Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

А.П. Сиротюк
М.: Сфера, 2002

Тонкие книжки с многообещающими названиями всегда настораживают. К сожалению, и это издание объемом 46 страниц разочаровало.
Первое, что бросается в глаза даже при самом беглом знакомстве, — это явное несоответствие заглавия содержанию книги. Уже из аннотации узнаешь, что в ней помещены «занятия по развитию мышц рук». Вещь, безусловно, хорошая, но имеющая к развитию интеллекта весьма косвенное отношение.
Написанное в предисловии может запутать любого специалиста, не говоря уже о родителях и педагогах, которым (наряду с психологами и логопедами) адресовано издание. По мнению автора, «уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук». В столь категоричной форме это утверждение весьма сомнительно. Но на следующей странице можно найти другое утверждение, с которым нельзя не согласиться: «развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи».
На страницах книги есть и другие противоречия. В том же предисловии мы находим леденящее кровь предостережение: «преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована (!) минимальная мозговая дисфункция». Хотя в кратком словаре терминов говорится, что ММД — это «небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей».
Пугает и знакомство со словариком. Туда не только включены сугубо специальные термины (мозолистое тело, персеверация, сукцессивные функции), но и даются не менее замороченные их трактовки. В частности, синкинезии определяются как «дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы (!) к самим движениям...».
Представленные в книге игры и упражнения могут проводить с детьми и воспитатели детских садов, и родители.
Занятия по развитию дошкольников представлены психодиагностическими упражнениями («Считалочки-бормоталочки», «Народные потешки», комплекс по подготовке руки к письму) и развивающей кинезиологической программой.
Однако навряд ли несведущий в психологии человек сможет применять упражнения из кинезиологической программы в предложенном виде: автор дает ее без предварительных пояснений и комментариев. Например, при выполнении упражнения 1 из комплекса 5 детям предлагается «сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно». При этом автор советует «ввести элемент соревнования в группе». Так и представляются посиневшие от недостатка кислорода детишки... Непонятно также, каким образом это способствует развитию интеллекта.
Настораживает использование неспециалистами ряда предлагаемых методик, в частности пробы
Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь», которая считается одной из самых сложных при интерпретации полученных результатов. Мало кто из психологов, работающих в системе образования, сможет легко сориентироваться в инструкциях типа: «Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций».
Остается надеяться, что читатели оставят «за бортом» «научную» часть книжки и будут использовать ее как сборник развивающих игр и упражнений!

Ольга РЕШЕТНИКОВА