ИССЛЕДОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Г. Айзенк, М. Айзенк
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
Наш проницательный читатель давно уже
понял: если на обложке крупными буквами написано
«бестселлер», то это скорее всего беззастенчивый
рекламный трюк, с помощью которого ему пытаются
«впарить» залежалый заморский ширпотреб.
Если еще и автор в аннотации назван крупнейшим
специалистом с мировым именем, можно почти не
сомневаться, что это имя не знакомо никому, кроме
его студентов из учительского колледжа штата
Айдахо.
А если уж и вовсе ничего такого не написано, то
книгу вообще, наверное, не стоит брать в руки.
Так может подумать иной потенциальный читатель,
скользнув взглядом по неброской обложке книги
отца и сына Айзенков с невыразительным названием
«Исследования человеческой психики». И совершит
огромную ошибку!
Ибо авторам, по крайней мере — старшему, нет
равных в мировой психологии ХХ века.
Дошла очередь и до нашей страны, где Айзенка по
старинке многие привыкли считать лишь автором
практичного опросника и популяризатором тестов
IQ. Ныне отец и сын предстают в качестве, давно
известном просвещенному миру, — как глубокие
знатоки психологической науки, легко и доходчиво
рассказывающие о ней непосвященным.
К сожалению, добротный, но суховатый перевод не
сохранил блестящий литературный стиль
оригинала; к тому же на яркие иллюстрации,
которыми изобилует оригинал, наши издатели
решили не тратиться. Больше никаких упреков это
издание не заслуживает — только похвалы.
Книга имеет подзаголовок «Почему мы ведем себя
именно так» и призвана разъяснить читателю, не
очень искушенному в психологии, основные
закономерности человеческого мироощущения и
поведения. В отличие от растиражированных
поп-психологических поделок — «Как за неделю
улучшить свою память», «Как воспитать из ребенка
гения» и т.п. — это не книга-инструкция, а
книга-разъяснение. Именно в этом своем качестве
она убедительно демонстрирует, что более или
менее полная ориентировка в проблеме (поклон П.Я.
Гальперину!) гораздо полезнее директивного
руководства по ее решению.
Авторы затрагивают широкий круг вечно
актуальных психологических проблем — источники
удовлетворенности жизнью, оценка умственных
способностей, природа психосоматических
заболеваний, стратегии семейного воспитания,
механизмы межличностного восприятия и
оценивания и т.д. Причем во всех случаях авторы
опираются на данные показательных
психологических экспериментов и наблюдений.
Коллеги, пишущие в том же жанре, могут упрекнуть
авторов, что те фактически сняли все «сливки»
психологической эмпирии — в книге описаны
знаменитые эксперименты Зимбардо, Милгрэма,
Розенхэна и многих других звезд мировой
психологии. Казалось бы, обо всем этом написано
уже не раз, но впервые так емко, разносторонне и
доходчиво.
Однако что-то новое отыщет в книге даже самый
большой эрудит. Ввиду того, что презентация нашей
науки неискушенным — неотъемлемый аспект
деятельности почти любого профессионала,
воспользоваться книгой полезно вдвойне: она
вооружает по-настоящему убедительными
аргументами и примерами.
В частности, для занятий со школьниками книга
выступит исключительно ценным источником.
Любому из нас приходится иной раз отвечать на
вопрос: «Что бы такого интересного почитать по
психологии?» Теперь, имея книгу Айзенков, ее
можно рекомендовать в первую очередь. Но для
этого, конечно, самим сначала стоит ее прочесть.
Тем более что польза от этого несомненная, да и
удовольствие немалое.
Сергей СТЕПАНОВ
|