Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОРРЕКЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КОРРЕКЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.Л. Сиротюк
М.: Сфера, 2002

Корректировать обучение и развитие школьников автор предлагает с помощью кинезиологии. Правда, понять, в чем суть этого метода, даже при детальном изучении книги весьма сложно.
Традиционно считается, что прикладная кинезиология — наука о движениях, имеющая практическое применение, в первую очередь, в медицине. Причем сами медики рассматривают кинезиологию как диагностический метод, позволяющий определить те или иные функциональные нарушения в организме. Впрочем, сейчас этот метод трактуется достаточно широко.
Автор же считает, что кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Такое определение правомерно, тем более что А.Л. Сиротюк подкрепляет его подробными комментариями и апелляциями к физиологии высшей нервной деятельности.
Настораживает другое — кинезиология представляется как универсальный метод, с помощью которого можно улучшать практически все: развивать межполушарное взаимодействие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, визуальную и слуховую память, заниматься профилактикой соматических заболеваний и даже работать с девиантными подростками. На каждый случай приводятся специальные комплексы упражнений, которые должны проводить с детьми учителя, психологи, логопеды и родители (поскольку всем им и адресована книга).
В начале книги автор вводит правомерное ограничение на проведение таких занятий: «Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог или психолог обязаны сначала сами освоить под руководством инструктора практической кинезиологии все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма».
Поэтому самостоятельное использование предлагаемых комплексов упражнений весьма проблематично. Ну какой психолог или учитель (не говоря о родителях), не дрогнув, станет заставлять детей выполнять следующие команды: «Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание». Правда, в комплексы входят и вполне доступные психогимнастические, дыхательные и двигательные упражнения.
К сожалению, теоретическая часть этого издания не проясняет ситуацию, а лишь окончательно запутывает читателей. Текст может быть понятен лишь посвященным: написан он сугубо научным языком с использованием многочисленных специальных терминов, да к тому же предполагает наличие у читателей достаточно глубоких знаний по строению и функционированию головного мозга.
Многие диагностические тесты и пробы, приведенные в книге, могут быть использованы только специалистами: нейропсихологами, дефектологами, врачами.
В целом, материал, представленный в книге, выглядит «сырым» и неровным.

Ольга РЕШЕТНИКОВА