Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Г. Айзенк, М. Айзенк
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

Наш проницательный читатель давно уже понял: если на обложке крупными буквами написано «бестселлер», то это скорее всего беззастенчивый рекламный трюк, с помощью которого ему пытаются «впарить» залежалый заморский ширпотреб.
Если еще и автор в аннотации назван крупнейшим специалистом с мировым именем, можно почти не сомневаться, что это имя не знакомо никому, кроме его студентов из учительского колледжа штата Айдахо.
А если уж и вовсе ничего такого не написано, то книгу вообще, наверное, не стоит брать в руки.
Так может подумать иной потенциальный читатель, скользнув взглядом по неброской обложке книги отца и сына Айзенков с невыразительным названием «Исследования человеческой психики». И совершит огромную ошибку!
Ибо авторам, по крайней мере — старшему, нет равных в мировой психологии ХХ века.
Дошла очередь и до нашей страны, где Айзенка по старинке многие привыкли считать лишь автором практичного опросника и популяризатором тестов IQ. Ныне отец и сын предстают в качестве, давно известном просвещенному миру, — как глубокие знатоки психологической науки, легко и доходчиво рассказывающие о ней непосвященным.
К сожалению, добротный, но суховатый перевод не сохранил блестящий литературный стиль оригинала; к тому же на яркие иллюстрации, которыми изобилует оригинал, наши издатели решили не тратиться. Больше никаких упреков это издание не заслуживает — только похвалы.
Книга имеет подзаголовок «Почему мы ведем себя именно так» и призвана разъяснить читателю, не очень искушенному в психологии, основные закономерности человеческого мироощущения и поведения. В отличие от растиражированных поп-психологических поделок — «Как за неделю улучшить свою память», «Как воспитать из ребенка гения» и т.п. — это не книга-инструкция, а книга-разъяснение. Именно в этом своем качестве она убедительно демонстрирует, что более или менее полная ориентировка в проблеме (поклон П.Я. Гальперину!) гораздо полезнее директивного руководства по ее решению.
Авторы затрагивают широкий круг вечно актуальных психологических проблем — источники удовлетворенности жизнью, оценка умственных способностей, природа психосоматических заболеваний, стратегии семейного воспитания, механизмы межличностного восприятия и оценивания и т.д. Причем во всех случаях авторы опираются на данные показательных психологических экспериментов и наблюдений.
Коллеги, пишущие в том же жанре, могут упрекнуть авторов, что те фактически сняли все «сливки» психологической эмпирии — в книге описаны знаменитые эксперименты Зимбардо, Милгрэма, Розенхэна и многих других звезд мировой психологии. Казалось бы, обо всем этом написано уже не раз, но впервые так емко, разносторонне и доходчиво.
Однако что-то новое отыщет в книге даже самый большой эрудит. Ввиду того, что презентация нашей науки неискушенным — неотъемлемый аспект деятельности почти любого профессионала, воспользоваться книгой полезно вдвойне: она вооружает по-настоящему убедительными аргументами и примерами.
В частности, для занятий со школьниками книга выступит исключительно ценным источником. Любому из нас приходится иной раз отвечать на вопрос: «Что бы такого интересного почитать по психологии?» Теперь, имея книгу Айзенков, ее можно рекомендовать в первую очередь. Но для этого, конечно, самим сначала стоит ее прочесть. Тем более что польза от этого несомненная, да и удовольствие немалое.

Сергей СТЕПАНОВ