ПРОЕКТ БОРЬБЫ С
БЕЗЗАКОНИЕМ
А знаете ли вы, что работаете в
беззаконной школе? Именно в беззаконной, а не в
незаконной. Да-да, не удивляйтесь: несмотря на
обилие документов, регламентирующих работу
школы, несмотря на фундаментальность Закона «Об
образовании», несмотря на бесчисленные попытки
министерств и комитетов прописать все до
мелочей, в самом нормативно-правовом фундаменте
вот уже десять лет зияет огромная прореха.
В одной из первых, основополагающих статей того
самого Закона «Об образовании» «основой
объективной оценки уровня образования и
квалификации выпускников» названы
государственные образовательные стандарты,
которые должны обновляться раз в пять лет. Так
вот, эти стандарты не только вопреки закону не
обновляются, они просто отсутствуют. За десять
лет ни общество, ни чиновники, ни ученые, ни
педагоги не смогли прийти к общему мнению, чему
надо учить детей.
Чувствуете? Мы с вами постоянно обсуждаем вопрос,
как учить, а он формально преждевременен, ведь
сначала все-таки неплохо бы выяснить, чему учить.
Министерство образования, которому «по
должности» положено стоять на страже закона, уже
предпринимало попытки решить эту проблему. Но
они каждый раз оказывались какими-то неуклюжими.
Пять лет назад были предложены стандарты,
разработанные Российской академией образования,
наследницей Академии педагогических наук СССР.
Люди там работают в большинстве своем те же, что и
в советские времена, поэтому неудивительно, что
плоды их деятельности были встречены с
недоумением и возмущением. И в результате
отвергнуты.
Через год министерство предприняло обходной
маневр и утвердило некий обязательный минимум
содержания образования. Но под давлением
общественности оно вскоре было вынуждено
признать, что минимум не есть стандарт и носит
лишь рекомендательный характер.
Сейчас опубликованы итоги третьей попытки
решить непосильную задачу. По заказу
Минобразования внушительным авторским
коллективом под руководством профессора В.В.
Фирсова разработан проект «Требования к уровню
подготовки выпускников. Обязательный минимум
содержания образования». Отдельной книжкой его
выпустило издательство «Просвещение» и
распространило по некоторому списку
заинтересованных организаций и учреждений.
Экземпляр проекта попал и к нам в редакцию. И мы
его внимательно изучили.
Знаете, я не встречал в жизни ни одного взрослого
человека, не говоря уже о выпускнике школы,
который бы все это знал. Подозреваю, что таких
энциклопедистов нет во всей стране, а возможно, и
во всем мире. А по стандарту школа должна каждого
сделать таким эрудитом. Стоит ли ставить перед
собой идеальную цель, настолько далекую от
реальных возможностей?
Да, в проекте наконец-то предусмотрены вариации
программ в зависимости от индивидуальных
особенностей и профессиональных склонностей
ученика и введен так называемый профильный
уровень образования. Но и общая для всех часть —
образовательный уровень — остается такой
огромной, что вряд ли кто ее осилит по-честному.
Но главное не это. Больше всего расстраивает, что
в проекте стандарта не изжит старый принцип
«выучить и помнить». «Мыслить и действовать»
школа опять не научит.
Радует одно. На этот раз стандарт опубликован в
виде проекта и открыт для широкого обсуждения.
Так что остается слабая надежда: а вдруг теперь
получится?
Марк САРТАН
Все желающие могут ознакомиться с
проектом
на официальном Интернет-сайте Министерства
образования РФ по адресу:
www.informika.ru/text/goscom/general
|