Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002


РЕПОРТАЖ

ЖДАТЬ И НАДЕЯТЬСЯ

17 января в Московском городском психолого-педагогическом институте прошел круглый стол «Проблемы в деятельности организационной структуры службы практической психологии Минобразования России». Основными действующими лицами стали участники семинара-совещания «Организация и содержание деятельности региональной службы практической психологии в образовании», приехавшие в Москву из регионов России.

Задумали и организовали этот круглый стол специалисты отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования России в преддверии предстоящей 12 марта коллегии министерства «О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
Собравшихся объединяла озабоченность тем, что служба практической психологии в системе образования находится в состоянии, близком к критическому, и необходимы решительные шаги для того, чтобы активизировать ее деятельность на новом качественном витке.

ПРОБЛЕМЫ МОСКОВСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Ведущими круглого стола и основными его участниками были представители московской городской службы практической психологии в образовании. С ее работой собравшихся познакомил С.Б. Малых (проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического института).
Проблемы московских психологов во многом схожи с теми, которые существуют в других регионах России. Не самым лучшим образом в Москве обстоят дела с организацией деятельности школьных психологов и психологических центров. Последние крайне неоднородны, более того, разобщены и разрозненны.
Второй год проводится мониторинг психологических служб. Он показывает, что 40% специалистов, работающих в учреждениях образования г. Москвы, имеют стаж менее года. А подавляющее большинство «не дотягивает» до трех лет. О каком профессионализме этих психологов можно говорить, если повышение их квалификации предусмотрено только раз в пять лет?
Сергей Борисович сделал весьма тревожный вывод о том, что психологическая служба Москвы находится в кризисном состоянии. Пока не поздно, следует наметить пути ее преобразования и совершенствования.
В.Н. Ярыгин (директор ППМС-центра Северного округа г. Москвы), анализируя работу столичных ППМС-центров, отметил, что в них часто происходит профанация идеи комплексной помощи детям. Поэтому психологические центры (а их сейчас в Москве около 50) никак не обеспечивают качественную помощь детям. Надо уходить от стихийного создания всевозможных центров и разрабатывать модели развития психологической службы города или региона.
Создание такой модели должно осуществляться при участии всех заинтересованных сторон, в том числе руководителей управления образованием. При этом необходимо обосновать нормативно-правовую базу, цели деятельности службы в целом и отдельных ее звеньев, систему повышения квалификации и информационную базу. В идеале, психолого-медико-педагогическая служба должна быть организована таким образом, чтобы в ее рамках можно было выстроить индивидуальный психологический маршрут для каждого проблемного ребенка. Для этого надо определить, какое количество специальных учебных заведений должно быть в том или ином образовательном округе.
По мнению С.Б. Малых, нужно обеспечить психологов нормальным диагностическим и коррекционным инструментарием. Но для этого его следует лицензировать. Поэтому решение коллегии должно касаться не только программы психологической службы, перспектив ее развития, нормативно-правовой базы, повышения квалификации, но и лицензирования психологического инструментария.
И.М. Каманов (начальник отдела практической психологии Минобразования РФ) заметил, что Министерство образования постарается принять единые формы ведения документации и отчетности для психологов.
С конкретными разработками в этом направлении собравшихся познакомил М.М. Семаго. Он представил новые формы документации по учету деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (см. «Школьный психолог», № 5, 2002).

НУЖНО ЛИ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД?

Коллеги
из регионов всерьез озабочены
судьбой психологической службы

Ситуация, сложившаяся в московской службе практической психологии, характерна для подавляющего большинства российских регионов. Получается так, что практически в каждом из 89 регионов специалисты службы практической психологии самостоятельно «изобретают велосипед». «Исходный материал» бывает самым разным, но «изделия» в конце концов очень похожи одно на другое. Ведь проблемы, которые встают перед психологами в системе образования, везде практически одни и те же: отсутствие четкой нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения их деятельности, недостаточная квалификация.
Армавирские психологи обеспокоены неравномерностью развития психологической службы на разных ступенях системы образования. Наиболее слабым звеном, считают они, являются высшие учебные заведения.
Руководитель городской психологической службы г. Омска Т.Ю. Федотова обратила внимание на то, что развитию системы мешает отсутствие четкой управленческой вертикали. Это приводит к нарушению взаимодействия между ее различными звеньями. Тамара Юрьевна подняла также вопрос о необходимости преподавания психологии в школе. И делать это, по ее мнению, надо уже сейчас, вводя этот предмет в качестве школьного или регионального компонента образования. Омские психологи готовы предоставить ряд своих школ для создании на их базе федеральных экспериментальных площадок.
Актуальна для Омска и другая проблема — неукомплектованность учреждений образования психологами и социальными педагогами. Прозвучало достаточно необычное предложение: для выработки оптимального варианта развития службы практической психологии (как на федеральном, так и на региональном уровнях) нужно объявить конкурс проектов. И пусть победит лучший!
Как и положено по законам жанра, на круглом столе мнения участников по ряду вопросов не всегда совпадали. Это, в частности, касалось преподавания психологии как школьного предмета. Есть подозрение, что это хорошее начинание может стать чисто формальным. Кроме того, психология может трансформироваться в далекую от реальности околонаучную дисциплину, как это произошло с валеологией. Знакомя детей с основами психологии, лучше ориентироваться на решение конкретных проблем.
Поскольку сейчас актуальна задача профилактики наркозависимости, то в процессе ее решения можно давать школьникам различные знания и умения. Например, проводить работу по самопознанию, повышению самооценки, личностному росту. Особо надо выделить реабилитационную работу с детьми, употребляющими психотропные вещества или имеющими другие формы зависимости.
По мнению Л.К. Чаусовой (директора областного ППМС-центра г. Ростова-на-Дону), очень важен статус психолога, работающего в системе образования. И поднять его может привлечение ученых к решению конкретных проблем работы с детьми. Реально это может происходить на базе ППМС-центров. В.П. Иванова (главный специалист службы сопровождения Комитета образования г. Санкт-Петербурга) напомнила присутствующим: решение коллегии только тогда будет значимым для службы, когда оно будет выполняться.
Валентина Павловна констатировала, что на коллегиях, проходивших в 1995 и 1998 годах, принимались хорошие решения. И несмотря на это, служба сейчас находится в критическом состоянии. При подготовке решений нынешней коллегии необходимо предусмотреть конкретные шаги, которые помогли бы сохранять специалистов в системе образования. Здесь важна психологизация всех участников образовательного процесса.
Эту мысль продолжила С.В. Алехина (директор ПМП-центра «Созидание», г. Красноярск). Основную проблему психологической службы она видит в том, что не обеспечена социальная и правовая защита педагога-психолога. Существует масса документов, противоречащих друг другу. Местный опыт часто сводит на нет федеральные программы. Поэтому нужна поддержка психологических служб на местах по административной вертикали в виде четких распоряжений и приказов сверху.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Мнение участников круглого стола интересно
не только управленцам (И.М. Каманову),
но и ученым (С.Б. Малых)

 

 

Подводя неутешительные итоги, С.Б. Малых отметил, что в настоящее время нельзя говорить о позитивном развитии психологической службы, поскольку «динамика здесь нулевая». Речь может идти только о количественных показателях ее развития.
При Московском городском психолого-педагогическом институте создана специальная научная структура, куда входит ряд лабораторий, которые будут заниматься решением значимых проблем практической деятельности педагогов-психологов.
Лаборатория психологической службы призвана решать вопросы научно-методического обеспечения практической психологии образования. Лаборатория моделирования профилактических программ разрабатывает междисциплинарные многоуровневые профилактические программы, направленные на содействие здоровью, и инструментарий для комплексной оценки эффективности профилактических программ. Лаборатория психолого-педагогических проблем образования создает программы обучения и воспитания детей раннего возраста. Лаборатория проблем аттестации и сертификации психологов-консультантов нарабатывает средства и методики эмпирического анализа психологической консультации.
Кроме них, в институте существуют: лаборатория разработки, адаптации и стандартизации психологических методов диагностики и сектор научно-методических основ организации деятельности ПМС-центров.
Одним их новых направлений службы является «скорая» психологическая помощь. С ее идеей собравшихся познакомила Е.В. Бурмистрова. Школьный психолог должен уметь оказывать «скорую» помощь детям и родителям в экстренных ситуациях. Но психологи не готовы к оказанию такой помощи. Об этом свидетельствует опыт работы психологов с посттравматическим синдромом после взрыва на Каширском шоссе.
После оказания необходимой первоначальной помощи ребенок направляется к специалистам в ППМС-центры для более серьезной работы. Для этого психолог образовательного учреждения должен владеть информацией о существующих центрах и тех видах помощи, которые могут быть оказаны в нем ребенку. Оптимальным видится создание единой системы оказания помощи детям.
При подведении итогов участники единодушно решили, что им остается ждать коллегии и надеяться, что ее решения станут отправной точкой для выхода психологической службы из кризисного состояния.

Ольга РЕШЕТНИКОВА