Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

КОМПЛИМЕНТ

Карточно-бланковая профориентационная игра

В данной игре в полушутливой форме учащиеся осуществляют профессиональный выбор.
Игра проводится в группе, состоящей из 8–12 человек. Если все-таки необходимо работать с целым классом, то на определенном этапе (после подготовки бланков и карточек) все учащиеся делятся на команды по 6–8 человек. Каждая команда садится за отдельный стол.
Время игры — около 1 часа.
Для игры необходимы стол (желательно даже два стола, которые можно составить вместе), чистые листочки в клеточку и ручки.
Ведущий может принимать участие в игре наравне с остальными участниками.

Ход игры

При объяснении правил игры ведущий активно использует классную доску.
Сначала ведущий рисует на доске игровой бланк (см. приложение 1), а каждый учащийся рисует такой же бланк на своем листочке, расположенном горизонтально. На этом этапе бланк остается незаполненным: пишутся только названия колонок.
Далее ведущий просит учащихся назвать восемь различных качеств человека, которые могли бы проявиться в самых разных профессиях. Это могут быть как положительные качества, так и отрицательные. Если называются и отрицательные качества, то игра становится намного интереснее. Но если в классе (группе) отношения далеки от приятельских, то лучше использовать только привлекательные качества.
Ведущий следит за тем, чтобы назывались разнообразные качества, в случае необходимости немного помогает учащимся. Названные восемь качеств ведущий выписывает в первую колонку бланка.
Все участники игры записывают эти же восемь качеств в свои бланки в том же порядке, как на доске.
Далее ведущий предлагает каждому игроку подчеркнуть 4–5 качеств, ему присущих, то есть сделать самооценку.
В четвертой колонке бланка записываются 12–15 наиболее привлекательных для данной группы (класса) профессий. Их называют сами участники.
Сразу же в пятой колонке бланка напротив каждой профессии ставятся начальные игровые баллы (по 10 баллов), которые будут меняться в ходе игры. Эти изменения будут показывать, насколько та или иная профессия подходит для игрока.
В третьей колонке бланка напротив каждой профессии также ставятся начальные игровые баллы (по 10 баллов).
Далее каждый участник подчеркивает 3–4 наиболее для себя привлекательные профессии из тех, что записаны в четвертой колонке. В ходе игры как раз и надо будет выявить, сколько баллов наберут именно эти профессии.
Затем каждый участник готовит восемь игровых карточек (обычный тетрадный лист делится на 8 равных частей). Ведущий показывает на доске, как они оформляются (см. приложение 2).
На лицевой стороне карточки записывается первое качество (из тех, что перечислены в первой колонке: в нашем примере это интеллект).
Обратная сторона карточки делится горизонтальной линией пополам. В верхней части сразу ставятся баллы +2 и +1, а в нижней –2 и –1.
В верхней части записываются две профессии (из перечня), где качество «интеллект» требуется обязательно: +2 балла — качество необходимо; +1 балл — качество требуется чуть в меньшей степени.
В нижней части карточки записываются две профессии (из перечня), где качество «интеллект» не является обязательным: –1 балл — качество не требуется; –2 балла — качество совершенно не требуется.
Аналогично учащиеся заполняют остальные семь карточек.
Если карточки к игре готовят сами учащиеся, то они лучше осознают связь тех или иных качеств человека с требованиями различных профессий. По нашему опыту, подавляющее большинство подростков заполняют карточки с интересом.
Далее участникам игры дается следующее задание.
Они должны выбрать 4–5 карточек с теми качествами, которые хорошо у них развиты, — это те самые подчеркнутые качества в первой колонке.
Далее, смотря на записи на обратной стороне карточек, учащиеся определяют, на сколько баллов изменяются первоначальные 10 баллов по каждой из профессий. Эти изменения записываются в третью колонку. Например, если школьник считает, что у него хорошо развит «интеллект» и на обратной стороне карточки напротив «+2» баллов стоит профессия «учитель», то слева от первоначального балла 10, напротив профессии «учитель», уже проставляется новый балл — 12 (10+2 =12). Там же, где стоят баллы с минусами, они вычитаются из первоначальных баллов соответствующих профессий.
В итоге какие-то профессии набирают больше 10 баллов, а какие-то меньше, вплоть до минусовых значений.
Это можно прокомментировать следующим образом. Если у учащегося развито какое-либо качество, то ему подходят те профессии, которые набирают больше баллов по этому качеству, и наоборот, профессии, в которых трудно реализовать данное качество, скорее всего ему не подходят. Иными словами, учащийся как бы сам себе дает рекомендации.
Далее члены команды рассаживаются вокруг стола (или вокруг двух обычных столов, составленных вместе) так, чтобы каждый мог спокойно разместить на столе свой игровой бланк и разложить все восемь карточек лицевой стороной вверх. Если в игровой команде больше 6–7 учащихся, то бланки можно расположить на коленях, но сами карточки должны быть на столе. Естественно, со стола убираются все лишние предметы.
В ходе игры учащиеся делают друг другу с помощью карточек «комплименты». Ходы производятся без какой-либо очереди, но адресовать свой ход можно только тому игроку, который в данный момент свободен, то есть не делает никаких записей.
Например, делающий ход выбирает из присутствующих любого игрока, у которого в наибольшей степени развит интеллект. Соответствующая карточка передается данному человеку.
Игрок, которому сделали «комплимент», сразу же делает ответный ход, вручая первому игроку карточку с качеством, которое присуще этому первому игроку хоть в какой-то степени. Ведущий может посоветовать учащимся не ждать, пока их кто-то выберет, а самим проявлять активность по принципу: «Чем больше я кому-то сделаю «комплиментов», тем больше получу «комплиментов» в ответ».
После обмена «комплиментами» каждый игрок заполняет свой бланк:
1) во второй графе бланка, напротив врученного ему качества-комплимента, ставит знак «плюс». В ходе игры ведущий должен проверять, выполняется ли данное правило;
2) по записям на оборотной стороне карточки определяются изменения начальных баллов по профессиям (например, первоначальный балл по какой-либо профессии равен 10, а на карточке указано, что этот балл должен увеличиться на +2, поэтому в пятой колонке сразу же проставляется новый показатель — 12 баллов. (Мы не рекомендуем в бланках делать записи типа 10 + 2 = 12, поскольку они занимают много места и лишь вносят путаницу. Опыт проведения методики в различных подростковых аудиториях показывает, что практически все игроки спокойно делают подсчеты в уме и в бланк вписывают уже готовые результаты. В нашем примере в бланк сразу записывается новый балл — 12.)
Фактически здесь проделывается уже знакомая школьникам процедура, когда они определяли, какие профессии им больше подходят, а в каких им сложно будет реализовать свой талант. Аналогичные записи делаются после получения участником последующих карточек.
Далее игрок возвращает карточку ее первоначальному хозяину, а у него обязательно забирает свою. Эти карточки могут использоваться в игре повторно. На этом ход заканчивается, а сама игра продолжается.
Заканчиваться игра может по-разному. Например, можно просто закончить в установленное время (желательно, чтобы осталось 5–7 минут на подведение итогов). Можно закончить игру, ориентируясь на то, сколько «комплиментов» в среднем сделали участники друг другу: если во второй графе бланка у многих проставлено 12–15 плюсов, то уже можно подводить некоторые итоги.
После окончания данного этапа игры участники обводят кружочками свои итоговые результаты (баллы) по каждой профессии, а наиболее впечатляющие результаты помечают как-то особо (по усмотрению игрока). Это своеобразный показатель того, насколько те или иные профессии из выписанного в начале игры перечня соответствуют (или не соответствуют) качествам и достоинствам данного участника игры.
К этим показателям ни в коем случае нельзя относиться как к «психодиагностическим», поскольку данная игровая процедура носит полушутливый характер и ее главная цель — активизация размышлений подростков о выборе профессии.
Итоговые результаты можно сравнить с результатами самооценок в третьей колонке бланка. Кроме того, можно оценить, какие качества чаще всего отмечались другими участниками, то есть сколько «плюсов» проставлено во второй колонке бланка.
При подведении итогов ведущий может просто предложить участникам самим посмотреть, что у них получилось.
Свои комментарии к тем или иным результатам ведущий высказывает в индивидуальном порядке (но не как рекомендации, а в плане размышлений «почему так получилось?»).
Более живо и увлекательно подведение итогов проходит, если ведущий предлагает участникам высказаться, у кого больше баллов получилось по первой профессии, по второй и т.д. Также можно поинтересоваться, у кого больше оказалось «плюсов» по тем или иным качествам. У кого меньше всего «плюсов», лучше не спрашивать, поскольку это может кого-то обидеть.
Данная игра проходит обычно живо и увлекательно, но как уже отмечалось, ее результаты ни в коем случае не могут рассматриваться как главное основание для профессионального выбора. Эта методика работает лишь в комплексе с другими профориентационнными методами.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример заполненного бланка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример заполненной карточки

ИНТЕЛЛЕКТ

+2 УЧИТЕЛЬ
+1 ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ

-1 ФОТОМОДЕЛЬ
-2 ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

1а — лицевая сторона карточки;

1б — оборотная сторона карточки