Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Д. Кеннард, Дж. Робертс, Д. Уинтер
СПб.: Питер, 2002

Вообще-то изначальное название этой книги можно перевести с английского как «Интервенция в групп-анализе» или «Групп-аналитическая интервенция». Термин «интервенция» давно уже стал привычным в психотерапии, он используется не в брутальном значении (привычном для людей, далеких от психологии) — как нападение одного государства на другое, а в смысле воздействия психотерапевта на клиента или группу.
Правда, переводчик предпочел воспользоваться в тексте синонимом — словом «вмешательство». Однако такой перевод названия может вызвать неверное представление о содержании книги. И те, кто решит, что в книге изложены постулаты малоизвестного в России подхода, будет разочарован.
Авторы не претендуют на всестороннее рассмотрение групп-аналитической психотерапии и на то, чтобы познакомить с ним читающую публику (шесть страничек в приложении, посвященных описанию теоретических подходов в групповой психотерапии, не в счет). Книга предназначена практикующим групповым аналитикам, сталкивающимся в своей работе со сложными, нестандартными ситуациями. Авторы предлагают разнообразные варианты терапевтического вмешательства в такие ситуации. Иными словами, цель этой работы достаточно узка и конкретна.
Групп-анализ, положения которого базируются на психоаналитических традициях, пока не стал в нашей стране распространенным психотерапевтическим направлением. Возможно, из-за длительности терапевтического процесса (при использовании этого метода группа встречается порой несколько лет), возможно, из-за сложности подготовки к такой работе. Тем интересней узнать об этом направлении «изнутри»: от опытных и квалифицированных специалистов.
Для написания книги свои усилия объединили американские и английские психотерапевты, практикующие групп-анализ. По своей сути, это научно-исследовательская работа. Авторы выбрали восемь реально встречающихся в клинической практике «трудных» ситуаций и предложили тридцати респондентам — специалистам в групп-анализе — прокомментировать варианты психотерапевтического вмешательства. Все типы возможного поведения в этих ситуациях тщательнейшим образом зафиксированы, описаны и сопровождены подробным комментарием авторов.
Кроме анализа конкретных ситуаций авторы предлагают своеобразную типологию психотерапевтических вмешательств, а также говорят о роли и значении интерпретации в групп-аналитическом процессе. Конкретные примеры из практики, иллюстрирующие рассуждения авторов, делают чтение весьма увлекательным.
Если читатель занимается групповой психологической работой, то ему, безусловно, будет интересно подумать, как бы он сам поступил в той или иной ситуации, а затем прочитать, что предлагают предпринять групп-аналитики. Сопоставление своих вариантов с теми, которые изложены в книге, может стать для читателя неплохой тренировкой психологической рефлексии.
Вместе с тем, для успешного усвоения содержания книги нужно иметь представление об основных идеях групп-анализа.

Игорь ВАЧКОВ