Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Под редакцией Э.Г. Эйдемиллера
СПб: «Питер», 2002

Семья играет определяющую роль в становлении человеческой личности. Родительские сценарии и модели поведения усваиваются детьми в раннем возрасте, чтобы по прошествии лет возродиться в следующем поколении семьи.
Осознание значимости семьи в жизни человека привело к развитию исследований в этой области. Неудивительно, что психотерапевты стали искать причины душевных расстройств в семейной ситуации и применять в качестве способа преодоления личностных трудностей воздействие на семейную систему.
Эта работа представляет собой отчасти учебное пособие, отчасти практическое руководство по семейной психотерапии. Книга является своеобразным продолжением монографии «Психология и психотерапия семьи»
Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса («Питер», 1999, 2001). Издание подготовлено коллективом санкт-петербургских специалистов под руководством патриарха отечественной семейной психотерапии.
В этом практикуме подробно рассматриваются теория и методы системно-ориентированной семейной психотерапии и семейного консультирования.
Книга начинается программной статьей Э.Г. Эйдемиллера. В ней изложены его взгляды на сущность семейной системной психотерапии и ее место в концепции современной психотерапии, а также определяется статус семейного терапевта.
Читатель имеет возможность познакомиться с краткой биографией всех авторов и особенностями «ленинградской» (кавычки автора книги) психиатрической школы.
Глава «Семейный диагноз и методы семейной диагностики» содержит описание дюжины диагностических методов, применяемых в семейной психотерапии на разных этапах работы. По большей части они взяты из уже упомянутой выше книги Эйдемиллера и Юстицкиса, но есть и несколько новинок.
В главе «Психология семьи и методы современной семейной психотерапии» последовательно рассматриваются семейная системная психотерапия (в этом разделе явно не хватает ссылок на других авторов), аналитико-системная семейная психотерапия, нарративная семейная психотерапия, особенности семейного консультирования, игры в семейной психотерапии, семейная психотерапия при СПИДе.
Особый интерес, на мой взгляд, представляет руководство по использованию серийных рисунков и рассказов в психологическом консультировании детей и родителей.
Также привлекает внимание глава И.В. Добрякова, посвященная перинатальной семейной психотерапии. Этот вид психотерапии определяется как «комплекс психотерапевтических приемов и методов, осуществляемых в семье и при помощи семьи, направленных на лечение членов семьи, нервно-психические расстройства которых являются следствием реакций на зачатие, вынашивание и выхаживание ребенка».
Последний раздел посвящен обучению специалистов в области семейной психотерапии.
Несмотря на интересное содержание и информативность, книга написана как-то неровно, что, наверное, естественно при таком большом авторском коллективе. Удручает список рекомендуемой литературы, состоящий из восьми книг, большинство из которых к системной семейной психотерапии не имеют никакого отношения.
В целом книга может быть полезна как студентам, так и практикующим специалистам, желающим расширить свой профессиональный репертуар.

Александр ШАДУРА