500
ЛУЧШИХ СОВЕТОВ ТРЕНЕРУ
Фил Рэйс, Бренда Смит
СПб.: Питер, 2001
Книга английских специалистов в
области тренинговой работы выпущена
издательством «Питер» в серии «Эффективный
тренинг». Кстати сказать, эта серия уже
порадовала читателей рядом очень интересных и
качественных изданий. Книга «500 лучших советов
тренеру» не исключение.
Издательства, выпускающие психологическую
литературу (в том числе «Питер»), приучили нас к
тысячестраничным фолиантам, насыщенным самым
разнообразным материалом. Пробираться через
дебри многословности и теоретизирования
специалисту-практику бывает просто недосуг. На
фоне толстых монографий и учебных пособий книжка
Фила Рэйса и Бренды Смит может показаться — в
силу своего невеликого объема (128 страниц) —
малоинформативной. Однако такое предположение
ошибочно.
Рискну высказать мнение, что одним из
показателей качества и полезности любой
специальной книги является соотношение между
количеством ее страниц и количеством страниц ее
конспекта. Если этот показатель приближается к
единице, значит, конспектировать книгу не
удается, то есть все, что в ней написано, — важно.
Книга Рэйса и Смит как раз из таких.
В ней нет теоретических рассуждений — только
совершенно конкретные практические советы и
рекомендации психологу, ведущему тренинги. Между
прочим, название книги вводит в заблуждение. В
этой работе не пятьсот советов. Их гораздо
больше. Все эти советы касаются вопросов
организации, планирования и проведения
тренингов, но не связаны с содержательными
моментами. Таким образом, неважно, какого типа вы
проводите тренинг — в любом случае практические
предложения и рекомендации, представленные в
книге, будут вам полезны. Разумеется, некоторые
из советов опытным тренерам могут показаться
трюизмами, но для новичков то же самое может
стать настоящим откровением.
Здесь идет речь о том, как готовиться к тренингу,
как встречать участников, как использовать
предметы обстановки, аппаратуру и наглядные
пособия, и даже о том, что именно брать с собой,
если вы проводите тренинг в другом городе. Почти
во всех разделах книги содержится по десять
советов, но в некоторых, где авторы, по-видимому,
особенно увлекались, — по двадцать (например, в
очень любопытной подглавке, посвященной
использованию видеомагнитофона).
Данное издание — это своеобразная энциклопедия
советов тренеру. Поэтому совсем не обязательно
читать ее подряд: можно выбирать те места, где
содержатся ответы на заинтересовавшие вас
вопросы. Конечно, далеко не все вопросы, которые
могут возникнуть у начинающего тренера, получают
в этой работе полное и ясное освещение. Так,
например, нет рекомендаций о количестве времени,
которое следует выделять на проведение тренинга,
ничего не говорится о том, как вести себя в момент
кризиса группы, отсутствуют советы по отбору
участников и их оптимальному количеству. Но это и
понятно: невозможно дать советы на все случаи
жизни.
Эту книгу можно с уверенностью порекомендовать
всем психологам, интересующимся тренингами.
Игорь ВАЧКОВ
|