Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Б.Д. Эльконин
М.: Издательский центр «Академия», 2001

Выход в свет учебного пособия по психологии развития — событие уникальное. За последние 15 лет не появилось ни одного учебного издания, знакомящего с этой областью знания (учебное пособие Г.В. Бурменской, Л.Ф. Обуховой и А.И. Подольского «Современная американская психология развития» вышло в 1986 году).
Если мы заглянем в психологические словари, изданные в последние годы, то вообще не найдем там такого термина — психология развития, что свидетельствует как о недостаточной разработанности самого понятия, так и о незрелости соответствующей области знания. Правда, по мнению автора, эта наука не так уж молода. Первым и единственным психологом, выделившим ее объект и метод, был Л.С. Выготский. Поэтому содержание своего труда Б.Д. Эльконин определяет следующим образом: анализ, критика и конкретизация объекта и метода, выделенного Л.С. Выготским.
Данное пособие выделяется среди многочисленных изданий по психологии четко обозначенной авторской позицией. Автор определяет предмет своего исследования уже на первых страницах: «объектом психологии развития является акт развития per se, т.е., говоря предельно абстрактно, переход как таковой».
Не так давно была издана книга Г. Крайг «Психология развития» (Питер, 2000). Даже поверхностного знакомства с работами Г. Крайг и Б.Д. Эльконина достаточно, чтобы заметить, что эти книги заметно отличаются друг от друга по содержанию. Невольно возникает подозрение, что обе они отражают противоположные позиции в понимании психологии развития.
Небольшое по объему пособие Б.Д. Эльконина хорошо структурировано. Более того, в книге есть и предисловие и заключение. Каждая глава заканчивается списком литературы. Однако все это вместе лишь в малой степени облегчает понимание авторской идеи.
Во-первых, существует противоречие между стремлением автора выделить область исследования, подчеркнув ее специфику по сравнению с другими психологическими дисциплинами, и попыткой введения основных категорий своей теории в широкий психологический контекст. Более того, иногда автор вынужден выходить за рамки собственно психологического знания.
Во-вторых, позиция автора представлена не просто как единственно верная, а как единственная. Возникает вопрос, существуют ли другие подходы к обсуждаемой проблеме? В частности, каково соотношение психология развития Б.Д. Эльконина и генетической психологии Ж. Пиаже?
В-третьих, обращает на себя внимание сугубо теоретическая направленность издания. Непонятно, как перевести теоретические положения на язык конкретно-психологических исследований.
На основании всего изложенного хочется задаться вопросом: а кому предназначена эта книга? Сам автор дает на этот счет противоречивые указания: учебное пособие, но для тех, кто не просто знакомится с психологией, а намеревается профессионально ею заниматься. Иначе говоря, учебное пособие для подготовленного читателя. Но по сути дела, это — научная монография, которая никоим образом не может быть отнесена к разряду учебной литературы.
Практические психологи образования пусть сами для себя решают, насколько они подготовлены к такому чтению. Что касается конкретных рекомендаций, то книга с таким близким к практике образования названием от этой самой практики довольно далека. И поэтому было бы большим преувеличением отнести ее к изданиям, необходимым школьным психологам.

Марина СТЕПАНОВА