Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Б.С. Волков, Н.В. Волкова
М.: ТЦ «Сфера», 2001

Чем глубже вникаешь в содержание этой книги, тем больше обнаруживаешь в ней скрытых достоинств. Авторы задумали ее как учебное пособие, которое представляет собой полный курс детской психологии в вопросах и ответах. Правда, уже в первом абзаце они объясняют, что это не просто вопросы, а самые настоящие обучающие задачи, нацеленные на развитие у студентов умения прогнозировать поведение ребенка на основе анализа имеющейся информации.
Все эти задачи делятся на конкретно-практические (направленные на получение частного и конкретного результата) и учебные (ориентированные на раскрытие общего принципа связи элементов учебной ситуации).
Подробно о задачах, принципах их построения и работы с ними рассказывается во введении, которое по содержанию больше похоже на первую главу книги.
Для анализа конкретных случаев, возникающих при контакте взрослого с ребенком, авторы предлагают метод сопереживания ситуации, позволяющий рассматривать ее как на рациональном, так и на эмоциональном уровне. Причем каждый случай предлагается анализировать полно и всесторонне, учитывая позицию и ощущения не только взрослого, но и ребенка. Полученные знания становятся отправной точкой для дальнейшего прогноза ситуации.
Читатели знакомятся также с алгоритмом самостоятельного составления учебных задач. Этот алгоритм основан на общепринятых дидактических принципах.
В заключение авторы подробно рассматривают возможности использования задач на различных этапах процесса обучения.
Все задачи сгруппированы по разделам. В начале каждого представлены общие теоретические знания по рассматриваемому вопросу, подборка задач и список рекомендуемой литературы. Задачи сопровождаются не только аргументированным ответом, но и вопросами для самостоятельного анализа ситуации.
Предложенная авторами форма изучения детской психологии является весьма эффективной, поскольку дает возможность самостоятельно искать ответы на вопросы. У читателя развиваются различные умения: анализировать, прогнозировать и применять теоретические знания в реальной работе с детьми.
Использование книги в учебном процессе дает возможность сгладить существующее противоречие между чистой теорией, которой, как правило, вооружены выпускники педагогических вузов, и практикой.
Хотя в аннотации к книге сказано, что она адресована студентам педагогических вузов и воспитателям дошкольных учреждений, но предлагаемый в ней материал можно использовать и при подготовке и переподготовке детских психологов и социальных педагогов. Кроме того, отдельные задачи будут полезны для индивидуальной и групповой работы с родителями.

Ольга РЕШЕТНИКОВА