ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Д. Кеннард, Дж. Робертс, Д. Уинтер
СПб.: Питер, 2002
Вообще-то изначальное название этой
книги можно перевести с английского как
«Интервенция в групп-анализе» или
«Групп-аналитическая интервенция». Термин
«интервенция» давно уже стал привычным в
психотерапии, он используется не в брутальном
значении (привычном для людей, далеких от
психологии) — как нападение одного государства
на другое, а в смысле воздействия психотерапевта
на клиента или группу.
Правда, переводчик предпочел воспользоваться в
тексте синонимом — словом «вмешательство».
Однако такой перевод названия может вызвать
неверное представление о содержании книги. И те,
кто решит, что в книге изложены постулаты
малоизвестного в России подхода, будет
разочарован.
Авторы не претендуют на всестороннее
рассмотрение групп-аналитической психотерапии и
на то, чтобы познакомить с ним читающую публику
(шесть страничек в приложении, посвященных
описанию теоретических подходов в групповой
психотерапии, не в счет). Книга предназначена
практикующим групповым аналитикам,
сталкивающимся в своей работе со сложными,
нестандартными ситуациями. Авторы предлагают
разнообразные варианты терапевтического
вмешательства в такие ситуации. Иными словами,
цель этой работы достаточно узка и конкретна.
Групп-анализ, положения которого базируются на
психоаналитических традициях, пока не стал в
нашей стране распространенным
психотерапевтическим направлением. Возможно,
из-за длительности терапевтического процесса
(при использовании этого метода группа
встречается порой несколько лет), возможно, из-за
сложности подготовки к такой работе. Тем
интересней узнать об этом направлении «изнутри»:
от опытных и квалифицированных специалистов.
Для написания книги свои усилия объединили
американские и английские психотерапевты,
практикующие групп-анализ. По своей сути, это
научно-исследовательская работа. Авторы выбрали
восемь реально встречающихся в клинической
практике «трудных» ситуаций и предложили
тридцати респондентам — специалистам в
групп-анализе — прокомментировать варианты
психотерапевтического вмешательства. Все типы
возможного поведения в этих ситуациях
тщательнейшим образом зафиксированы, описаны и
сопровождены подробным комментарием авторов.
Кроме анализа конкретных ситуаций авторы
предлагают своеобразную типологию
психотерапевтических вмешательств, а также
говорят о роли и значении интерпретации в
групп-аналитическом процессе. Конкретные
примеры из практики, иллюстрирующие рассуждения
авторов, делают чтение весьма увлекательным.
Если читатель занимается групповой
психологической работой, то ему, безусловно,
будет интересно подумать, как бы он сам поступил
в той или иной ситуации, а затем прочитать, что
предлагают предпринять групп-аналитики.
Сопоставление своих вариантов с теми, которые
изложены в книге, может стать для читателя
неплохой тренировкой психологической рефлексии.
Вместе с тем, для успешного усвоения содержания
книги нужно иметь представление об основных
идеях групп-анализа.
Игорь ВАЧКОВ
|