Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПРО ЭТО...

Тренинг для педагогов

Мода ведь только создается в Париже или там в Москве,
а живет-то она в Фатеже и Маклакове.
А пока дойдет она до Маклакова,
через голову десять раз перевернется
и сама себя узнавать перестанет...

В. Орлов. Альтист Данилов

Как и любая мода, подростковая возникает незаметно. Педагоги начинают обращать на нее внимание, когда она принимает не самые красивые формы.
В одной из школ старшеклассники при встрече и расставании начали целоваться. Сначала — девчонки с подружками, потом — девчонки с мальчишками, потом — мальчишки с мальчишками. В круг «больших ребят» иногда допускались и ученики средних классов, которые быстро переняли моду. Вскоре и пятиклашки начали с энтузиазмом чмокать друг друга по утрам и на переменах. Однако если у пятиклассников подобный обычай, как правило, не имел сексуального характера, то старшеклассники достаточно быстро «увлеклись»... Все чаще парочки начинали увлеченно целоваться и тискаться на переменах, стараясь, впрочем, выбирать для этого относительно уединенные места. Последнее не всегда удавалось, учитывая ограниченность школьного пространства.
Реакция педагогов была неоднозначной. Кто-то осуждающе вопрошал: «Где твоя девичья гордость?», и удалялся, сокрушенно качая головой. Кто-то старался «перевоспитать расшалившихся подростков», приводя в качестве положительного примеров Татьяну Ларину. Большинство же делало вид, что ничего не замечает, стараясь с максимально озабоченным и деловым видом побыстрее пройти мимо.
Администрация школы предложила психологам как-то повлиять на ситуацию. После некоторых наблюдений и размышлений было принято решение о проведении с педагогами профессиональной студии с элементами тренинга.
Хочется сразу сказать, что практическим результатом студии стало принятие большинством педагогов (хотя и не всеми) единого подхода к решению этой проблемы. Ситуация разрядилась довольно быстро. Вскоре старшеклассники поняли, что эмоциональная реакция взрослых вызвана не стремлением осуждать чувства подростков, а неловкостью, которую испытывают сами взрослые.
Есть два обстоятельства, которые следует учитывать: естественная возрастная потребность и неприемлемые формы ее демонстрации. Не осуждая первое (как закономерное явление), мы попытались показать учащимся свое отношение ко второму обстоятельству. Фактором взросления стало появившееся у старшеклассников понимание того, что личная жизнь потому так и называется, что она — «личная», а не «публичная».
Наивно было бы вступать в борьбу с естественным всплеском подростковой сексуальности, тем более что современные СМИ всячески ее провоцируют и используют. Да мы и не ставили перед собой такую задачу. Однако освоение на практике понятий «уместно» и «неуместно» помогает подросткам развивать столь необходимую им произвольную регуляцию поведения.
Таким образом, постепенно нам удалось решить и косвенную задачу тренинга: элемент демонстративности в поведении старшеклассников постепенно пропал.

Оборудование

Телевизор с видеомагнитофоном, мячик для передачи «по кругу», конверт с вопросами.

Рекомендации по проведению

Занятие рекомендуется проводить в уютном помещении с расставленными по кругу стульями.

Задачи

  • Повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции учителей при работе с проявлениями подростковой сексуальности.

  • Совершенствование общешкольной системы единых психолого-педагогических требований.

  • Снижение тревожности педагогов, обусловленной демонстративными проявлениями подростковой сексуальности.

  • Снижение демонстративности в поведении подростков (косвенная задача).

Подготовительный этап

За несколько дней до тренинга учителя получают индивидуальные приглашения. Приводим один из вариантов текста.

Уважаемый коллега!

Психологический центр школы приглашает Вас принять участие в тренинге «Про это...», который состоится в актовом зале «___» _______ в ____ часов.

Психологи школы

ХОД ТРЕНИНГА

Вводная часть

Участники занимают свои места. В качестве «разогревающего» упражнения выполняется «Те, кто...» («Поднимите руки те, кто...»). Вопросы предлагаются нейтральные, например: «Поднимите руки те, кто работает более 10 лет, кто ранее принимал участие в тренингах» и т.д.
Затем может быть использовано задание «Продолжи фразу», актуализирующее чувства и эмоции, связанные с темой тренинга, например: «Когда я был подростком (учился в 8 классе), моим любимым блюдом было...», «Моим любимым времяпрепровождением было...», «Самого красивого мальчика (девочку) в нашем классе звали...» и т.д.
Далее участникам говорится о телепередачах для взрослых, например о передаче «Про это», и предлагается немного рассказать о них («Эта передача о...»).
Ведущий сообщает участникам, что разговор пойдет о психолого-педагогических аспектах подростковой сексуальности. В связи с тем, что все присутствующие — профессиональные педагоги, их позиция должна отличаться от позиции телевизионной аудитории. Ведущий предлагает подумать, чем именно она должна отличаться.
Участники высказываются. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что речь пойдет о юношеской сексуальности, ее природе и особенностях, о способах конструктивного педагогического поведения.
Далее участникам предлагается продолжить две фразы: «Про это говорить легко, потому что...», «Про это говорить трудно, потому, что...».

Основная часть

Ведущий сообщает участникам, что у них есть возможность прямо сейчас просмотреть фрагмент (3–4 мин.) эротического фильма, и предлагает решить для себя, хотят ли они это сделать.
После принятия решения обсуждается неуместность вызываемых таким фильмом чувств в стенах школы. По итогам эксперимента ведущий просит продолжить высказывание: «Для меня было трудно (легко) принять решение смотреть (не смотреть) фильм, потому что...».
Далее ведущий говорит, что педагогам часто бывает трудно профессионально реагировать на проявления юношеской сексуальности. Участникам предлагается продолжить три фразы:

  • «Когда я вижу целующихся старшеклассников в коридорах школы, я чувствую...»;

  • «Когда я вижу целующихся старшеклассников в коридорах школы, я думаю...»;

  • «Когда я вижу целующихся старшеклассников в коридорах школы, я делаю...».

Обобщая высказывания, ведущий подчеркивает, что человек, оказавшись случайным свидетелем интимных отношений других людей, испытывает неловкость, чувство вины, как если бы он подглядывал. Именно это чувство вины заставляет педагога подчас делать вид, что он ничего не видит, проходить мимо, не делать замечаний. Правда, часто это самое чувство вины, вызываемое ощущением профессиональной несостоятельности, заставляет защищаться, становиться агрессивным, читать подросткам казенную мораль. Известно, насколько такая реакция неконструктивна, потому что подростки склонны воспринимать замечания такого рода как вмешательство в их личную жизнь.
Затем аудитории следует обсудить, чем характеризуется юношеская сексуальность (физическим дискомфортом, полярностью чувств, демонстративностью, сильной эмоциональной окраской, в том числе страхом остаться одному, цинизмом, иными проявлениями, вызванными влиянием молодежной субкультуры и т.д.).
После обмена мнениями ведущий обобщает высказывания участников, обращая внимание на факторы, провоцирующие юношескую сексуальность (подчеркнутая эротика в рекламе, кино, видео, а также доступность иных источников информации, в частности Интернета). Он говорит о том, что педагог, столкнувшийся с проблемой юношеской сексуальности, решает две задачи: личностную и профессиональную. В первом случае — важно не потерять лицо, делая вид, что «ничего не произошло», не превратиться в сухого моралиста. Во втором случае перед учителем встает необходимость осуществить коррекцию представлений и норм поведения подростков в общественных местах.
Педагогам предлагаются некоторые модели поведения.
Столкнувшись с проявлениями юношеской сексуальности, по-видимому, не следует давать оценку поведению подростков, лучше говорить о своих чувствах, используя Я-сообщения:

  • «Я не против этих отношений (я тебя понимаю...), но для этого должно быть иное время и место»;

  • «Мне становится неловко и неприятно, что я стал свидетелем неуместной сцены, поэтому...»;

  • «Я готов(а) с тобой поговорить об этом, но с точки зрения понимания тобой той ответственности, которую ты берешь на себя...»;

  • «Я не могу осуждать твои отношения именно потому, что они твои...»;

  • «Мне будет тяжело тебе помочь, если я неправильно буду судить о том, что происходит».

Во всех случаях необходимо сохранять спокойствие, при этом сами чувства подростков осуждаться не должны ни при каких обстоятельствах.
Далее участники принимают участие в круговой беседе. Для этого нужны конверты с карточками, на каждой из которых написан вопрос.
Участники садятся в круг.
Первый участник берет конверт, из которого он вытаскивает карточку, читает вслух вопрос, отвечает на него. Остальные участники могут также высказаться по этому вопросу.
Затем конверт передается соседу и т.д.
Содержание вопросов формулируется с учетом особенностей проявления юношеской сексуальности (молодежной моды) среди учащихся данной школы. В вопросах могут быть обыграны какие-либо реальные события, например:

  • «К Вам приходит одна из учениц старших классов и в порыве откровенности рассказывает об интимных подробностях своего «романа». Ваши действия...»;

  • «На перемене Вы заходите в класс и видите группу ребят, увлеченно рисующих на доске непристойную картинку, сопровождая это ненормативной лексикой. Ваши действия...»

Заключительная часть

Ведущий еще раз напоминает, что чувства подростка естественны и закономерны, поэтому педагогу не следует давать им оценку. Вместе с тем педагог должен побудить подростков разобраться в уместности (или неуместности) своих действий и поступков.
Для сохранения позитивного эмоционального настроя после тренинга можно предложить упражнение «Подарок по кругу» (с помощью мимики, жестов изобразить подарок, который вы бы хотели вручить своему соседу по кругу).

Мария СТУПНИЦКАЯ,
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА:

1. Без секрета всему свету... /Серия «Работающие программы», выпуск 6. Составители серии С.М. Чечельницкая, В.А. Родионов. М., 2000.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001.