ДЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Б.С. Волков, Н.В. Волкова
М.: ТЦ «Сфера», 2001
Чем глубже вникаешь в содержание этой
книги, тем больше обнаруживаешь в ней скрытых
достоинств. Авторы задумали ее как учебное
пособие, которое представляет собой полный курс
детской психологии в вопросах и ответах. Правда,
уже в первом абзаце они объясняют, что это не
просто вопросы, а самые настоящие обучающие
задачи, нацеленные на развитие у студентов
умения прогнозировать поведение ребенка на
основе анализа имеющейся информации.
Все эти задачи делятся на конкретно-практические
(направленные на получение частного и
конкретного результата) и учебные
(ориентированные на раскрытие общего принципа
связи элементов учебной ситуации).
Подробно о задачах, принципах их построения и
работы с ними рассказывается во введении,
которое по содержанию больше похоже на первую
главу книги.
Для анализа конкретных случаев, возникающих при
контакте взрослого с ребенком, авторы предлагают
метод сопереживания ситуации, позволяющий
рассматривать ее как на рациональном, так и на
эмоциональном уровне. Причем каждый случай
предлагается анализировать полно и всесторонне,
учитывая позицию и ощущения не только взрослого,
но и ребенка. Полученные знания становятся
отправной точкой для дальнейшего прогноза
ситуации.
Читатели знакомятся также с алгоритмом
самостоятельного составления учебных задач.
Этот алгоритм основан на общепринятых
дидактических принципах.
В заключение авторы подробно рассматривают
возможности использования задач на различных
этапах процесса обучения.
Все задачи сгруппированы по разделам. В начале
каждого представлены общие теоретические знания
по рассматриваемому вопросу, подборка задач и
список рекомендуемой литературы. Задачи
сопровождаются не только аргументированным
ответом, но и вопросами для самостоятельного
анализа ситуации.
Предложенная авторами форма изучения детской
психологии является весьма эффективной,
поскольку дает возможность самостоятельно
искать ответы на вопросы. У читателя развиваются
различные умения: анализировать, прогнозировать
и применять теоретические знания в реальной
работе с детьми.
Использование книги в учебном процессе дает
возможность сгладить существующее противоречие
между чистой теорией, которой, как правило,
вооружены выпускники педагогических вузов, и
практикой.
Хотя в аннотации к книге сказано, что она
адресована студентам педагогических вузов и
воспитателям дошкольных учреждений, но
предлагаемый в ней материал можно использовать и
при подготовке и переподготовке детских
психологов и социальных педагогов. Кроме того,
отдельные задачи будут полезны для
индивидуальной и групповой работы с родителями.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|