Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ И НЕДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОДЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

 ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ И НЕДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОДЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Е.В. Сидоренко
СПб.: Речь, 2001

У этой книжки есть два недостатка, и оба связаны со словом «маленький». У нее слишком маленький объем (тоненькая, всего 90 страниц) и слишком маленький тираж (всего полторы тысячи). Сожалеть о маленьком объеме стоит потому, что автор претендует на описание методических принципов, тренинговых упражнений и примеров из таких трех фундаментальных подходов, как психодрама Джекоба Морено, недирективный подход Карла Роджерса и концепция групповой динамики Курта Левина.
Разумеется, полно и всесторонне осветить эти подходы на нескольких десятках страниц — задача в принципе нерешаемая. Однако каким-то чудом Е.В. Сидоренко это почти удается. Она не просто излагает важнейшие концептуальные положения каждого из подходов, но и успевает сделать зарисовку жизненного пути их создателей, привести яркие примеры из их клинической практики. Автор четко и ясно описывает важнейшие методы и техники из психодрамы, социодрамы, личностно-центрированной терапии, а также психотехнические упражнения, нацеленные на сплоченность группы.
Для меня так и осталось загадкой, каким образом можно так информативно насытить текст. Может быть, все дело в том, что большая часть материала хорошо известна психологам и краткое тезисное изложение, представленное в книге, лишь пробуждает массив данных, уже имеющихся в памяти?
Но лично для меня часть информации из книги оказалась абсолютно новой. Так, например, не доводилось раньше читать описание работы Джекоба Морено с пациентом, убежденным в том, что он Адольф Гитлер. Очень увлекательно! Так что текст вроде бы и не «усушен», как статьи в энциклопедии, и в то же время богат сведениями. Вместе с тем, думается, все-таки такие популярные в наши дни подходы, как психодраматический, социодраматический, недирективный, заслуживают более детального рассмотрения.
Вторая претензия к книге — маленький тираж — относится, скорее всего, не к автору, а к издателям. Совершенно непонятно, почему книжка, обреченная на внимание специалистов и прежде всего многочисленной армии психологов-практиков уже в силу самой тематики и известного имени на обложке, издается таким мизерным тиражом (это ведь издателям и экономически невыгодно).
Судя по некоторым признакам, данная книга Е.В. Сидоренко — почти непереработанное переиздание пособия 1992 года. Конечно, десять лет для книги — большой срок. Многие психологические издания за это время полностью потеряли свою актуальность и соответственно не могут представлять интереса для пытливого читателя. По моему мнению, работа Е.В. Сидоренко из другого ряда.
Если практик не знает концепций Морено, Роджерса, Левина (а такое случается), то для первичного знакомства с их идеями, изложенными просто и интересно, да еще и с описанием практического приложения, эта работа подходит как нельзя лучше.
Для достаточно квалифицированного специалиста, владеющего теоретическими знаниями, книга Сидоренко может быть полезна представленными в ней тренинговыми упражнениями, которые можно использовать в групповой работе с учителями и старшеклассниками. Мне кажется очень важным совсем небольшой параграф об «антитерапевтических» особенностях и способах поведения: о том, чего нельзя делать в группе, психолог должен помнить всегда.

Игорь ВАЧКОВ