КОРРЕКЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
А.Л. Сиротюк
М.: Сфера, 2002
Корректировать обучение и развитие
школьников автор предлагает с помощью
кинезиологии. Правда, понять, в чем суть этого
метода, даже при детальном изучении книги весьма
сложно.
Традиционно считается, что прикладная
кинезиология — наука о движениях, имеющая
практическое применение, в первую очередь, в
медицине. Причем сами медики рассматривают
кинезиологию как диагностический метод,
позволяющий определить те или иные
функциональные нарушения в организме. Впрочем,
сейчас этот метод трактуется достаточно широко.
Автор же считает, что кинезиология — это наука о
развитии умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные
упражнения. Такое определение правомерно, тем
более что А.Л. Сиротюк подкрепляет его подробными
комментариями и апелляциями к физиологии высшей
нервной деятельности.
Настораживает другое — кинезиология
представляется как универсальный метод, с
помощью которого можно улучшать практически все:
развивать межполушарное взаимодействие,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление, визуальную и слуховую память,
заниматься профилактикой соматических
заболеваний и даже работать с девиантными
подростками. На каждый случай приводятся
специальные комплексы упражнений, которые
должны проводить с детьми учителя, психологи,
логопеды и родители (поскольку всем им и
адресована книга).
В начале книги автор вводит правомерное
ограничение на проведение таких занятий:
«Основным требованием к квалифицированному
использованию специальных кинезиологических
комплексов является точное выполнение движений
и приемов. Педагог или психолог обязаны сначала
сами освоить под руководством инструктора
практической кинезиологии все упражнения до
уровня осознания субъективных признаков
изменений, происходящих в системах организма».
Поэтому самостоятельное использование
предлагаемых комплексов упражнений весьма
проблематично. Ну какой психолог или учитель (не
говоря о родителях), не дрогнув, станет
заставлять детей выполнять следующие команды:
«Заверните уши от верхней точки до мочки.
Задержите дыхание». Правда, в комплексы входят и
вполне доступные психогимнастические,
дыхательные и двигательные упражнения.
К сожалению, теоретическая часть этого издания
не проясняет ситуацию, а лишь окончательно
запутывает читателей. Текст может быть понятен
лишь посвященным: написан он сугубо научным
языком с использованием многочисленных
специальных терминов, да к тому же предполагает
наличие у читателей достаточно глубоких знаний
по строению и функционированию головного мозга.
Многие диагностические тесты и пробы,
приведенные в книге, могут быть использованы
только специалистами: нейропсихологами,
дефектологами, врачами.
В целом, материал, представленный в книге,
выглядит «сырым» и неровным.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|