Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002


ИГРОТЕКА

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Если школьный психолог заинтересован в плодотворном сотрудничестве с учителями своей школы, то проведение психологических тренингов именно для них является его непременной обязанностью. При этом нужды учителей связаны порой не просто с получением необходимой для педагогической работы информации, а с реальной психологической помощью в решении их душевных проблем.
Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть в проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь».
Вообще, психотерапевтические приемы являются сильнодействующим средством и в неопытных руках могут быть попросту опасны. Это касается и приемов психодрамы. Однако, мне думается, можно найти такие техники, которые, будучи достаточно эффективными и полезными, при осознанном и продуманном их использовании могут применяться даже начинающими психологами. К таким психодраматическим техникам относится «Исполнение желаний».
К этому приему, которым любезно поделился со мной И.Б. Гриншпун, я неоднократно прибегал в группах разного состава и в тренингах разной направленности (развития профессионального самосознания, сказкотерапевтических, психодраматических
и пр.).
Эта техника может быть использована на разных стадиях групповой динамики, но группа должна быть достаточно «разогретой». Особенно хороший эффект данная техника приносит на заключительном занятии группы. Она дает оптимистический настрой участникам и внушает им веру в реальность осуществления любой мечты.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

Ведущий. Друзья, сегодня вам предоставляется уникальная возможность — исполнить ваши заветные желания. Психологический тренинг, как мы с вами знаем, — это необычная реальность, в которой могут происходить самые невероятные вещи. Каждый из нас может стать — хотя бы ненадолго — настоящим волшебником и помочь другим реализовать их мечту. А другие помогут вам... Итак, подумайте, чего бы вам хотелось? Каково ваше желание?
Несколько минут участники размышляют. Иногда — очень по-детски — задают вопросы типа «А несколько желаний можно?» Ведущий великодушно разрешает. Когда каждый определится со своим желанием, ведущий предлагает кому-либо сообщить о своем желании группе. Вот с этого момента и начинается время для импровизаций ведущего и проявления им способностей к театрализации.
Описать приблизительную схему действий можно на примере.
Скажем, один из участников сообщает, что он мечтает получить квартиру.
Ведущий. Как вы представляете себе получение квартиры? Откуда она возьмется?
Участник. Ну... меня вызывают на жилищную комиссию и там говорят... (молчит).
Ведущий. Хорошо. Давайте представим себе комнату, в которой происходит заседание жилищной комиссии (освобождает пространство в тренинговой аудитории). Где стоит стол, за которым сидят члены комиссии? Сколько их? Кто из участников нашей группы смог бы сыграть роль председателя комиссии? А кто — других членов?
Участник (следуя психодраматической терминологии, будем называть его протагонистом) выбирает вспомогательных лиц из числа членов группы.
Разыгрывается сцена в жилищной комиссии. Ведущий дает участникам возможность самим разыграть эту сцену. Правда, при необходимости он может, стоя за спиной протагониста или кого-либо из вспомогательных лиц, подсказать нужную фразу.
Итак, решение о выделении квартиры на «заседании комиссии» принято, ордер получен.
Ведущий предлагает протагонисту зайти в квартиру, осмотреть ее и позаботиться об интерьере — ставится новая сцена.
Ведущий. Давайте пройдем в вашу комнату. Опишите, пожалуйста, что в ней находится. Где и как стоит мебель? Есть ли что-нибудь на стенах — картины, фотографии? Какого цвета портьеры на окнах? И т.п.
Ответы протагониста не просто внимательно выслушиваются ведущим, а тут же сценически воплощаются: ведущий предлагает протагонисту выбрать из участников группы исполнителей ролей книжного шкафа, журнального столика и прочих предметов интерьера, вплоть до портьер и цветочного горшка. При этом вспомогательные лица располагаются в пространстве «квартиры» на соответствующих местах. Когда квартира «обставлена», ведущий просит протагониста еще раз взглянуть на то, что получилось, подумать, не забыто ли что-то важное. Некоторое время протагонист может побыть в своей «квартире», вживаясь в свою реализованную мечту.

ТРИ СТАДИИ

Классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий — разогрева, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии.
Обычно во время одного сеанса директор группы (у психодраматистов так называют ведущего) выбирает одного протагониста и путем последовательной смены сцен от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, организует психотерапевтический процесс.
На завершающей стадии сеанса пациент способен лучше понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме путем двух форм интерпретации — языком действий и вербализации.
В нашем случае вся постановка, включающая одну, две или три сцены, не превышает по времени двадцати минут (а лучше уложиться в десять). Протагонист переживает позитивные эмоции и удовлетворение от «исполнившегося» желания. После того как протагонист сказал группе о своих чувствах и поблагодарил исполнителей ролей, можно переходить к исполнению следующего желания.
С помощью психодраматических техник можно реализовать практически все. Опыт показывает, что нет таких желаний, которые нельзя было бы «исполнить» в тренинговой реальности. Так, во время тренинга доводилось исполнять такие желания, как встреча с настоящей любовью, отдых на Канарских островах, успешная защита диссертации и т.д.

АЛГОРИТМ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Алгоритм «исполнения желаний» не слишком сложен.
Во-первых, нужно выяснить хотя бы в самых общих чертах, как именно видит протагонист реализацию своего желания.
Во-вторых, построить пространство сцены в соответствии с видением протагониста.
В-третьих, включить в сцену нужных вспомогательных лиц.
В-четвертых, разыграть действие — своеобразный мини-спектакль, события в котором либо предшествуют исполнению желаний (и обусловливают его), либо разворачиваются как само воплощение желания, либо происходят в ситуации уже исполнившегося желания.
Помочь реализации этого алгоритма может применение базовых техник психодрамы.

1. Представление самого себя (самопрезентация) — серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.

2. Исполнение роли — имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.

3. Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.

4. Монолог — проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.

5. Дублирование — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста — одновременно с ним, пытаясь стать его «психологическим двойником».

6. Реплики в сторону в ситуации ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

7. Обмен ролями — одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами — физически — так, что А становится Б, а Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.

8. Техника пустого стула — метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальт-терапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще — обмена ролями.

9. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ

Начинающий психолог может ограничиться просто постановками нужных сцен, без использования перечисленных техник.
Если группа не слишком велика (до двенадцати человек), то представляется обязательным исполнение желаний каждого. Следует помнить, что на это может потребоваться два с половиной — три часа. Если группа многочисленна, то исполнение всех желаний окажется проблематичным именно в силу временны’х ограничений. Но нужно поработать с желаниями тех, кто настаивает на этом, и тех, кому, по мнению ведущего, очень нужна эмоциональная поддержка группы. Если желание участвовать в качестве протагониста высказывают все участники группы, то ведущий может предложить продолжить это упражнение на следующем занятии.
В завершение работы в этом упражнении участники обмениваются чувствами.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук