ШКОЛЬНАЯ СЕЛЕКЦИЯ: ПРОБЫ И
ОШИБКИ
Совершенно очевидно, что цель
идеального сообщества заключается в том,
чтобы определить, каким интеллектом наделила
каждого ребенка природа, и в зависимости
от этого дать ему образование и подвести его к
той профессии,
которой больше всего соответствует уровень его
интеллекта.
Сирил Бёрт
...Любой предмет можно преподать
эффективно
и в достаточно адекватной форме любому
ребенку на любой стадии развития.
Джером Брунер
В старой притче рассказывается о том,
как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с
великими праведниками и героями, попросил
апостола Павла показать ему величайшего
полководца всех времен и народов. И апостол
указал на скромную фигуру человека, который так
же дожидался своей очереди перед райскими
вратами. «Это ошибка! — в недоумении воскликнул
вопрошавший. — Этого человека я знал при жизни —
он был обычным сапожником». «Нет никакой ошибки,
— ответил апостол. — По своим способностям
именно этот человек и есть самый великий
полководец».
Как же происходят такие недоразумения? Ответом
на этот вопрос может послужить реальный
жизненный пример, о котором любят упоминать
биографы Альфреда Адлера. В школе будущий
психолог не отличался усердием и успехами не
блистал. Хуже всего давалась ему математика.
Вконец раздосадованный учитель вызвал однажды
его отца и посоветовал забрать мальчика из школы
ввиду его полной неспособности к наукам. В
качестве альтернативы учитель предложил отдать
Альфреда в подмастерья к сапожнику!
К счастью, Адлер-старший не послушался совета. А
юный Альфред решил доказать учителю его
неправоту и с усердием засел за математику. Через
год он был первым учеником в классе.
Остается только догадываться, сколько послушных
отцов вняли учительским советам и сколько
потенциальных ученых, мыслителей и творцов были
в результате обречены стать заурядными
ремесленниками.
ЗНАНИЯ ПО КРУПИЦАМ
На протяжении веков большинство
педагогов сходились во мнении, что одни дети
более способны к учению, чем другие, а есть и
такие, которые в силу ограниченности ума и вовсе
к учению не способны. Обучать первых было легко и
приятно, вторых — труднее, но тоже возможно. От
третьих по возможности старались избавляться,
если только решением проблемы не выступал
родительский кошелек или титул, — принцу, будь он
хоть трижды тупица, образование было обеспечено.
Не будем, однако, забывать, что на протяжении
почти всей многовековой истории человечества
образование исчерпывалось усвоением весьма
ограниченного круга знаний и умений. Еще не так
давно достаточно образованным считался человек,
владеющий грамотой и элементарными навыками
счета. Прочие же знания могли у него быть в рамках
современного курса вспомогательной школы
«Ознакомление с окружающим миром».
В средневековой Европе науками владели единицы и
даже просто грамотные составляли ничтожное
меньшинство населения. Так что освоить «базовый
курс» было по силам любому, кто не страдал
тяжелой умственной отсталостью. В силу этого
проблема школьного отбора долгие годы просто не
ставилась. Актуальной она стала лишь тогда, когда
научные знания, в отличие от прежнего неспешного
накопления по крупицам, стали прирастать
лавинообразно и соответственно стали
углубляться и расширяться программы обучения.
Другой причиной, диктовавшей необходимость
отбора, стало введение всеобщего образования
(сперва — начального) для удовлетворения
насущных нужд интенсивно развивавшегося
индустриального общества. Впервые о проблеме
отбора всерьез заговорили в середине XIX века, а
вплотную к ее решению подошли на рубеже XIX—XX
веков. Судя по тому, что острые дискуссии на эту
тему не стихают по сей день, проблема и сегодня
далеко не исчерпана.
ЗА И ПРОТИВ
На протяжении полуторавековой истории
школьного отбора в нем все более явно
обозначались две основные тенденции.
Во-первых, это постепенный переход от грубых форм
деления детей на «чистых» и «нечистых» к более
тонким и дифференцированным формам селекции. В
то же время сам факт сортировки детей явно или
неявно означает ограничение образовательных
возможностей для определенного сегмента
выборки, то есть дифференциация легко выливается
в дискриминацию. Если при этом вольно или
невольно предпочтение отдается определенному
сословию, полу или расе, то негодование
общественности неизбежно.
Во-вторых, набирает силу другая тенденция —
нарастающая борьба против какого бы то ни было
отбора в пользу предоставления равных
образовательных возможностей всем без
исключения. Однако (как бы ни силились это
отрицать экзальтированные «гуманисты»)
индивидуально-психологические различия, в том
числе и различия в уровне интеллекта, творческих
способностей и т.п., реально существуют, и
школьная практика свидетельствует об этом
ежедневно.
Попытки совместного обучения детей с разными
возможностями порождают больше проблем, чем
решают, и большинство учителей, не склонных к
идеализации действительности, без колебаний с
этим согласятся. Поэтому противоборство
эгалитаристов и сторонников селекции по сей день
продолжается с переменным успехом то одной, то
другой стороны.
Причем назвать это успехом — даже не совсем
точно. Ибо этот «успех» достигается тогда, когда
противоборствующая сторона проявляет слишком
много усердия, так что издержки ее подхода
становятся вопиюще очевидны.
С одной стороны, усилия сторонников селекции
закрепляют социальное (гендерное, расовое)
неравенство, а это в наш век демократических
иллюзий многих шокирует. К тому же никакая
система отбора не безупречна, о чем
свидетельствуют примеры случайных успехов ранее
«отбракованных» детей. И это служит весомым
аргументом против селекции.
С другой стороны, отказ от отбора выливается в
уравниловку и приводит в конечном счете к
массовому снижению уровня образования
(малоспособные не в состоянии превысить свой
уровень, и школе приходится под него
подстраиваться, «пригибая» более способных). И
маятник школьной политики, запущенный много лет
назад, по сей день никак не придет в равновесие и
качается то в одну, то в другую сторону.
Чтобы разобраться в этих тенденциях, рассмотрим
их подробнее с самых истоков.
«НОРМАЛЬНЫЕ» И «НЕНОРМАЛЬНЫЕ»
С давних пор учение совершенно
справедливо рассматривалось как умственная
деятельность, то есть такая деятельность,
которая требует способности к умственным
усилиям, так же, впрочем, как и определенных
личностных качеств (каковыми испокон веку в
школьной практике почитались послушание,
дисциплинированность, усидчивость). Однако само
наличие этой способности оценивалось полярно —
есть она или нет (проблема дисциплины даже не
ставилась, ибо легко решалась с помощью розги;
небезынтересно, что в некоторых
«цивилизованных» странах, представители которых
ныне учат нас гуманизму, школьников продолжали
нещадно сечь до самого недавнего времени).
Подобно тому, как в плане психического здоровья
принято было делить людей на «нормальных» и
«сумасшедших», так и в плане интеллекта,
обучаемости считалось, что большинство обладает
достаточными способностями для усвоения знаний,
но есть и ущербные индивиды, не пригодные ни к
чему. На этом основании и строились первые
попытки школьной селекции, призванные отделить
«нормальных» от «ненормальных».
Задача эта была не так уж проста, ибо последняя
категория отличалась неоднородностью. По данным
поверхностных наблюдений, в нее попадали дети с
различными нарушениями, в первую очередь —
страдавшие психическими заболеваниями. Их было
необходимо отличать от тех, у кого недостатки ума
не были связаны с душевным недугом и кого, в
принципе, можно было учить, хотя и на простейшем
уровне.
Таким образом, первые шаги на ниве школьного
отбора были предприняты с целью более точной
категоризации — помимо «годных» и «негодных»
следовало выделить «ограниченно годных».
С этой целью французскими медиками (всякая
«ущербность» по традиции относилась к
компетенции врачей) Ж.Э.Д. Эскиролем и Э. Сегеном
были разработаны первые методы диагностики
умственной отсталости. Массовой школы эти
методы, однако, не касались, так как применялись к
тем, кто в нее явно не попадал.
КУРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ
В школе селекция осуществлялась
спонтанно, на основе критериев, произвольно
выбранных конкретным педагогом. Например,
преподобный Д. Гойдер, учительствовавший в
середине XIX века в различных школах
Великобритании, в своем отношении к ученикам
руководствовался... френологическими картами
Галля. Иными словами, сортировал их по форме
черепа. Вот цитата из его книги, вышедшей в 1862
году: «Я давал ученикам задания в соответствии с
их [френологическими] данными и никогда не
ошибался. У меня были хороший музыкант, географ и
чтец, и все они впоследствии в самом деле стали
специалистами в этих областях. Это ли не
свидетельство в пользу френологии!»
Современный английский педагог Э. Стоунс, из чьей
книги «Психопедагогика» заимствована эта
история, считает этот случай весьма
показательным, но в совершенно ином смысле, чем
виделось Гойдеру. По мнению Стоунса, тут имело
место «самоисполняющееся пророчество», когда
соответствующие ожидания и установки
стимулируют возникновение того или иного
явления.
В связи с этим Саймон упоминает выразительную
иллюстрацию этого явления, а именно —
художественный фильм «Глаз урагана». Фильм
рассказывает о жизни класса, в котором
учительница разделила детей на... кареглазых и
синеглазых! Она объявила, что дети с карими
глазами менее способны к учению, чем синеглазые.
После этого учительница и синеглазые дети стали
относиться к кареглазым, как если бы они и в самом
деле были менее способными. Например,
учительница не задавала кареглазым вопросов,
считая таких детей неспособными ответить на них.
Она и синеглазые дети ожидали от кареглазых
поведения, характерного для тупиц, и
соответственно вели себя с ними.
И всего через несколько дней различие,
произвольно установленное на основе
субъективного и ничем не подкрепленного
суждения, стало обретать все более реальные
формы. В классе создалась напряженная атмосфера,
кареглазые перестали стараться, чувствовали
себя обиженными. Негативные ожидания привели к
снижению их мотивации и соответственно
успеваемости.
Следует отметить, что этот кинематографический
сюжет был представлен публике в то самое время,
когда в Великобритании практически завершался
переход от селекционной системы образования к
эгалитарной. Художественный фильм на актуальную
тему призван был подкрепить соответствующие
общественные настроения.
КОЛЕБАНИЯ МАЯТНИКА
Дело в том, что Великобритания являет
собой пример наиболее острого противоборства
ранее указанных тенденций. Как известно, первые
психологические тесты (шкала Бине—Симона) в
системе школьного отбора были использованы во
Франции в начале XX века. Но это была архаичная
дифференциация «годных» и «негодных» —
недобравшие баллов отправлялись во
вспомогательные школы.
В Англии к делу подошли тоньше. Была разработана
трехпоточная система среднего образования, в
которую школьники включались в возрасте 11 лет.
Дети, признанные наиболее способными по
результатам тестирования, проходили обучение на
более высоком уровне и в дальнейшем получали
доступ к высшему образованию; образовательные
возможности остальных ограничивались. Принятая
в 1944 году, эта система почти сразу же начала
подвергаться критике за свой дискриминационный
характер, а в 1960–70-х годах была постепенно
отменена.
Аналогичные процессы почти в то же время
(особенно в 60-е годы) имели место в США, в
частности — в связи с борьбой национальных
меньшинств за гражданские права. В общественном
сознании идея школьной селекции оказалась
напрямую увязана с идеями расовой сегрегации,
поскольку чернокожие школьники в массе своей
никогда не справлялись с интеллектуальными
тестами на уровне белых. Десегрегация школы
потребовала параллельной дискредитации
тестирования и какого бы то ни было отбора. И хотя
тестирование IQ широко практикуется в США по сей
день, недостаточный балл уже не ставит барьера на
пути к получению образования.
В нашей стране апофеоз селекции пришелся на
конец 20-х — начало 30-х годов и был связан с
широким внедрением педологических процедур в
практику народного образования. Как и в подобных
зарубежных прецедентах, маятник оказался
оттянут слишком далеко и рано или поздно должен
был качнуться в противоположную сторону. Что и
произошло в 1936 году, когда официальным декретом
школьному отбору был положен конец.
В этом положении маятник пребывал более
полувека, пока на рубеже 90-х не качнулся обратно.
Связано это было с массовыми иллюзиями в
обществе, возлагавшем большие надежды на отказ
от уравниловки.
Иллюзии рассеялись быстро. И маятник
стремительно понесся в другую сторону. Отказ от
уравниловки обернулся чудовищным расслоением
общества, воспринимаемым многими крайне
болезненно. Психологи, пришедшие в школу с
арсеналом тестов, застыли в недоумении — едва
они наладили систему отбора, как эта практика
снова объявляется негуманной.
Правда, с учетом исторического опыта,
возвратного движения маятника ждать не так уж
долго. Но самые здравомыслящие не ждут
очередного поворота, а пытаются обосновать
концепцию золотой середины — селекции ради
дифференциации, а не дискриминации. Идея не нова,
но за полтораста лет так и не получила
безупречного воплощения. Так что психологам,
если они не станут впадать в крайности, работы
еще хватит надолго.
Сергей СТЕПАНОВ
|