Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002
 

ДИЛЕТАНТЫ ПО ЗАКАЗУ

Любому психологу-консультанту знакома ситуация, когда клиент пытается перевалить на него ответственность за решение своих проблем. Да что там консультанту — каждому из нас, наверное, приходилось «расплачиваться» за дружеский совет, данный из самых лучших побуждений.
Поэтому горький опыт заставляет настораживаться, если к нам обращаются с просьбой о помощи. Но человеческие чувства берут верх, и в заколдованном треугольнике «спаситель — преследователь — жертва» начинается очередная перемена ролей.
Эта аналогия приходит мне на ум каждый раз, когда я вижу, как на психологическую службу пытаются повесить непосильную задачу — решить на уровне школы все социальные проблемы общества. Семьи разрушаются? Психологи помогут, поддержат ребеночка в трудную минуту. Здоровье падает? Подлечат вместе с медиками — не лекарствами, так релаксацией. Наркомания растет? Так сейчас они нам программу профилактики и тренинг «Умей сказать нет» организуют. А уж модная проблема беспризорности точно по их ведомству.
Такое впечатление, что школа — прежде всего в лице управленцев — выбрала себе удобную роль жертвы, а спасителем назначила психолога. И возложила на него неподъемные проблемы и самые радужные надежды.
Результат предсказуем: «У-у-у, а мы-то думали...»
А вот это неправда. Не думали, а только надеялись и рассчитывали — возможно, даже искренне. А если бы еще при этом действительно думали, то быстро бы поняли, что лечить социальные язвы психологическими методами — утопия.
В результате психологов старательно выставляют дилетантами, выталкивая из той области, где они профессионально пригодны, туда, где проблемы надо решать не им.
Часто ли учителя обращаются с просьбой помочь провести урок? Когда последний раз директор привлекал вас для участия в «конструировании образовательной среды»? Кто реально пользуется вашими рекомендациями по развитию сильных сторон каждого ученика? А ведь достижения отечественной возрастной психологии во всем мире признаны! И педагогическая психология — одна из самых «проработанных» областей и в науке, и на практике.
Все равно двери в класс для психолога чаще всего закрыты. Зато наркоманию и беспризорность искоренять — это пожалуйста. Психологи либо справятся (чего не бывает?), либо зубы обломают. А заказчик в стороне в белом фраке.
Ситуация осложняется тем, что заказчик — он же начальник. И его указания приходится выполнять. Остается только одно: вести трудную, долгую и неблагодарную работу по формированию у него адекватных ожиданий. Говоря проще — чтоб луну с неба не требовал и «туда, не знаю куда» не посылал.
А пока что очень важно трезво оценивать свои возможности. Профессионал — не тот, кто все может. И уж тем более не тот, кто за все берется. Чтобы стать настоящим профессионалом в любом деле, надо уметь вовремя сказать: «Нет! Я с этим не справлюсь!»

Марк САРТАН