ПРОБЛЕМЫ
ДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Карл Густав Юнг
СПб.: Питер, 2002
Среди мастеров зарубежной психологии
К.-Г. Юнгу, наверное, принадлежит первенство по
количеству изданий его трудов в нашей стране.
Только Фрейд мог бы соперничать с ним. Поэтому
выход новой книги представляется довольно
смелым шагом издателей, тем более что «Проблемы
души нашего времени» уже дважды публиковались в
нашей стране. Правда, было это в начале
девяностых, и сегодня этот классический сборник
важнейших работ Юнга на прилавках не сыщешь, и не
все психологи, даже именитые — как автор
предисловия к данному изданию, — о нем знают (так,
в предисловии указано, будто многие работы,
включенные в сборник, в переводе на русский язык
публикуются впервые). Так что издательский риск,
наверное, оправдан.
Интерес к идеям Юнга не ослабевает. Многим
читателям-интеллектуалам импонирует
мистический настрой его мировоззрения. Да и
многие психологи-профессионалы, даже не будучи
приверженцами аналитической психологии, с
интересом штудируют его работы.
Книга представляет собой авторскую подборку
статей и докладов Юнга, опубликованных в 20-е годы
и посвященных различным аспектам его теории.
Собранные и изданные самим Юнгом, эти работы в
совокупности весьма разносторонне отражают
основные идеи автора, какими они оформились к
началу тридцатых (в этом нелишне отдавать себе
отчет, ибо с той поры концепция Юнга претерпевала
определенные изменения, дополнялась и
расширялась). В связи с этим кажется несколько
странным помещение на последнюю страницу
обложки портрета Юнга в преклонном возрасте.
Да и вообще издание производит впечатление
некоторой поспешности. Например, оно заслуживало
бы более глубокого предисловия. Нелишними были
бы и квалифицированные комментарии.
В аннотации читаем: «Теория коллективного
бессознательного, классификация
психологических типов, введение понятий
индивидуации и Самости — центральные темы этих
произведений, отраженные и в данной книге». При
этом следует отметить — отраженные в той форме,
какую допускает объем часового доклада или
журнальной статьи.
Например, психологической типологии посвящена
небольшая статья (с. 99–121), в которой, кстати,
никакой классификации не приводится, а
содержатся лишь ключевые идеи, на которых
построена типология Юнга.
Собственно классификацию следует искать в
другой работе — «Психологические типы», которая
в силу своего гигантского объема в сборник,
понятно, не входит. То же касается и всех прочих
идей и конструкций, представленных конспективно,
лаконично.
Впрочем, для читателя, не настроенного
углубляться в лабиринты аналитической
психологии, этого вполне достаточно для
знакомства с ключевыми идеями Юнга, в частности
— с его собственной интерпретацией расхождений
с Фрейдом (для той поры эта тема оставалась для
Юнга весьма болезненной, и этот, говоря его
словами, «аффективный след» красной нитью
проходит сквозь всю книгу).
Для тех же, кого данный подход заинтересует
всерьез, классический сборник выступит
прекрасной стартовой площадкой для дальнейших
штудий.
Сергей СТЕПАНОВ
|