СИСТЕМНАЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
А.Я. Варга
СПб.: Речь, 2001
Занимается ли школьный психолог
семейной психотерапией? Может быть, чиновники от
образования скажут, что психотерапия не
относится к основным направлениям деятельности
педагога-психолога. Его, мол, задача — работать с
учащимися. А семью пусть оставит семейной
консультации.
Хотя любой школьный психолог отлично знает:
помочь ребенку решить проблемы с учением, с
поведением, с отношениями можно в полной мере
только тогда, когда построено взаимодействие с
семьей этого ребенка.
Поэтому книга А.Я. Варги «Системная семейная
психотерапия» — настоящий подарок для школьного
психолога. Это золотой ключик от двери в
загадочный мир — семейную систему (да простят
меня читатели за эту несколько высокопарную
метафору).
Что поражает с первых же страниц — это
удивительная простота изложения. Ясно, доступно,
понятно, интересно. Связаны эти особенности
книги, видимо, с тем, что в ее основу положен курс
лекций, прочитанных автором в 1998 году в Академии
практической психологии при факультете
психологии МГУ (хорошие лекции и должны быть
именно такими).
Замечу, однако, что буквальная фиксация
материала лекции без кропотливой редакторской
работы может и не быть удачной. То, что хорошо
слушается, не всегда хорошо читается (впрочем,
чаще бывает наоборот: материал научной
монографии слушать невозможно, его нужно
воспринимать текстуально, неоднократно
возвращаясь к прочитанному).
А.Я. Варга излагает взгляд на семью как на особую
социальную систему, которая обладает комплексом
элементов и свойств, находящихся в динамических
связях и отношениях друг с другом. При этом
семейная система может быть оценена по следующим
параметрам: стереотипы взаимодействия, семейные
правила, семейные мифы, границы, стабилизаторы,
семейная история.
Излагаются правила и закономерности
функционирования семейной системы. Автор
объясняет сущность важнейших методологических
принципов системной семейной психотерапии —
циркулярность, гипотетичность, нейтральность.
Описываются этапы психотерапевтического
воздействия на семейную систему и очень подробно
представлен важнейший метод работы —
циркулярное интервью.
То, что безусловно заинтересует читателя, даже не
занимающегося психологией профессионально, это
примеры составления генограмм — систем
специальных записей взаимоотношений людей в
поколениях. Анализ генограмм позволяет найти
корни многих нынешних проблем в семье, опираясь
на опыт наших родителей, бабушек, дедушек. Такой
анализ любой из нас может провести для
собственной семьи и получить ответы на многие
вопросы... или задаться новыми.
Книга содержит большое количество примеров из
личной практики автора и ее коллег. Рассмотрение
этих примеров помогает не только понять систему
реализации положений теории, но и увидеть
подлинное содержание очень непростой
психотерапевтической работы с семьей. Так что
школьным психологам есть смысл найти
возможности для приобретения этой книги.
Игорь ВАЧКОВ
|