ИСТОКИ НИЩЕТЫ
ДУШЕВНОЙ
ДЕПРИВАЦИЯ — термин, используемый
в самом широком спектре значений в биологических
и социальных науках (и, разумеется, в психологии,
изучающей, в частности, сочетание биологического
и социального в человеке). Происходит от
латинского слова deprivatio (потеря, лишение),
появившегося в позднем Средневековье, поначалу
— в церковном обиходе, и означавшего лишение
духовного лица бенефиция (доходной должности).
Слово постепенно проникло во многие европейские
языки и ныне широко употребляется в повседневной
речи. Например, английский глагол to deprive означает
лишить, отнять, отобрать, причем с сильным
негативным акцентом — когда имеют в виду не
просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного,
необходимого (строчка из популярной песни: You
deprived me of my rest — Ты лишила меня покоя).
В науке данный термин начал
использоваться в 1-й половине ХХ века в своем
самом непосредственном, буквальном смысле — в
рамках физиологических исследований, связанных
с лишением организма возможности удовлетворять
те или иные жизненные нужды.
Термином пищевая депривация обозначалось
принудительное голодание, двигательная
депривация — лишение возможности двигаться, и
т.п.
Для психологии самым важным (хотя и
вполне предсказуемым) выводом из этих
исследований явилось заключение о том, что
депривация витальных потребностей вызывает не
только физический, но и психологический
дискомфорт.
Особую область исследований составили
опыты, связанные с депривацией сна. Проведенные
на людях, эти опыты продемонстрировали, что
принудительное сокращение сна по сравнению с
необходимой для данного человека нормой
вызывает особые состояния сознания — снижение
рационального, волевого контроля за своими
мыслительными процессами, утрата критичности по
отношению к воспринимаемым внешним стимулам и
даже возникновение галлюцинаций (зрительных,
слуховых и др.).
В связи с этим становится понятна
древняя традиция «бдений», характерная почти для
всякой мистической практики и религиозного
культа. Наряду с постами, то есть лишением
полноценного питания (пищевой депривацией),
депривация сна признается одним из путей к
«очищению», «просветлению», а фактически
выступает способом вызвать измененное,
противоестественное состояние сознания. Ну а как
же иначе, если нормальная работа мозга
здравомыслящего человека постоянно приводит к
противоречиям с догматами культа? Вследствие
недостатка еды и сна высшие отделы мозга
затормаживаются, и тут уже пригрезиться может
что угодно.
Пожалуй, столь же давнюю историю имеет
практика использования так называемой сенсорной
депривации, причем с той же целью. Испокон веку
подвижники любого культа стремились к уединению,
уходу от мира, добровольно заточали себя в
пещеру, келью, скит. Тем самым они фактически
сокращали поступающий к органам чувств поток
сенсорных стимулов. Известны даже примеры
добровольного самоослепления с целью
сосредоточиться на внутреннем духовном опыте, не
отвлекаясь на внешний, чувственный. Чего же в
самом деле можно добиться сведением к минимуму
чувственного опыта?
Довольно неожиданный ответ на этот
вопрос был дан в середине ХХ века учеными из
американского университета Мак-Гилла.
Исследователи предлагали добровольцам пробыть
как можно дольше в специальной камере, где они
были максимально ограждены от внешних
раздражителей. Испытуемые находились в лежачем
положении в небольшом замкнутом помещении; все
звуки покрывались монотонным гулом мотора
кондиционера; руки испытуемых были вставлены в
картонные муфты, а затемненные очки пропускали
только слабый рассеянный свет. За пребывание в
таком состоянии полагалась довольно приличная
повременная оплата. Казалось бы — лежи себе в
полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий
с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых
поразил тот факт, что большинство испытуемых
оказались неспособны выдержать такие условия
дольше 3 дней.
В чем же дело?
Сознание, лишенное привычной внешней
стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь»,
а оттуда начинали всплывать самые причудливые,
невероятные образы и псевдоощущения, которые
нельзя было определить иначе, как галлюцинации.
Сами испытуемые ничего приятного в этом не
находили, даже пугались этих переживаний и
требовали прекратить эксперимент. На основании
этого опыта был сделан вывод о чрезвычайной
важности внешней сенсорной стимуляции для
нормального функционирования сознания. По
мнению ученых, полученные данные указывали на то,
что сенсорная депривация — верный путь к
деградации мыслительных процессов и самой
личности.
К иным выводам пришел другой ученый,
Джон Лилли, который примерно в то же время
испытывал действие сенсорной депривации на
самом себе. Он проделывал это в еще более
усложненных условиях — находился в
непроницаемой камере, где был погружен в солевой
раствор с температурой, близкой к температуре
тела, так что был лишен даже температурных и
гравитационных ощущений.
Нет ничего удивительного в том, что и
он пережил то же самое, что и испытуемые из
университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям
Лилли подошел с иной установкой. По его мнению,
дискомфорт возникает вследствие того, что
человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как
нечто патологическое, а потому пугается их и
стремится вернуться в нормальное состояние
сознания. Впрочем, понятие «нормальное» Лилли
употребил бы в кавычках — иные состояния, с его
точки зрения, столь же нормальны, просто
недоступны в обыденных условиях, а потому
непривычны.
Но именно сенсорная депривация, так же
как и употребление психоделических препаратов,
позволяет выйти за пределы обыденного сознания и
тем самым неизмеримо обогатить опыт
«внутреннего чувствования». Надо ли говорить,
что экстремал Лилли в итоге попытался совместить
то и другое — перед погружением в депривационную
камеру еще и накачивался наркотиками. Его
самоотчеты представляют собой замечательный
клинический материал для психиатров — тут и
переживания путешествий в иные миры, и контакты с
инопланетным разумом, и т.п. Неудивительно, что
знаменитый фантазер
С. Гроф, один из лидеров трансперсональной
психологии, апеллирует к опыту Лилли в своих
трудах, в частности в книге «Путешествие в
поисках себя».
Однако, по большому счету, эти опыты
принципиально не отличаются от предыдущих. Они
также подтверждают, что сознание, не получая
стимуляции из внешней среды, перестает нормально
функционировать и начинает продуцировать
фантастические образы. От этого в конце концов
можно и свихнуться. Вот только одни поначалу
отдают себе в этом отчет и хотят этого избежать,
другие — напротив, этому даже рады.
Не секрет, что многих недовольство
единственной существующей реальностью
подвигает на поиски другой, и они впадают в
щенячий восторг, если удается ее нащупать даже
ценой потери рассудка. Так что у желающих
послушать ангельское пение или пообщаться с
маленькими зелеными человечками есть множество
приемов достичь этой цели. Причем приемов
довольно простых. Любой способ получить
наслаждение от нормальной полнокровной жизни в
нашем не очень уютном мире — намного сложнее, не
каждому по силам.
В психологии развития термин
депривация употребляется в несколько ином
смысле — как недостаток сенсорных и социальных
стимулов, приводящий на определенных этапах
онтогенеза к замедлению и искажению
эмоционального и интеллектуального развития
ребенка.
Данный феномен был описан еще Я.-А.
Коменским, позднее — Ж. Итаром (воспитателем
«дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке — А.
Гезеллом, анализировавшим современные попытки
воспитания детей, в силу экстремальных
обстоятельств долгое время оторванных от
социума. Всемирную известность приобрели
проведенные в 40-х годах
ХХ века исследования детей в неблагоприятных
условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби,
Р. Спиц); эффект замедления и искажения их
развития получил название госпитализма.
Обобщению многочисленных
эмпирических данных, касающихся проблемы
депривации в указанном смысле, посвящена
обстоятельная монография чешских авторов Й.
Лангмейера и З. Матейчека «Психическая
депривация в детском возрасте». В ней авторы
выделяют важнейшие потребности развивающегося
ребенка и соответственно — формы депривации при
ограничении возможности удовлетворять эти
потребности.
Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для
полноценного развития ребенка необходимы: 1)
многообразные стимулы разной модальности
(зрительные, слуховые и пр.), их недостаток
вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2)
удовлетворительные условия для учения и
приобретения различных навыков; хаотичная
структура внешней среды, которая не дает
возможности понимать, предвосхищать и
регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную
депривацию; 3) социальные контакты (со
взрослыми, прежде всего с матерью),
обеспечивающие формирование личности, их
недостаток ведет к эмоциональной депривации;
4) возможность осуществления общественной
самореализации посредством усвоения социальных
ролей, приобщения к общественным целям и
ценностям; ограничение этой возможности
вызывает социальную депривацию.
В несколько ином значении термин был
введен в социологию (и социальную психологию)
С.-А. Стауффером, который рассматривал депривацию
в качестве одного из факторов развития
социальных групп и общественных организаций,
который субъективно проявляется как чувство
недовольства, испытываемое группой по отношению
к своему состоянию, а объективно — как
стремление данной группы достигнуть уровня
другой группы, более развитой или более
благополучной в социальном отношении.
Очевидно, что такое определение
преимущественно относится к социально
обездоленным группам, прежде всего — к
малоимущим, для которых справедливо как понятие
относительной депривации по Стауфферу, так и
более общее понятие депривации как
социально-экономической неполноценности. В
современных условиях именно депривация в
последнем из указанных значений приобретает
характер острейшей проблемы — не только
социальной, но также психологической и
педагогической.
Малообеспеченные граждане,
численность которых в нашей стране сегодня
исчисляется миллионами (по некоторым данным —
десятками миллионов), не выступают экономически
самостоятельной категорией населения, так как
неспособны обеспечить материальное
благополучие своих семей, не прибегая к
государственному вспомоществованию (дотациям,
пособиям, разовым выплатам, налоговым льготам).
Хотя эти люди не обладают экономическим
суверенитетом, они не утрачивают
конституционных прав. Правда, реализовать эти
права в полном объеме они не могут.
Формально бедные имеют доступ к
высококачественному медицинскому обслуживанию
и образованию, но реально этот доступ для них
закрыт. Соответственно, и дети, рожденные в
малообеспеченных семьях, не имеют тех реальных
социальных преимуществ, которые автоматически
достаются детям из экономически благополучных
семей.
Бедняки живут в непрестижных,
перенаселенных и криминогенных районах, в
некомфортных жилищах, плохо питаются, посещают
школы невысокого уровня, рано бросают учебу и не
получают необходимой квалификации. В результате
у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще
начинают трудовую карьеру с неквалифицированной
и малооплачиваемой работы.
Одним из последствий социальной
депривации является то, что бедные не осваивают
социально одобряемые роли и культурные ценности.
У них не формируются качества, необходимые для
правильного восприятия окружающей
действительности. Угол зрения бедных часто
смещен в сторону негативных оценок реальности.
Часто они оказываются не в состоянии построить
полноценные социальные отношения, в том числе —
семейные.
Все эти факторы сказываются на
успеваемости детей из малообеспеченных семей.
Они лишены многих возможностей познавательного
развития. Родители — как правило, сами
малообразованные — не в состоянии помочь им в
учебе. И само образование как ценность в таких
семьях не пользуется высоким авторитетом.
Этот удручающий перечень можно
продолжать бесконечно, но для этого существуют
другие газеты. Психологам же просто надо
отдавать себе отчет: хотя они постоянно
сталкиваются с психологическим аспектом этой
проблемы, сама по себе проблема не столько
психологическая, сколько социальная, и
соответственно — главная роль в ее решении
должна принадлежать также не психологам.
Психологи могут лишь отчасти, в некоторых
частных случаях смягчить отдельные симптомы. Но
тут необходимо лечение не симптомов, а болезни. А
панацею, похоже, нигде в мире еще не изобрели.
Сергей СТЕПАНОВ
|