Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002


КОЛЛЕГИ

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Елена ФРИШМАН Как бы мы ни критиковали систему практической психологии в нашей стране, нельзя забывать о том, что ее становление проходило в необычайно короткие сроки, а начинать нужно было «с нуля». К тому же этот процесс разворачивался на фоне экономической и политической нестабильности в обществе.Чтобы дать объективную оценку службе практической психологии в системе образования, имеет смысл сравнить ее с аналогичной службой иного государства, где для ее развития имелись все позитивные предпосылки.
Недавно такой счастливый случай представился.   О школьной психологии в г. Чикаго (США) рассказывает Елена ФРИШМАН — наша бывшая соотечественница, работающая сейчас психологом сразу в нескольких школах этого города.

АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ

Чтобы представить себе работу психолога в американской школе, надо сориентироваться в системе образования этой страны.
В Америке существует несколько типов школ. В качестве основных можно назвать общие школы, так называемые public school. Это бесплатные государственные школы, которые есть во всех населенных пунктах. Туда принимают детей из микрорайонов по месту жительства.
Второй тип школ — религиозные, которые учреждают различные конфессии. За обучение в них родители платят небольшую сумму. Треть времени в этих школах отдается религиозному обучению. Причем не обязательно той самой религии, которой принадлежит школа, а религии в целом.
Кроме того, существуют частные школы. Подчиняются они совету директоров, который и составляет программы обучения. Эти школы очень дорогие.
По закону, которому в Америке все неукоснительно следуют, психолог обязательно должен быть в каждой общей школе. Иногда это бывает служба, куда входит школьный психолог, социальный работник (с моей точки зрения, это скорее социальный психолог), медсестра и другие специалисты. Такая служба работает сразу на несколько школ.
В религиозных и частных школах психологов нет.
Сначала мне казалось странным, что все эти специалисты работают в школе, но потом я поняла, что для Америки, где большое внимание уделяется людям с нарушениями развития, это нормально.
Дело в том, что обычными и даже одаренными детьми школьные психологи занимаются мало. Большую часть времени мы тратим на детей, которые по какой-либо причине имеют трудности в обучении. Большинство из них учатся по специальной программе.

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Это огромный институт, точнее — индустрия американской школы, которая призвана дать любому ребенку возможность получать знания и общаться со сверстниками. Подготовка к дальнейшей жизни детей, имеющих проблемы в развитии, проходит в разных формах: начиная от специальных школ или даже интернатов (куда попадают дети с тяжелой патологией) и кончая интеграцией в обычную школу.
Последнее становится возможным, поскольку с каждым из таких детей занимается специальный учитель, который помогает ему столько, сколько нужно. Происходит это либо во время общих занятий, либо в отдельном помещении, либо в маленькой группе. При всем моем неоднозначном отношении к американской системе обучения, я признаю, что это очень гуманно.
Мой сын-третьеклассник пришел в хорошую американскую школу и увидел, что за соседней партой сидит мальчик с синдромом Дауна. Рядом находится специальный учитель, который следует за ним повсюду. Когда все ребята изучают таблицу умножения, этот мальчик складывает реальные деньги и этим занимается до тех пор, пока не освоит данное действие. В его индивидуальном учебном плане может быть написано, что он к 8-му классу должен научиться считать до 100 центов — одного доллара. Он переходит из класса в класс, но оценивают его учебу в соответствии с его собственным планом. Такой ребенок заканчивает школу не в
17—18 лет, а в 21 год, при этом он получает нормальный аттестат о ее окончании.
Невероятной терпимости к иным здесь учат с самого раннего возраста. Бесплатно в дошкольных учреждениях содержат только детей-инвалидов. В этих же учреждениях воспитывают и здоровых детей. Там много обслуживающего персонала. При этом родители здоровых детей не могут сказать, что они против того, чтобы больной ребенок учился вместе с остальными.

О ТЕСТАХ И НЕ ТОЛЬКО

Кто обращается к школьному психологу? Родители, учителя и сами дети могут прийти и сказать, что им трудно или они чего-то не могут. Тогда все специалисты школы собираются на своеобразный консилиум и пытаются найти оптимальное решение. Если ситуация не улучшается, то наступает время работы психолога. Начинается она с тестирования.
Тестировать Америка обожает. Тестируют все, везде, всегда. Относятся они к этому спокойно, поскольку привыкают к тестированию с дошкольного возраста. Каждый год в школах проводятся сотни всевозможных тестов, результаты которых становится известны через два или три месяца, когда про них все забывают. С какими-то тестами я уже была знакома, каким-то научилась. Ничего сложного в этом нет.
Результаты тестирования строго конфиденциальны и доступны лишь узкому кругу специалистов. Стандартные всеамериканские тесты, на мой взгляд, не являются тестами на проверку знаний, а лишь проверяют выносливость ребенка, поскольку процедура занимает три часа. Никакой нормальный школьник с этим справиться не может, но если он относится к системе специального обучения, то ему дается на тестирование столько времени, сколько нужно. В процессе обследования он может даже отдыхать.
Но одного тестирования и постановки диагноза недостаточно, ведь в школе ребенка надо учить. Здесь к работе присоединяются учителя специального образования, которые и занимаются коррекционной деятельностью по тому плану, который психолог им напишет. Существуют специальные программы, опробованный арсенал методов, но психолог вправе пользоваться теми методами, которые ему ближе.
Никакие решения не принимаются психологом самостоятельно. Все проблемы решаются коллегиально. В обсуждении участвуют специалисты службы, учителя школы и преподаватели из отдела специального обучения.
Школьный психолог занимается проблемами, связанными с образованием, обучением, усвоением знаний. Со мной вместе работает социальный работник, который решает эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка, помогает ему адаптироваться в школе.
Если в начальной школе психолог очень много тестирует, то в среднем звене тестирования гораздо меньше. Ребенок, направленный на специальное обучение, по закону должен проходить психологическое тестирование каждые три года. Раз в году я собираю информацию от всех людей, которые работают с этим школьником.

ЧТО У НАС ОБЩЕГО?

40—50 лет назад служба психологической поддержки в американской школе была больше похожа на ту, что существует сейчас в России.
Мне было сложно привыкать к американским подходам в оказании помощи детям. Я училась в московском и ленинградском университетах, работала школьным психологом в России. И с практической, и с теоретической точки зрения очень многое в психологической работе вызывало у меня возражение.
В России я много занималась нейропсихологией. К сожалению, большинство школьных психологов в Америке этими методами не владеют, хотя имя А.Р. Лурия им хорошо известно.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция используется, как правило, в госпиталях или специальных агентствах. Психолог, работающий в школе, ориентируется, как я уже говорила, на тестирование, которое является сложным, многосторонним и многоуровневым процессом.
В Америке выделяют невнимательных детей в особые категории. Этим детям помогают, как правило, врачи, которые после постановки диагноза дают ученикам лекарство, и те принимают его прямо в школе.
Еще до моего приезда в Чикаго произошла одна интересная история. Родители ребенка, ученика средней школы, подали в суд на администрацию школы (в том числе и на психолога). С точки зрения этих родителей, их проблемного ребенка слишком уж изолировали от общей жизни школы: большую часть времени он проводил в специальном классе для больных детей.
Права родителей защищены законом: ребенок должен общаться со сверстниками, не имеющими специальных проблем. Родители выиграли этот процесс и получили от иллинойсского департамента образования 24 миллиона долларов (мальчик к тому времени уже вырос, поскольку судебный процесс продолжался много лет).
После этого всех психологов обязали разработать такую систему, при которой любых детей можно было бы максимально обучать в общем классе. И тогда закономерно всплыли идеи Л.С. Выготского о развивающем обучении, зонах ближайшего развития.
К сожалению, американцы самодостаточны. Языков они не знают, публикаций в иностранной прессе не читают, поскольку уверены, что у них уже все есть. И многие известные в мире наработки они открывают заново. Но мне все равно приятно, что в своей работе они экспериментально подтверждают актуальность идей великих российских психологов.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Для того чтобы работать школьным психологом в Америке, психологического образования недостаточно. Нужно иметь специальную лицензию, дающую разрешение на эту деятельность. На подготовку к ее получению у меня ушло полтора года.
Кстати, лицензия дает определенную страховку на тот случай, если родители, недовольные работой психолога, подадут на него в суд. И если его осудят, то страховка покроет миллион долларов. Если же штраф будет больше, то все, что превышает эту сумму, придется оплачивать самому.
Родители вообще имеют больше прав, чем психолог. Это относится и к тестированию. Психолог может обследовать ребенка только по запросу, поступившему либо от родителей, либо от учителей, либо от самих детей. Я не имею права дотронуться до ребенка без письменного согласия родителей.
Финансовые возможности общих школ очень разные, в зависимости от района, в котором они находятся. Чикагские школы, в которых я работаю, очень небогатые.
На детей, обучающихся в системе специального образования, средства выделяются из бюджета штата. При этом не имеет никакого значения, где этот ребенок находится. Даже если он переедет из одного штата в другой и поступит там в школу, эти деньги «последуют» за ним. Это называется индивидуальной образовательной программой (маршрутом), которая строго соблюдается.
Я работаю пять дней в неделю по 8 часов в трех школах, в каждой из которых от 500 до 600 детей. Там я занимаюсь только с учащимися среднего звена: с 5-го по 8-й класс. При этом один день в неделю у меня отведен на всех русскоговорящих детей Чикаго. Но я должна быть готова к любой дополнительной работе.
Можно привести такой пример. родители имеют право привести ребенка в школу, начиная с трехлетнего возраста, и потребовать, чтобы его протестировали. Психолог обязан сделать это независимо от того, собирается ребенок идти в эту школу или нет. Главное, что он живет в микрорайоне, который она обслуживает.

Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА