ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ
В №№ 6, 8 за 2002 г.
были опубликованы статьи Елены ДАНИЛОВОЙ с
материалами для проведения родительского
собрания в первом и втором классах в начале
учебного года. Сегодня мы печатаем материал,
адресованный родителям третьеклассников.
Третий
класс является переломным в жизни младшего
школьника. Многие учителя отмечают, что именно с
третьего года обучения дети начинают
действительно осознанно относиться к учению,
проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными
изменениями, которые происходят в общем
интеллектуальном развитии детей в данный период.
психологические исследования показывают, что
между вторым и третьим классами происходит
скачок в умственном развитии учащихся. Именно на
этом этапе обучения происходит активное
усвоение и формирование мыслительных операций,
более интенсивно развивается вербальное
мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся
основанием для дальнейшего развития других
познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин
так писал об особенностях развития младших
школьников: «Память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие — думающим».
Активно развивается и способность ребенка
произвольно управлять своими психическими
процессами, он учится владеть вниманием, памятью,
мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии
третьеклассников должны быть активно
использованы в развивающей работе с детьми. В
беседе с родителями психологу важно подчеркнуть,
что именно они могут оказать существенную помощь
в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных
возможностей детей этого возраста.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Хорошо развитые свойства внимания и
его организованность являются факторами,
непосредственно определяющими успешность
обучения в младшем школьном возрасте. Как
правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый
«вклад» в успешность обучения по разным школьным
предметам. Так, при овладении математикой
ведущая роль принадлежит объему внимания,
успешность усвоения русского языка связана с
распределением внимания, а обучение чтению — с
устойчивостью внимания. Таким образом, развивая
различные свойства внимания, можно повысить
успеваемость школьников по разным учебным
предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные
свойства внимания поддаются развитию в
неодинаковой степени. Наименее подвержен
влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1
раза — увеличивается на протяжении младшего
школьного возраста). В то же время такие свойства
внимания, как распределение, переключение и
устойчивость, можно и нужно у ребенка
тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс
игр, заданий и упражнений, направленных на
развитие внимания: разнообразные варианты
корректурных заданий, «перепутанные линии»,
поиск скрытых фигур и многое другое.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Наиболее распространенный прием
запоминания у младших школьников — многократное
повторение, обеспечивающее механическое
заучивание. Однако при возрастающем объеме
учебного материала он перестает себя
оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети
начинают испытывать потребность в качественно
иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников
связано в первую очередь с приобретением и
усвоением таких способов и стратегий
запоминания, в основе которых лежит организация
запоминаемого материала. Приемы смыслового
запоминания, логическая память требуют
специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является
использование мыслительных процессов в качестве
опоры, средства запоминания. Такая память
основана на понимании. В этой связи уместно
вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание
только тогда знание, когда оно приобретено
усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания
могут быть использованы: выделение смысловых
опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и
различные мнемотехнические приемы, а также
раскрыть возможности письменной речи как
средства запоминания.
Для того чтобы помочь заинтересованным
родителям правильно организовать развивающую
работу с детьми, психолог может не только
рекомендовать необходимую литературу, но и
провести обучающие занятия для самих родителей.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Для того чтобы умственное действие
могло быть использовано в качестве опоры для
запоминания, само это действие должно быть
первоначально сформировано. Например, прежде чем
использовать прием классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо
овладеть классификацией как самостоятельным
умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми
принадлежит развитию их мыслительных
способностей. Основное внимание необходимо
уделить обучению элементам логического
мышления: выделению различных признаков
предметов, сравнению, нахождению общего и
различного, классификации, умению давать
простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей,
родители должны учитывать их индивидуальные
особенности (склад ума, познавательный стиль,
темп мыслительной деятельности, обучаемость и
пр.). При этом не следует забывать и о
качественном своеобразии мышления ребенка в
младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального,
понятийного мышления, большинство детей
примерно до 10 лет относится не к мыслительному
типу, а к художественному. Поэтому
целенаправленное развитие понятийного мышления
следует сочетать с не менее целенаправленным
совершенствованием образного мышления и уделять
внимание развитию детского воображения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей
складывается неодинаковое отношение к чтению
как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы
детей, демонстрирующих полярное отношение к
чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются
с книгой. Другие, напротив, не любят читать,
делают это лишь по принуждению. Именно вторая
группа учащихся чаще всего вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо
владеют техникой чтения. Именно отсутствие
хорошо отработанного навыка чтения может
служить препятствием для свободного общения
ребенка с книгой. В этом случае следует уделить
особое внимание отработке технической стороны
чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует
специальных усилий и времени для закрепления
умения и его совершенствования. Времени,
отведенного для этого на уроках чтения, очевидно
недостаточно. Для закрепления навыка чтения
ребенок нуждается в систематических, ежедневных
домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим
речевым развитием ребенка, поэтому, в случае
явных затруднений, следует обратиться за
необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского
чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения
особенное значение имеет эмоциональное
состояние ребенка. Родителям необходимо помнить,
что ребенок, любимый ими независимо от своих
недостатков, получающий эмоциональную поддержку
взрослых, а значит, уверенный в себе, легче
обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют
техникой чтения достаточно хорошо, однако не
являются активными и самостоятельными
читателями. Родители нередко сетуют на то, что
ребенок не проявляет большого интереса к книгам,
зато много времени проводит у телевизора или
компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не
складывается в результате принудительного
общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и
первостепенное значение при этом имеет
отношение к чтению самих родителей. Любят ли в
семье читать? Есть ли в доме своя библиотека?
Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о
прочитанном? Следят ли родители за книжными
новинками, в том числе и в области детской
литературы?
Как правило, читать любят дети читающих
родителей.
Елена ДАНИЛОВА,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Психологического института РАО,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если родители всерьез обеспокоены
недостаточно заинтересованным отношением
ребенка к чтению, им могут пригодиться советы
американского психолога В. Уильямса. Вот
некоторые из них.
Наслаждайтесь чтением сами и
выработайте у детей отношение к чтению как к
удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете
с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте
отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
Показывайте, что вы цените чтение:
покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и
журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
На видном месте дома повесьте список,
где будет отражен прогресс ребенка в чтении
(сколько книг прочитано и за какой срок).
Выделите дома специальное место для
чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
В доме должна быть детская
библиотечка.
Собирайте книги на темы, которые
вдохновят детей еще что-то прочитать об этом
(например, книги о динозаврах или космических
путешествиях).
Предложите детям до или после
просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
По очереди читайте друг другу
рассказы или смешные истории. Развлекайте себя
сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу ребенка с детьми,
которые любят читать.
Разгадывайте с детьми кроссворды и
дарите их им.
Поощряйте чтение детей вслух, когда
это только возможно, чтобы развить их навык и
уверенность в себе.
Почаще спрашивайте мнение детей о
книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов
периодической печати: даже гороскопов, комиксов,
обзоров телесериалов — пусть дети читают все что
угодно!
Детям лучше читать короткие рассказы,
а не большие произведения: тогда у них появляется
ощущение законченности и удовлетворения.
Пусть дети каждый вечер читают в
постели, перед тем как уснуть.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Винокурова Н.К. Магия
интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают
умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994.
2. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А.
Внимание школьника. М., 1987.
3. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг.
Обучение. Здоровье. М., 1989.
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие
логического мышления детей. Ярославль, 1995.
6. Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать
и поддерживать в детях привычку к чтению.
Начальная школа: плюс-минус. № 10, 1999, с. 72–75.
|