Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002
МОТИВАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

МОТИВАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ

Многие психологи, занимаясь развитием детей, ограничиваются познавательной сферой. Однако без развития соответствующих личностных качеств она не обеспечит человеку высокого уровня достижений, не позволAит максимально реализовать имеющийся потенциал.

БЕЗ ВЫИГРЫША

В нашей учебной технологии есть «метод коробочек». Суть его заключается в следующем. Детям предлагается решать задачи, имеющие разный уровень сложности. Учащимся объясняют (и на доске объяснение обязательно кратко записывается), что первая коробочка содержит очень легкие задания, вторая — немного сложнее и т.д. Всего коробочек — 4. Примеры заданий приводятся на доске.
В начале урока каждому ребенку выдается по 8 условных денежек. Учитель объясняет, что если ученик заработает много таких денежек на уроке, то сможет купить себе отметки. Как можно их заработать? Решая задания из коробочек. Любая карточка, независимо от того, из какой она коробочки, стоит 1 денежку. А вот количество денежек, которое выдается за решение задания, различно и зависит от уровня его трудности. За решенную карточку первого уровня выдается 1 денежка, за карточку второго уровня — 2 денежки
и т.д.
Учитель объявляет детям, что если в течение урока кто-нибудь наберет 15 денежек, то он сможет купить отметку «5», если 12, то отметку «4» (но ее можно не покупать), если 10, то отметку «3» (ее также можно не покупать). Заметим, что дети никогда не покупают отметку «3».
Учителя отмечают, что они не узнают своих учащихся: все, даже очень ленивые, вдруг просыпаются и активно работают. Всех увлекает свобода выбора, независимость от субъективизма учителя.
Первоначально данный метод применялся только для учащихся младших классов. Мы ставили задачу научить детей задумываться над тем, что они делают. Нам хотелось, чтобы дети отказались от заведомо проигрышных тактик. Обратите внимание, что задачи первого уровня сложности вообще не имеет смысла брать. Но всегда находились первоклассники, которые брали задачи только первого уровня. Мы думали, что это свойственно только первоклассникам. Но мы ошибались.
Мы повторили эти эксперименты во 2, 3, 5, 6, 7 и 9-м классах различных школ. Чем старше класс, тем больший процент детей берет первый уровень.
Девятиклассники престижной гимназии тоже брали карточки первого уровня. Мы повторили этот урок с этим же классом через день. Ничего не изменилось. В чем дело? Мы предположили, что такая стратегия выбирается детьми с низким интеллектом. Опросы учителей, дополнительное тестирование опровергли это предположение. Почему же эти достаточно умные дети не смогли понять такую простую вещь и отказаться от заведомо проигрышной тактики: брать первый уровень? В чем причина?
Мы решили проверить, как взрослые, опытные люди ведут себя в этой ситуации. В нашем эксперименте участвовало 43 человека с высшим образованием. Отметим, что в случае успеха они получали не отметки, а очень симпатичные призы. Как вы думаете, сколько человек в течение нескольких часов брали задания первого уровня? 26, то есть 60%, причем 10 (23%) делали это регулярно, то есть более 4 раз. В чем дело? Видимо, не в интеллекте, а в личностных особенностях этих людей, например в мотивации достижения. Девять из последних десяти характеризовались высокой мотивацией избегания неудачи. То же самое было и у детей.

ПОДДЕРЖКА

Таким образом, мотивация избегания неудачи в стрессовой ситуации значительно снижает или даже, можно сказать, «блокирует» интеллект. Понятно, что все лидеры (то есть набравшие максимальное количество «денежек») в таких условиях характеризовались высокой мотивацией достижения успеха и, кроме того, еще и склонностью к риску.
Как известно, мотивация достижения, точнее, одна из ее форм — избегание неудачи или стремление к успеху — формируется с 3 до 13 лет.
Наша учебная технология, наряду с развитием познавательной сферы, направлена на формирование мотивации стремления к успеху. Одно из направлений по формированию такой мотивации заключается в создании системы поддержки ребенка.
Избегающие неудачи приписывают свой успех не своим способностям и старанию, а везению. Неудачу же они чаще приписывают своим малым способностям и реже — невежеству и недостаточному старанию.
Исходя из этого, мы рекомендовали учителям замечать любые достижения ребенка, доводить до его сознания, что именно он сам является источником своих успехов. В случае командного успеха необходимо хвалить всех, кто был участником этой команды. Причем так, чтобы у каждого ребенка складывалось ощущение, что его вклад был незаменим. Вместе с тем неуспехи либо игнорировать, либо причины их приписывать внешним обстоятельствам.
Поддерживать надо не только успех, но и движение к нему. Важен и результат, и старание, попытка достигнуть максимального результата. Важно помнить, что если вы говорите детям, что они обязательно должны занять первое место, то это формирует у них не стремление к успеху, а скорее избегание неудачи, так как вы им фактически говорите: «Не вздумайте занять место ниже первого!» Лучше сказать: «Мы понимаем, что многое может случиться, может повезти соперникам, могут быть судьи, которые будут судить не в вашу пользу, и т.д. Ваша задача: максимально сделать все, что зависит от вас!»
У нас был случай, когда наша спортивная команда 7-го класса в первой встрече по баскетболу была разгромлена со счетом 40 : 2. Дети стали готовиться к ответной встрече.
Матч состоялся через месяц. Наши мальчики опять уступили 22 : 24. Но это был настоящий бой, они сражались отчаянно и мужественно. Да, соперники были сильны: значительно превосходили в мастерстве, росте, весе, но не в мужестве и желании сражаться. Мы отметили именно это. Нас поддержали девочки, сказавшие, что они восхищены игрой своих мальчиков. Соперники также признались, что не ожидали такого. Наши мальчики чувствовали себя победителями. И мы думаем, что, в сущности, так оно и было. И мы устроили им праздник.

БРАВО! БИС!

В свое время мы подписали контракт с музыкальной школой, в результате которого все наши учащиеся, независимо от музыкальных способностей, стали в ней обучаться.
Учителя музыкальной школы постоянно сравнивали наших детей и «своих», набранных на конкурсной основе. После первой четверти они обратили внимание, что «их» и наши дети достаточно четко различаются по отношению к ответственным выступлениям. Учителя сказали, что их учащиеся («музыкально одаренные») всегда сильно нервничают перед ответственными выступлениями, у них начинают болеть животы, они надеются, что публичное выступление перенесут на другой день и т.д. Наши же дети, на удивление, любят публичные показы, конкурсы и сильно сердятся, когда им не дают возможности выступить.
Но как могло быть иначе? Представьте, что первые их «концерты» проходили перед родителями и нашими школьниками. Мы всегда выходили и говорили перед выступлением детей примерно следующее: «Перед нами выступают наши дети. И кому, как не нам, поддержать их. Не надо бояться криков «Браво!» или «Бис!» Сегодня все это приветствуется! Так давайте подарим ощущение успеха нашим детям!» Родители были готовы хлопать. Но «береженого бог бережет», и мы специально подготавливали группу детей, которая заводила публику дружными аплодисментами. В такой атмосфере, поверьте, очень приятно выступать. Дети в подобной обстановке работают на подъеме и на пределе своих возможностей.
Надо сказать, что среди наших детей были не только те, «кому слон на ухо наступил», но и музыкально одаренные. А теперь представьте музыкально одаренного ребенка, который обожает выступать перед полным залом, участвовать в конкурсах и соревнованиях. Первые места среди учеников этой музыкальной школы достаточно быстро начали занимать наши дети. Они стали выходить и на уровень города. Это заставило учителей музыкальной школы задуматься и пересмотреть некоторые свои подходы к обучению детей.

КАКОЙ ЦЕНОЙ?

Вы никогда не задумывались над тем, какую мотивацию достижения — стремление к успеху или избегание неудачи — формирует обычная система выставления отметок в школе? Вспомните: «пятерка» ставится, если учащийся не допустил ни одной ошибки, решил все задачи. «Четверка» — если учащийся допустил одну-две ошибки, не смог решить одну задачу в контрольной и т.д. Таким образом, отметки выставляются исходя из количества допущенных ошибок, а не из количества достигнутого. Понятно, что это работает на «мельницу» мотивации избегания неудачи. Может быть, лучше ставить отметки все-таки исходя из достигнутого: например, решил 90% задач — получил «отлично», 80% — «хорошо» и т.д.
Имеет смысл ввести более дифференцированные отметки. Пятибалльная система слишком узка. Если у учителя есть запас в оценивании, то ребенку гораздо легче будет увидеть, насколько он смог продвинуться по сравнению с прошлым разом. А это значит, что у ребенка появляется колоссальный стимул для достижений: «Я могу получить положительный результат!»
Хорошо работает в этом смысле дифференциация параметров, по которым оценивается работа: аккуратность и каллиграфия, правильность, оригинальность решений и т.д. Формировать мотивацию достижений можно, только создав условия, при которых у ребенка будет возможность почувствовать свою успешность хотя бы по некоторым параметрам.
Можно еще долго об этом говорить и писать. Главное — мы хотим, чтобы вы задумались, какой ценой добываются знания, какая мотивация при этом развивается, как важно развитие не только интеллекта, но и личности.

Юрий ГАТАНОВ,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
личностного и профессионального развития
факультета психологии СПБГ