ЗАТЕРЯННЫЙ МИР
У сердца есть резоны,
неведомые разуму.
Б. Паскаль
Представление о своей личности, как
известно, является важнейшей детерминантой
жизненного пути человека, его профессионального
и личностного роста, а также предпосылкой для
самореализации в будущем.
Среди методик, направленных на исследование
личностной идентичности, наиболее востребованы
тест М. Куна и тест Т. Мак-Партланда. Напомним, что
в последнем из названных тестов испытуемым
предлагается дать не менее 10 ответов на вопрос
«Кто я?».
К приоритетным статусным категориям,
характеризующим зрелую идентичность, относят
такие, как планетарная, общечеловеческая,
гражданская, этническая, групповая и т.д.
Не менее интересен и информативен тест Л.
Зурхера. Автор предлагает четыре модели так
называемых модусов Я.
Модус A — физическое Я: жестко
обращенное внутрь, замкнутое в себе микро-Я,
основанное на телесных свойствах, самоощущениях.
Модус B — социальное Я: социальный
статус, роль, принадлежность к группе.
Модус C — рефлексивное Я:
субъективные свойства, вкусы, особенности
характера.
Модус D — духовное Я: универсальные
общечеловеческие ценности.
По мнению Л. Зурхера, чем выше уровень
развития личности, тем больше ее характеристик
относится к «высшим» (C и D) модусам.
В проведенном нами эксперименте
данный тест использовался в сочетании со
спонтанным рисунком на тему «Кто Я?». Эта
исследовательская методика не занимает много
времени, дает обширный материал для качественной
интерпретации. К тому же рисунок инициируется и
контролируется самим человеком, способствуя тем
самым укреплению целостности его личности.
В спонтанном творческом рисунке происходит еще и
моделирование социальной действительности.
Художественная деятельность, являясь
органической составляющей арт-терапевтического
занятия, обогащает коммуникацию и социальный
репертуар испытуемого, помогает ему реализовать
тот внутренний потенциал, который и составляет
основу позитивных изменений личности в будущем.
Итак, каждому участнику нашего исследования
(студентам педуниверситета и учащимся пятого
класса гимназии № 3 г. Ульяновска) предлагалось
нарисовать образ Я и дать портрету название.
Отмечалось, что внешний вид рисунка, качество
исполнения гораздо менее важны, чем тот
символический смысл, который поможет рассказать
о себе нечто важное.
В итоге два способа выполнения задания
(вербальный и невербальный) позволили выявить
взаимодействие сознательных и бессознательных
аспектов психической жизни человека.
СТУДЕНТЫ ГОВОРЯТ
У студентов первого курса наиболее
часто (до 39%) встречаются характеристики
социального Я (модус В): студентка, отличница,
медалистка, хорошая подруга, дочь, будущий
педагог, невеста, жена, спортсменка и др.
Подчеркнем, что у студентов второго курса
подобные характеристики встречаются реже (до 21%).
Это, вероятно, объясняется ослаблением
значимости внешней мотивации и изменением
ценностных представлений о статусе собственной
личности.
Следующие по частотности (до 28%) — характеристики
модуса C (рефлексивное Я): интересный человек,
личность, умница, любимая, сама доброта, золушка,
бедная Лиза, последняя буква в алфавите,
обманщица, враг и др.
У студентов первого курса высок процент
характеристик физического Я (модус А), как в
контрольных, так и в экспериментальных группах
(до 21%): фотомодель, красавица, толстушка, уродина,
слепая курица, кривоножка, нос, соня и др.
Преобладают, как правило, негативные
характеристики, что подтверждает общеизвестный
факт «застревания» молодых людей на внешних
данных.
Студенты первого курса редко используют
характеристики модуса D (духовное Я) (до 12%):
радость, ручей, частичка вселенной, утро жизни,
тайна, нежная душа, облачко и др.
В описаниях своего Я встречаются также:
— стереотипные характеристики: телец,
дева, козерог;
— национальность, вероисповедание;
— идентификация с предметами, животными или
использование их как имен нарицательных: тряпка,
дуб, дерево, собака, слон, медведь, надоедливая
муха, обезьяна, чудик, цветок, розочка.
ПЯТИКЛАССНИКИ РИСУЮТ И ГОВОРЯТ
Образы Я, проявившиеся в рисунках,
оказались более информативными. Они точнее,
нежели слова, отражали реальность. Рисунок как бы
снимает психологическую защиту автора,
проясняет многие скрытые смыслы, воспроизводит
отношение к себе, в том числе и неосознаваемое,
выявляет заниженную самооценку, самоиронию,
самолюбование и т.д.
В качестве примеров приведем работы
пятиклассниц Маши (рис. 1) и Ксении (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Маше 10 лет. Она как юла. Непоседа, часто
ворчит, чем-то недовольна. При этом надувает
губки, хотя девочка вообще-то очень добрая и
отзывчивая. На уроках активна: стремится
отвечать, любит выходить к доске. Учится неровно
(на 4 и 5, иногда получает 3), посещает музыкальную
школу.
Маша начала рисовать, не задумываясь. В отличие
от большинства одноклассников она не задавала
дополнительных вопросов типа: «А что мне
нарисовать?», «А можно я это нарисую?». Работала
спокойно, даже как-то замкнуто, отрешенно, не
обращая внимания на других (что нетипично для
ситуации в условиях класса).
Маша нарисовала себя в виде ангела в нарядном
платье, но с головой кошки. Над этим персонажем
несмело, чуть заметно пробивается солнце.
На обратной стороне листа Маша написала:
Я — травка, растущая на лугу.
Я — кубик-рубик, который очень трудно разгадать.
Я — прозрачный тюль.
Я — финик.
Я — сладкий, но маленький.
Я — роза с шипами.
Я — бегония.
Я — волос, что легко переломить.
Я — обрыв.
Я — воздух.
Ксении 11 лет. Она — спокойный, хороший
ребенок (о таких детях говорят — «правильные»),
аккуратная, учится стабильно успешно, в основном
на 5. Несмотря на то что внешне это довольно
веселая девочка, есть у нее какая-то грусть в
глазах.
Ксюша нарисовала девушку, гадающую на картах.
Несмотря на то что сама рисовальщица — девочка
миниатюрная, даже слишком маленькая, ее образ Я —
это взрослая толстушка. Рисунок расположен на
левой половине листа, чистая правая сторона
отделена чертой. Ксения отказалась раскрашивать
рисунок, хотя ей были предложены и фломастеры, и
карандаши. Отдавая работу, она сомневалась:
«Наверное, надо было нарисовать кошку, я же
похожа на кошку», а когда увидела рисунок Маши, то
сказала: «Да, надо было мне лучше ангела
изобразить».
На обратной стороне рисунка было написано:
Я — девочка.
Я — ученица.
Я — маленькая.
Я — умная.
Я — удивительная.
Я — нежная.
Я — веселая.
Я — озорная.
Я — азартная.
Я — любимая.
Сопоставляя вербальные и невербальные
самопрезентации, нетрудно заметить скрытые
притязания и неудовлетворенные потребности
маленьких художниц, их затерянный в школьных
рамках внутренний мир, такой удивительный и
многогранный.
Отметим, что представленная методика не только
заметно повышает интерес к самоисследованию у
школьников и студентов, но и глубоко
терапевтична по сути. В сочетании с другими
качественными методами арт-терапевтическое
взаимодействие позволяет максимально полно и
бережно представить феноменологическую картину
изучаемых явлений, обеспечить глубокое и
индивидуализированное их понимание.
Арт-терапевтическую диагностику правомерно
отнести к той группе методов, которые опираются
на чувства и интуицию, предназначены для
реконструкции внутренней логики и смысла тех или
иных действий человека. при наблюдении за
внешними проявлениями человека в ходе
тестирования удается увидеть его субъективные
смыслы, ценности, отношения и переживания.
Людмила ЛЕБЕДЕВА,
профессор кафедры
педагогики и психологии
младшего школьника
Ольга ЛЕБЕДЕВА,
студентка,
Ульяновский государственный педагогический
университет
|