Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР

У сердца есть резоны,
неведомые разуму.

Б. Паскаль

Представление о своей личности, как известно, является важнейшей детерминантой жизненного пути человека, его профессионального и личностного роста, а также предпосылкой для самореализации в будущем.
Среди методик, направленных на исследование личностной идентичности, наиболее востребованы тест М. Куна и тест Т. Мак-Партланда. Напомним, что в последнем из названных тестов испытуемым предлагается дать не менее 10 ответов на вопрос «Кто я?».
К приоритетным статусным категориям, характеризующим зрелую идентичность, относят такие, как планетарная, общечеловеческая, гражданская, этническая, групповая и т.д.
Не менее интересен и информативен тест Л. Зурхера. Автор предлагает четыре модели так называемых модусов Я.

  • Модус A — физическое Я: жестко обращенное внутрь, замкнутое в себе микро-Я, основанное на телесных свойствах, самоощущениях.

  • Модус B — социальное Я: социальный статус, роль, принадлежность к группе.

  • Модус C — рефлексивное Я: субъективные свойства, вкусы, особенности характера.

  • Модус D — духовное Я: универсальные общечеловеческие ценности.

По мнению Л. Зурхера, чем выше уровень развития личности, тем больше ее характеристик относится к «высшим» (C и D) модусам.

В проведенном нами эксперименте данный тест использовался в сочетании со спонтанным рисунком на тему «Кто Я?». Эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации. К тому же рисунок инициируется и контролируется самим человеком, способствуя тем самым укреплению целостности его личности.
В спонтанном творческом рисунке происходит еще и моделирование социальной действительности. Художественная деятельность, являясь органической составляющей арт-терапевтического занятия, обогащает коммуникацию и социальный репертуар испытуемого, помогает ему реализовать тот внутренний потенциал, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем.
Итак, каждому участнику нашего исследования (студентам педуниверситета и учащимся пятого класса гимназии № 3 г. Ульяновска) предлагалось нарисовать образ Я и дать портрету название.
Отмечалось, что внешний вид рисунка, качество исполнения гораздо менее важны, чем тот символический смысл, который поможет рассказать о себе нечто важное.
В итоге два способа выполнения задания (вербальный и невербальный) позволили выявить взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психической жизни человека.

СТУДЕНТЫ ГОВОРЯТ

У студентов первого курса наиболее часто (до 39%) встречаются характеристики социального Я (модус В): студентка, отличница, медалистка, хорошая подруга, дочь, будущий педагог, невеста, жена, спортсменка и др.
Подчеркнем, что у студентов второго курса подобные характеристики встречаются реже (до 21%). Это, вероятно, объясняется ослаблением значимости внешней мотивации и изменением ценностных представлений о статусе собственной личности.
Следующие по частотности (до 28%) — характеристики модуса C (рефлексивное Я): интересный человек, личность, умница, любимая, сама доброта, золушка, бедная Лиза, последняя буква в алфавите, обманщица, враг и др.
У студентов первого курса высок процент характеристик физического Я (модус А), как в контрольных, так и в экспериментальных группах (до 21%): фотомодель, красавица, толстушка, уродина, слепая курица, кривоножка, нос, соня и др. Преобладают, как правило, негативные характеристики, что подтверждает общеизвестный факт «застревания» молодых людей на внешних данных.
Студенты первого курса редко используют характеристики модуса D (духовное Я) (до 12%): радость, ручей, частичка вселенной, утро жизни, тайна, нежная душа, облачко и др.
В описаниях своего Я встречаются также:

— стереотипные характеристики: телец, дева, козерог;
— национальность, вероисповедание;
— идентификация с предметами, животными или использование их как имен нарицательных: тряпка, дуб, дерево, собака, слон, медведь, надоедливая муха, обезьяна, чудик, цветок, розочка.

ПЯТИКЛАССНИКИ РИСУЮТ И ГОВОРЯТ

Образы Я, проявившиеся в рисунках, оказались более информативными. Они точнее, нежели слова, отражали реальность. Рисунок как бы снимает психологическую защиту автора, проясняет многие скрытые смыслы, воспроизводит отношение к себе, в том числе и неосознаваемое, выявляет заниженную самооценку, самоиронию, самолюбование и т.д.

В качестве примеров приведем работы пятиклассниц Маши (рис. 1) и Ксении (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Маше 10 лет. Она как юла. Непоседа, часто ворчит, чем-то недовольна. При этом надувает губки, хотя девочка вообще-то очень добрая и отзывчивая. На уроках активна: стремится отвечать, любит выходить к доске. Учится неровно (на 4 и 5, иногда получает 3), посещает музыкальную школу.
Маша начала рисовать, не задумываясь. В отличие от большинства одноклассников она не задавала дополнительных вопросов типа: «А что мне нарисовать?», «А можно я это нарисую?». Работала спокойно, даже как-то замкнуто, отрешенно, не обращая внимания на других (что нетипично для ситуации в условиях класса).
Маша нарисовала себя в виде ангела в нарядном платье, но с головой кошки. Над этим персонажем несмело, чуть заметно пробивается солнце.
На обратной стороне листа Маша написала:

Я — травка, растущая на лугу.
Я — кубик-рубик, который очень трудно разгадать.
Я — прозрачный тюль.
Я — финик.
Я — сладкий, но маленький.
Я — роза с шипами.
Я — бегония.
Я — волос, что легко переломить.
Я — обрыв.
Я — воздух.

Ксении 11 лет. Она — спокойный, хороший ребенок (о таких детях говорят — «правильные»), аккуратная, учится стабильно успешно, в основном на 5. Несмотря на то что внешне это довольно веселая девочка, есть у нее какая-то грусть в глазах.
Ксюша нарисовала девушку, гадающую на картах. Несмотря на то что сама рисовальщица — девочка миниатюрная, даже слишком маленькая, ее образ Я — это взрослая толстушка. Рисунок расположен на левой половине листа, чистая правая сторона отделена чертой. Ксения отказалась раскрашивать рисунок, хотя ей были предложены и фломастеры, и карандаши. Отдавая работу, она сомневалась: «Наверное, надо было нарисовать кошку, я же похожа на кошку», а когда увидела рисунок Маши, то сказала: «Да, надо было мне лучше ангела изобразить».
На обратной стороне рисунка было написано:

Я — девочка.
Я — ученица.
Я — маленькая.
Я — умная.
Я — удивительная.
Я — нежная.
Я — веселая.
Я — озорная.
Я — азартная.
Я — любимая.

Сопоставляя вербальные и невербальные самопрезентации, нетрудно заметить скрытые притязания и неудовлетворенные потребности маленьких художниц, их затерянный в школьных рамках внутренний мир, такой удивительный и многогранный.
Отметим, что представленная методика не только заметно повышает интерес к самоисследованию у школьников и студентов, но и глубоко терапевтична по сути. В сочетании с другими качественными методами арт-терапевтическое взаимодействие позволяет максимально полно и бережно представить феноменологическую картину изучаемых явлений, обеспечить глубокое и индивидуализированное их понимание.
Арт-терапевтическую диагностику правомерно отнести к той группе методов, которые опираются на чувства и интуицию, предназначены для реконструкции внутренней логики и смысла тех или иных действий человека. при наблюдении за внешними проявлениями человека в ходе тестирования удается увидеть его субъективные смыслы, ценности, отношения и переживания.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
профессор кафедры
педагогики и психологии
младшего школьника

Ольга ЛЕБЕДЕВА,
студентка,
Ульяновский государственный педагогический университет