Н.У. Заиченко Конфликтные
характеристики межличностных отношений и
конфликты между детьми и взрослыми. Мир
психологии, № 3 (27), 2001, с. 197—209
Ведущей детерминантой межличностных
отношений является самоотношение, собственное
мировоззрение и мировосприятие. В зависимости от
того, имеет ли взрослый личностные проблемы, как
он организовывает позитивное взаимодействие со
своим ребенком, зависит появление/отсутствие
конфликтности в детско-взрослых
взаимоотношениях.
Конфликт — это негативная форма отношений
взаимодействия между субъектами, связанных с их
психологическими позициями. Основой таких
межличностных отношений могут быть как
внутренние характеристики (комплексы, амбиции,
неудовлетворенные потребности и т.п.), так и
внешние проявления каждого участника
(отсутствие знаний, ошибочные действия и т.п.).
Выделяется 12 существенных признаков конфликтов,
однако чаще всего в качестве детерминант
выступают нравственно-мотивационные основы,
когнитивный диссонанс, организационные и
деятельностные основы, несовпадение взглядов на
самостоятельность и ответственность.
Подробно автор останавливается на
характеристиках «детских» конфликтов,
возникающих в семье и школе.
Первые конфликты со взрослыми появляются у детей
с момента постижения понятий «можно» и «нельзя».
Они появляются и развиваются на основе
внутренних проблем родителей и социума.
Среди причин детской конфликтности можно
выделить следующие: 1) когнитивный диссонанс
взрослого и ребенка; 2) отсутствие участия
взрослого в жизни ребенка; 3) дефицит
эмоционального контакта с матерью; 4)
неблагоприятная оценка деятельности ребенка; 5)
распространение негатива на личность ребенка; 6)
эмоциональная окраска оценивающего
высказывания, основанная на внушающем
воздействии; 7) сравнение, как правило невыгодное,
ребенка с кем-то другим.
Детская конфликтность имеет возрастные
особенности. Так, у дошкольников наиболее частым
содержанием межличностных конфликтов со
взрослым становится сниженная самооценка
ребенка, блокирующая его активность. Говоря о
школьниках, отмечают: возрастные поведенческие
особенности; дидактогении — неблагоприятные
последствия педагогических ошибок;
несогласованность действий взрослых;
неадекватность структуры
мотивационно-потребностной сферы личности.
Разногласия подростков и взрослых могут
происходить при несоответствии ожиданий
взрослых относительно развития личности
подростков; а также они могут быть
детерминированы мотивационными основами,
эмоциональным отношением подростков к будущему.
В целом сущностные характеристики конфликтов
детей и взрослых определяются своеобразием
позиции ребенка, а также его особой
чувствительностью, ранимостью,
противоречивостью. Позитивные стратегии
взаимодействия ребенка и взрослого способствуют
успешному становлению личности ребенка и
самореализации взрослого.
Подготовила Ольга БАРАНОВА
|