КОРРЕКЦИЯ
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ
А.П. Сиротюк
М.: Сфера, 2002
Тонкие книжки с многообещающими
названиями всегда настораживают. К сожалению, и
это издание объемом 46 страниц разочаровало.
Первое, что бросается в глаза даже при самом
беглом знакомстве, — это явное несоответствие
заглавия содержанию книги. Уже из аннотации
узнаешь, что в ней помещены «занятия по развитию
мышц рук». Вещь, безусловно, хорошая, но имеющая к
развитию интеллекта весьма косвенное отношение.
Написанное в предисловии может запутать любого
специалиста, не говоря уже о родителях и
педагогах, которым (наряду с психологами и
логопедами) адресовано издание. По мнению автора,
«уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений рук». В столь категоричной форме это
утверждение весьма сомнительно. Но на следующей
странице можно найти другое утверждение, с
которым нельзя не согласиться: «развитие
пальцевой моторики подготавливает почву для
последующего формирования речи».
На страницах книги есть и другие противоречия. В
том же предисловии мы находим леденящее кровь
предостережение: «преждевременное обучение
ребенка недопустимо, так как в результате может
быть сформирована (!) минимальная мозговая
дисфункция». Хотя в кратком словаре терминов
говорится, что ММД — это «небольшая врожденная
неравномерность развития отдельных мозговых
функций, не затрагивающая интеллекта и
умственных способностей».
Пугает и знакомство со словариком. Туда не только
включены сугубо специальные термины (мозолистое
тело, персеверация, сукцессивные функции), но и
даются не менее замороченные их трактовки. В
частности, синкинезии определяются как
«дополнительные движения, которые в
непроизвольной форме агломерацированы (!) к самим
движениям...».
Представленные в книге игры и упражнения могут
проводить с детьми и воспитатели детских садов, и
родители.
Занятия по развитию дошкольников представлены
психодиагностическими упражнениями
(«Считалочки-бормоталочки», «Народные потешки»,
комплекс по подготовке руки к письму) и
развивающей кинезиологической программой.
Однако навряд ли несведущий в психологии человек
сможет применять упражнения из
кинезиологической программы в предложенном
виде: автор дает ее без предварительных
пояснений и комментариев. Например, при
выполнении упражнения 1 из комплекса 5 детям
предлагается «сделать глубокий вдох и задержать
дыхание так долго, насколько это возможно». При
этом автор советует «ввести элемент
соревнования в группе». Так и представляются
посиневшие от недостатка кислорода детишки...
Непонятно также, каким образом это способствует
развитию интеллекта.
Настораживает использование неспециалистами
ряда предлагаемых методик, в частности пробы
Н.И. Озерецкого на динамический праксис
«Кулак—ребро—ладонь», которая считается одной
из самых сложных при интерпретации полученных
результатов. Мало кто из психологов, работающих в
системе образования, сможет легко
сориентироваться в инструкциях типа: «Данный
тест чувствителен не только к поражению
двигательных систем (премоторных отделов), но и к
неспецифическому дефициту сукцессивных
функций».
Остается надеяться, что читатели оставят «за
бортом» «научную» часть книжки и будут
использовать ее как сборник развивающих игр и
упражнений!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|