов», «Школа жизни» и другие были
посвящены той же теме — тренингам.
Сначала несколько слов о структуре книги. Она
состоит из пяти разделов, которые условно можно
разделить на две неравновеликие части.
Первый раздел посвящен теоретическим и
методическим вопросам тренинговой работы. Здесь
можно найти краткую характеристику основных
видов тренинговых групп, описание принципов
работы группы, особенностей важнейших
тренинговых форм и основных ролей и функций
ведущего группы.
Этот раздел занимает всего лишь седьмую часть
книги, поэтому читателя-практика не оттолкнет
обилие теории.
Все остальные страницы отданы описанию
методических разработок и сценариев четырех
социально-психологических тренингов: «Познавая
себя» (тренинг личностного роста), «Среди людей»
(тренинг коммуникативных умений), «Голосуйте за
меня» (специализированный тренинг лидерских
качеств) и «Предприниматель»
(специализированный тренинг деловых качеств).
Каждый из этих тренингов рассчитан на 30—36 часов
аудиторных занятий.
Любопытна позиция автора, который полагает, что
тренинги могут и должны выступать в качестве
нетрадиционных форм преподавания гуманитарных,
обществоведческих дисциплин в школе. Вести же их
может педагог. Честно говоря, последнее
утверждение вызывает сомнения. Во всяком случае,
педагог, решивший проводить тренинговые занятия,
должен быть хорошо подготовлен в области
психологии.
Сценарии занятий представлены очень подробно.
Каждое упражнение детально описано и снабжено
рекомендациями ведущему и психологическим
комментарием. Четкая структурность описания
значительно облегчает чтение и понимание сути
упражнений.
В тексте также периодически встречаются тесты, к
ним имеются бланки, ключи и интерпретации
результатов.
Очень импонирует, что описание каждого
упражнения предваряется эпиграфом — обычно
ярким афоризмом или остроумной цитатой.
Одним словом, школьному психологу, нуждающемуся
в хорошем методическом материале для проведения
тренинга, можно только порадоваться: выбирай
нужную тебе программу и — вперед! А не желаешь
действовать по предписанному сценарию —
пожалуйста, комбинируй собственный тренинг из
огромного количества предлагаемых упражнений.
Причем упражнений ярких, интересных, таких, что
наверняка понравятся подросткам.
Эта книга будет полезна школьным психологам: она
ведь и адресована в первую очередь им. Практики
знают, что, несмотря на обилие литературы по
тренингам, далеко не все описанные упражнения
(особенно из зарубежных источников) по тем или
иным причинам применимы в нашей школьной
реальности. Работа Прутченкова выгодно
отличается от подобных книг.
Игорь ВАЧКОВ
|