Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЭНЕРГИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Мое письмо уже было написано, уже было переосмыслено, и даже было принято решение не отправлять его — ведь этот выплеск эмоций на бумагу уже сотворил свое терапевтическое действие. Само изложение мыслей помогло мне расставить некоторые точки над i. Именно в это время подоспел очередной призыв «Школьного психолога» — пишите письма, задавайте вопросы. Но мое письмо — не совсем вопрос.
Газета выступает для меня в роли учителя, советчика, организатора. Теперь Марина Битянова предлагает использовать газету как консультанта. Это здорово. Но мне хотелось бы видеть газету еще в одной роли — в роли психолога или супервизора.
В моем письме — не столько программа, не столько сценарий или сценарный план, сколько мои собственные переживания.


РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Иногда я оглядываюсь назад и меня охватывает острое чувство неудовлетворенности, ощущение незначительности того, что я делаю. То, что недавно казалось таким важным, нужным, интересным, вдруг поблекло, потускнело. Что-то толкает в пучину самоедства, разборок с самим собой. И сейчас уже не ты, а кто-то другой «Царь горы».
Так или иначе, маятник качается от одной крайности к другой. И вот на таких волнах неудовлетворенности и возникают новые взгляды на старые, хорошо знакомые вещи.
Как-то на семинаре в одном из психологических центров Санкт-Петербурга попался мне на глаза маленький невзрачный плакатик — альбомный лист с банальным изречением. Но именно оно, это изречение, вот уже почти десятилетие сопровождает меня и помогает справляться с собственными проблемами и помогать другим: «Если ты будешь продолжать делать то, что ты делал всегда, ты будешь получать то, что всегда получал».
Из пестрого многообразия психологических школ, методов, методик, описаний практических систем организации психологической работы для меня выделился простой, однако неоднозначный и даже часто и яростно критикуемый подход Карла Роджерса. Теперь я понимаю: такой подход просто совпал с моим естеством. Я — это он.
Но ведь Роджерс со мной давно. Так что же так меня не устраивало и не устраивает в моей работе? И давно осмысленная позиция о необходимости развивать, пропагандировать, прививать психологическую культуру окружающим стала вдруг неожиданно сильной.
И снова к «уже сотворенному» другими — к идее Харви Джекинса о взаимном консультировании. Показалось возможным скомпилировать эту идею с подходом Карла Роджерса именно сейчас, именно здесь, в маленькой сельской школке.
Так возникли неясные очертания, некая область, внутри которой ощущалась энергия, способная созидать и разрушать. Азарт обуздания энергии заставил идти дальше, уменьшать неопределенность, четко обвести контуры. Первым из этой энергии родилось название: «Группа взаимной психологической помощи».
А затем эта энергия объединения переварила личный опыт, и в ночной тиши, под мерное жужжание пентиумовского вентилятора возник на экране суховатый документ «Положение о группе взаимной психологической помощи».

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ ВЗАИМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Группа взаимной психологической помощи создается в Высокоключевой средней школе. Руководство группой осуществляет педагог-психолог. Членство в группе добровольное. В группу могут входить учащиеся 8–11-х классов школы, согласные выполнять обязанности члена группы. Группа может работать при численности не менее 8 человек и не более 16 человек.

Цели создания группы

  • Привитие психологической культуры (умение заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями).

  • Изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.

  • Обучение простейшим приемам взаимопомощи при решении психологических проблем в случаях, не требующих вмешательства специалистов (техники установления контакта, техники активного слушания, техники отреагирования и т.п.).

  • Проработка собственных психологических проблем.

  • Знакомство с основами теорий психологического консультирования.

Основные формы работы

  • Ежедневные семинары обучающего характера под руководством профессионального психолога.

  • Самостоятельная еженедельная консультативная работа в парах не менее 2 часов (1 час в роли консультанта + 1 час в роли клиента).

  • Самостоятельная работа по изучению соответствующей литературы доступного уровня.

  • Вся работа группы проводится во внеурочное время.

Обязанности члена группы

  • Посещать обучающие семинары (не пропускать без уважительной причины).

  • Соблюдать конфиденциальность (не разглашать информацию, полученную в ходе любого вида консультирования).

  • Избегать оценочных суждений, использовать автодескриптивные высказывания.

  • Заботиться о решении собственных психологических проблем.

  • Стремиться к повышению уровня знаний и умений в области оказания психологической помощи.

  • Уважать личность каждого члена группы и любого клиента.

Права членов группы

  • Заявлять личные проблемы для проработки в группе и в паре.

  • Отказываться от выполнения упражнений, если нет внутренней готовности к такой работе и ответственности за ее результат.

  • Высказывать свою позицию, выражать свои чувства, мысли, эмоции по поводу любого события, происходящего в группе.

  • Прекратить в любой момент работу над собственной проблемой.

  • Выйти из состава группы, уведомив об этом руководителя.

НАЧАЛО

Отступать уже не хотелось. Беседы в классах, объявление в вестибюле, листовки с положением о группе, индивидуальные ответы на вопросы, и вот назначенный день — начало третьей четверти, среда, 14-00...
Семь девочек и один парень. Все — восьмиклассники. Я уже достаточно много сил, мыслей, души вложил в это предприятие, и будет просто очень жалко, если первая встреча группы окажется последней. Поэтому провожу традиционное и привычное для меня начало: цели, ожидания, игры на сплоченность, минимум теории, простые тренинговые упражнения. Первые два часа прошли. Благожелательные отзывы. Оптимизм.
А потом... как в сказке — чем дальше, тем интереснее. Что чувствует Валентин — один среди девочек? Можно ли научиться эмпатии? Почему Маша всегда плачет и что делать? Зачем Оля все время хрюкает и смеется? Почему вопросы получаются закрытые? Называть ли маминого любовника папой? Что делать, если не отпускают на дискотеку?
Нам нравилось находить ответы, простые и сложные. Мы радовались, когда нас слушали, мы гордились, когда нас благодарили. Мы чувствовали, как продвигаемся в неизведанное, нам было страшно и радостно. Мы видели, как открываются нам души наших друзей и подруг, наших родителей и даже попутчиков в электричке. Мы учились принимать других, учились эмпатии. Нам нравилось тепло нашего круга. Но...
Весной возник ворох проблем. Обилие праздников и школьных мероприятий, окончание учебного года, хорошая погода, в конце концов. В середине апреля мы решили расстаться до октября следующего года, до «после картошки».

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

А для меня наступило время осмысления «содеянного». Нахлынула новая волна неудовлетворенности. Ведь очевидно — поставленные цели не достигнуты. Это видно невооруженным глазом (вооружаться тестами принципиально не хочется).
У членов группы не появилась готовность оказывать психологическую помощь «терпящим бедствие». Они скорее красуются собой. Они позаботились о том, чтобы им завидовали. Дети остаются детьми. Твоя идея несостоятельна. Если ты будешь продолжать делать то, что делал всегда...
Встреча «после картошки» началась с обсуждения перспектив. Мы — традиционная группа? Мы — кружок? Мы — открытый клуб? Мы — общественная организация? Решили сделать группу открытой и выпускать газету для школы. Придумали эмблему. Открылось второе дыхание.
Три месяца — три «Гвоздодера» (так назвали газету). А вот с открытостью...
Первым пришел Сергей — одиннадцатиклассник. Ощущение такое, будто он всегда был среди нас. Полное принятие и уважение, тактичность. Мы работали над своими проблемами, учились помогать друг другу. Он гармонично влился в работу, глубоко анализировал, высоко оценил особую атмосферу доверия, но... больше не пришел.
Потом появились мальчишки-девятиклассники. Это было скопление психологических защит, которое все два часа медленно таяло. В этот раз мы практически не работали над собой. Новенькие выключили группу.
Последними появились три девочки из девятого класса. Они оказались не готовы к той степени открытости, которая сложилась в группе, и ушли обиженными.

КРИЗИС

После этих трех «дней открытых дверей» мы остались в прежнем составе, но стали другими.
Вскрывать нарывы начала Юля: «Когда я говорю о том, что важно для меня, Оля не слушает — смеется и хрюкает». Группа поддержала Юлю, и Оля заявила, что больше не будет «приходить на кружок». Я горжусь. Группа отреагировала достойно и психологически грамотно: каждый выразил свое принятие Оли, подчеркнул ее значимость для группы. Оля осталась с нами.
Следующая встреча — и снова Юля. Теперь — очень откровенно о своей дружбе с Настей и о невозможности продолжать дружить. Полчаса плакала о своем горе Юля. Замечание Оле (она разговаривала с сороконожкой — мягкой игрушкой) и Оля, хлопнув дверью, вышла. Затем слово дали Насте, и та, едва начав говорить, выбежала, захлебываясь слезами. Потом снова Юля — горю не видно конца. Настя вернулась. Работаем с Настей. Вместо двух часов работаем четыре.
Группа не просто рассыпалась, она взорвалась. Если из этого складывается опыт, то лучше быть неопытным. Страхи, сомнения, ощущение бессилия. Злость оттого, что не заметил надвигающейся грозы. Где расслабился? Где ошибка? Уже проклят тот день, когда пришла эта шальная идея — группа психологической взаимопомощи.
Шестой час. Собираюсь домой. Из дальнего угла гардероба слышу «спасибо». Юля и Настя вместе. Что это: искренняя благодарность и, значит, победа или сарказм и, значит, крах? Не решившись заговорить, выхожу из школы.

ЧТО ВПЕРЕДИ?

Мысленно распрощавшись с группой, надумавшись о возможных печальных последствиях для смятенных душ пятнадцатилетних помощников психолога, продолжаю смотреть на них как бы со стороны: все они в школе, здороваются, но как-то холодно. Юля и Настя сидят за одной партой. Все так же, как всегда. Почти. Это мне они кажутся отстраненными или реально возникла пропасть? А может, просто они верны принципу — не обсуждать проблемы вне круга, а я сам психологически не справился с ситуацией?
Пришла следующая среда — последняя перед новогодними каникулами. На перемене обычный вопрос: «А сегодня кружок будет?» И традиционный ответ: «Я готов».
Звонок с уроков. Семь девочек и один парень. Говорим о новогоднем «Гвоздодере». Я готовился к важной работе, но... срочно вызывают к директору. Привезли елку, огромную, под самый потолок актового зала, надо помочь установить — мобилизация всех мужчин в школе. Вопрос «А можно мы пока поработаем в парах?» греет мне душу.
Елка установлена, и мои «гвоздодеры» украшают ее игрушками.
Чем закончится эта рождественская сказка? Наступил очередной период раздумий и решений: «Быть или не быть?» Что было сделано хорошо? Что можно было сделать иначе?
С уважением,

Михаил ТРОШАГИН,
педагог-психолог,
Высокоключевая школа,
Гатчинский район,
Ленинградская область