ТЕОРИЯ
И ПРАКТИКА ТРЕНИНГА
Роджер Бакли, Джим Кэйпл
СПб.: Питер, 2002
Из множества книг и методических
пособий, рассматривающих проблемы создания и
реализации тренинговых программ, эта книга
выделяется своей основательностью и
целостностью подхода. От первой до последней
строчки она посвящена тренингу как особой форме
обучения, которая, наряду с другими его формами,
обеспечивает процесс профессионального
образования и личностного развития человека.
Авторы, хорошо понимая место и возможности
тренинговых форм обучения, не расширяя и не сужая
его возможности, раскрывают все аспекты
применения тренинга в рамках организации.
Увы, именно организации, причем коммерческого
характера. Можно только позавидовать психологам,
работающим в сфере психологического
консультирования организаций, так как для них
эта книга может быть чрезвычайно полезной. А на
первых порах, мне думается, вообще может служить
настольной книгой, так как в ней чрезвычайно
подробно и понятно излагаются все вопросы,
касающиеся организации и содержательного
наполнения тренингового обучения.
Школьным психологам эта книга также может быть
весьма полезна, но им, правда, придется
осуществить определенную аналитическую работу
для адаптации ее содержания к своей
деятельности. Осмысленная и переработанная
информация поможет школьному психологу более
осознанно и продуманно строить работу с
педагогическим коллективом и школьной
администрацией.
Особый интерес представляет глава «Принципы и
условия научения». В ней суммированы многолетние
исследования процессов обучения, проведенные в
поведенческом и когнитивном психологических
подходах. В краткой и емкой форме даны дельные
рекомендации по организации процесса обучения
взрослых, по преодолению «подводных камней»
такого рода деятельности.
Интересный и полезный материал содержит и глава
«Программа тренинга: выбор, проектирование,
проведение». В ней рассматриваются
стратегические и тактические вопросы
осуществления тренинговых программ со взрослыми
людьми. При определенной адаптации содержание
этой главы может быть распространено и на работу
с подростками.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Терапия сна". Кровати,
основания, беспружинные матрасы,
наматрасники, подушки, одеяла, водонепроницаемые чехлы и другое. Удобный подбор
матраса, большой выбор ассортимента, надёжность и гарантия качества, низкие цены,
доставка за 24 часа. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы
сможете на сайте, который располагается по адресу:
http://www.terapiyasna.ru/.
А вот глава «Аудит тренинга» может быть полезна
не только самим практикующим психологам, но и
тем, кто их обучает, наставляет и контролирует.
Вопрос эффективности и внешней оценки
тренинговой работы психолога — далеко не
праздный. Интересующиеся могут расширить и
углубить свои представления по этому вопросу,
изучив работу Бакли и Кэйпла.
Благодаря своей целостности и внушительной
теоретической проработанности (что для работ
такого типа естественно), книга будет полезна не
только психологам-практикам, но и
преподавателям, студентам высшей школы. Она
содержит множество информации как обобщающего,
так и проектировочного характера, что повышает
ее ценность в качестве учебного пособия и
справочного издания.
Эта книга выгодно отличается от многих других,
заполонивших еще недавно пустой рынок
литературы по вопросам тренинговой работы.
Марина БИТЯНОВА
|