Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД ВКОНСУЛЬТИРОВАНИИ


ГИЛЬДИЯ

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД ВКОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Продолжаем публикацию отрывков из книги Р. Джорджа и Т. Кристиани «Консультирование: теория и практика». См. №№ 7, 11, 2002 г.

Роль консультанта за последние годы изменилась во многих отношениях. Практика консультирования, раньше распространенная почти исключительно в школах и в сфере профориентации и развития карьеры, теперь переместилась в частную практику, консультативные центры, общественные центры психического здоровья и медицинские учреждения.
Увеличение числа консультантов в госпиталях и клиниках стало результатом признания того факта, что консультанты достигли уровня подготовки, необходимого для работы с людьми, страдающими от злоупотребления психоактивными веществами, а также с людьми, испытывающими эмоциональные и психологические трудности. Консультанты работают в команде профессионалов в области психического здоровья, которая часто включает в себя психиатров, психологов и психиатрических медсестер. Но консультант обычно выступает в качестве ведущего специалиста.
В этих обстоятельствах возросло значение холистической модели профилактики и обеспечения здоровья в течение всего периода жизни человека. В рамках этого подхода консультант заботится о «целостной личности»: физических, социальных, психических, эмоциональных и даже духовных потребностях индивидуума.
Консультанты помогают людям обрести соответствующее телосложение и здоровые привычки в специфических условиях центров контроля над весом.
Консультанты все чаще имеют дело с эмоциональными и психологическими проблемами, препятствующими формированию здоровых привычек. Консультанты помогают клиентам научиться навыкам достижения релаксации и положительных эмоциональных состояний (Wittmer and Sweeney, 1992).
Социальные потребности индивидуума обеспечиваются семейными отношениями, окружением на работе, дружбой. Эти отношения обеспечивают вовлечение человека в различные виды активности, посредством которой он получает от других эмоциональную поддержку. Последняя помогает избежать чувства одиночества, которое способно привести к депрессии, низкой самооценке, злоупотреблению психоактивными веществами и обострению соматических проблем.
И все же в большинстве случаев консультанты, вероятно, придают большее значение психическому развитию клиентов, нежели развитию других их сторон. Хотя, признавая взаимосвязь между мышлением, эмоциями и поведением, консультант может побудить клиента заняться чтением литературы по самопомощи или когнитивным реструктурированием системы убеждений по отношению к определенным феноменам его личной жизни. Однако важно, что консультанты начинают признавать одной из главнейших составляющих своей деятельности работу по стимулированию мыслительных процессов клиента и увеличению их способностей к разрешению проблем, так же как и креативности.
Во многих отношениях сосредоточение внимания на каком-либо одном аспекте целостной личности помогает улучшить эмоциональное самочувствие индивидуума.
Значение физических, социальных, психологических и духовных потребностей индивидуума проясняется по мере того, как клиент рассказывает о своих чувствах и связях этих чувств с другими людьми и ситуациями в его жизни.
Духовные потребности личности долгое время считались слишком ценностно нагруженными и личными, для того чтобы обсуждаться в процессе консультирования, если только клиент не обратился за помощью именно в этой области. Но духовные потребности стали привлекать все большее внимание по мере признания консультантами того, что человеческое поведение, мысли и чувства связаны с духовными представлениями и верованиями людей. Эти верования «представляют ценности, которые выражают то, что считается священным и сущностно необходимым для поддержания жизни» (Wittmer and Sweeney, 1992).
Для многих людей религиозные убеждения являются центром их духовности; для других центральным является перечень ценностей, которые они приняли для себя. Можно сказать, что духовность рассматривается как правила проживания человеком индивидуальной жизни, включающие его представления о характере, образе жизни и благоговение перед жизнью.
Таким образом, консультанты включены в широкий круг разнообразных видов деятельности, направленных на облегчение общего роста и развития индивидуальности.
Такой подход признает, что узконаправленный метод помощи в решении одной проблемы клиента может принести лишь временное облегчение человеку. Проявляя заботу об общем функционировании индивидуальности, консультанты стараются помочь клиенту научиться стоять на собственных ногах и быть в состоянии жить и получать от жизни наиболее полное удовлетворение.
Майерс (Myers, 1992) обнаружила тесную связь между физическим и психическим здоровьем личности. Оказалось, что мероприятия по профилактике психического здоровья могут оказывать влияние как на эмоциональное, так и на физическое состояние. Она поддерживает идею о том, что консультанты осуществляют воздействия, развивающие и улучшающие самочувствие клиента на протяжении всего жизненного цикла. Этот подход, названный автором «краеугольным камнем профессии», обозначает новую парадигму в понимании роли консультанта сегодня и в будущем.
Иными словами, акцент на обеспечение хорошего самочувствия клиента делает роль консультанта поистине уникальной. Социальные работники сосредоточены на социальных аспектах индивидуальной жизни, клинические психологи занимаются в основном диагностикой и лечением людей с различными эмоциональными и психологическими проблемами. Консультанты же имеют дело со всей жизнью личности, куда входят семья, работа, досуг, интеллектуальное развитие, духовность и эмоциональное благополучие.

Перевод Александра ШАДУРЫ