Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТЫ И Я — ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Занятие для подростков 11—12 лет

Цель

Развитие у подростка способности видеть непохожесть людей друг на друга.

Задачи

  • Актуализация знаний подростков о многообразии мнений, убеждений, привычек и обычаев.

  • Сравнение способов поведения приятия и неприятия.

  • Развитие у ребенка способности к сопереживанию и сочувствию.

  • Вербализация подростком своих чувств и переживаний по поводу толерантного общения.

Условия

Группа состоит из двенадцати человек.
Занятие продолжается два часа.

Этапы занятия

  • Ритуал начала занятия.

  • Разминка.

  • Мозговой штурм.

  • Ролевая игра.

  • Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал начала занятия

Участники приветствуют друг друга.

Разминка

Упражнение «Передай движение по кругу»

Все стоят в кругу.
Ведущий. Пожалуйста, подумай, какое простое движение ты можешь начать делать. Все начнут выполнять свои движения одновременно и при этом будут наблюдать за действиями соседа слева. По моему сигналу надо изменить движение и начать выполнять то, которое в данный момент делает сосед.

Упражнение «Видение других»

Ведущий. Внимательно рассмотрите друг друга. Постарайтесь запомнить детали внешнего облика каждого. Повернитесь, пожалуйста, спиной в круг — чтобы не видеть других. А теперь кто хочет проверить свое внимание?
Вспомни, какая прическа у Тани? Есть ли заколки?
И т.д.

Упражнение «Кто что знает?»

Все садятся на стулья.
Ведущий. Сейчас вам предстоит вспомнить, когда и при каких обстоятельствах каждый из вас узнал о том, что люди бывают разных национальностей. Мы будем передавать мяч друг другу и рассказывать об этом.

Мозговой штурм

Упражнение «Найди отличия»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются дети разных национальностей? Постарайтесь назвать как можно больше черт и качеств.
Молодцы, вы назвали много отличий.

Творческое задание

Ведущий. Представь себе, что твоя семья переезжает в другой район. Тебе предстоит перейти в новую школу. Какое отношение к себе ты можешь встретить в новом классе?
А какое отношение тебе бы хотелось встретить?
Поставь себя на место мальчика или девочки 12—13 лет, переехавших в другую страну. Представь, что ты иностранец, приехавший со своими родителями жить в Россию. Твоя семья не могла по каким-то причинам оставаться на родине.
Придумай и расскажи историю этого переселенца от его имени. Придумай, как его зовут, из какой страны и почему он приехал к нам, какие чувства он испытывает, оставив родной дом, город, страну.
Дети пишут рассказы, затем читают их и выражают свое отношение к творениям друг друга.

Ролевая игра

«Вынужденный переселенец»

Выбирают один рассказ, герой которого становится главным действующим лицом ролевой игры.
Ведущий. Сейчас кто-нибудь сыграет роль героя нашего рассказа. Требуются два добровольца. Мы разделимся на две группы. Члены каждой группы будут изображать учеников двух различных классов. В одном классе дети признают право другого быть иным, способны положительно относиться к непохожести, умеют сочувствовать. В параллельном классе ученики проявляют нетерпимость к чужим убеждениям, привычкам, обычаям, не признают у человека права быть другим.
Классы готовятся к встрече новичка, обдумывают варианты своего поведения.
Ведущий. Итак, новичок пришел в класс, ученики которого относятся нетерпимо к тем, кто отличается от них. Что происходит?
Дети показывают вариант нетерпимого поведения по отношению к новичку.
Ведущий. Новичок пришел в класс, ученики которого положительно относятся к непохожести людей друг на друга. Что происходит?
Дети показывают вариант толерантного поведения по отношению к новичку.

Обсуждение игры

  • Как чувствовали себя новички в своем новом классе?

  • Каково было находиться в роли одноклассников новичка?

  • Какую роль было играть легче и приятнее?

  • Какая ситуация более реальна для нашей школы?

  • Что ты думаешь о собственных возможностях общаться толерантно?

Упражнение «Лестница»

Ведущий. Представь себе, что на этой лестнице нужно разместить людей разных национальностей. На самой верхней ступеньке стоит человек самой «лучшей» национальности. Чем ниже ступень, тем «хуже» национальность. Люди самой «плохой» национальности — на самой нижней ступени...
Кто хочет рассказать, что у него получилось?
Ты можешь объяснить, почему именно так заполнил свою лестницу?
Что ты думаешь об этой лестнице?

Упражнение «Мы все одной крови»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Рядом расположены наши фотографии. Посмотрите на лица и скажите, чем они похожи? Что у них общего?
От несущественных признаков сходства дети переходят к более существенным.
Ведущий. Мы нашли много общего на этих фотографиях. А в чем их главное сходство?
Верно, все они люди, все хотят прожить достойную человеческую жизнь.

Рефлексия

Дети вспоминают, что было сегодня на занятии, говорят, какими мыслями хотелось бы поделиться, какие чувства они испытывают сейчас, когда занятие заканчивается.

Зоя ШАШКОВА,
педагог-психолог
Центра детского творчества
Дзержинского района
г. Волгограда