Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТРЕНИНГА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТРЕНИНГА

Роджер Бакли, Джим Кэйпл
СПб.: Питер, 2002

Из множества книг и методических пособий, рассматривающих проблемы создания и реализации тренинговых программ, эта книга выделяется своей основательностью и целостностью подхода. От первой до последней строчки она посвящена тренингу как особой форме обучения, которая, наряду с другими его формами, обеспечивает процесс профессионального образования и личностного развития человека. Авторы, хорошо понимая место и возможности тренинговых форм обучения, не расширяя и не сужая его возможности, раскрывают все аспекты применения тренинга в рамках организации.
Увы, именно организации, причем коммерческого характера. Можно только позавидовать психологам, работающим в сфере психологического консультирования организаций, так как для них эта книга может быть чрезвычайно полезной. А на первых порах, мне думается, вообще может служить настольной книгой, так как в ней чрезвычайно подробно и понятно излагаются все вопросы, касающиеся организации и содержательного наполнения тренингового обучения.
Школьным психологам эта книга также может быть весьма полезна, но им, правда, придется осуществить определенную аналитическую работу для адаптации ее содержания к своей деятельности. Осмысленная и переработанная информация поможет школьному психологу более осознанно и продуманно строить работу с педагогическим коллективом и школьной администрацией.
Особый интерес представляет глава «Принципы и условия научения». В ней суммированы многолетние исследования процессов обучения, проведенные в поведенческом и когнитивном психологических подходах. В краткой и емкой форме даны дельные рекомендации по организации процесса обучения взрослых, по преодолению «подводных камней» такого рода деятельности.
Интересный и полезный материал содержит и глава «Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение». В ней рассматриваются стратегические и тактические вопросы осуществления тренинговых программ со взрослыми людьми. При определенной адаптации содержание этой главы может быть распространено и на работу с подростками.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Терапия сна". Кровати, основания, беспружинные матрасы, наматрасники, подушки, одеяла, водонепроницаемые чехлы и другое. Удобный подбор матраса, большой выбор ассортимента, надёжность и гарантия качества, низкие цены, доставка за 24 часа. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.terapiyasna.ru/.

А вот глава «Аудит тренинга» может быть полезна не только самим практикующим психологам, но и тем, кто их обучает, наставляет и контролирует. Вопрос эффективности и внешней оценки тренинговой работы психолога — далеко не праздный. Интересующиеся могут расширить и углубить свои представления по этому вопросу, изучив работу Бакли и Кэйпла.
Благодаря своей целостности и внушительной теоретической проработанности (что для работ такого типа естественно), книга будет полезна не только психологам-практикам, но и преподавателям, студентам высшей школы. Она содержит множество информации как обобщающего, так и проектировочного характера, что повышает ее ценность в качестве учебного пособия и справочного издания.
Эта книга выгодно отличается от многих других, заполонивших еще недавно пустой рынок литературы по вопросам тренинговой работы.

Марина БИТЯНОВА