ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
Б.Д. Эльконин
М.: Издательский центр «Академия», 2001
Выход в свет учебного пособия по
психологии развития — событие уникальное. За
последние 15 лет не появилось ни одного учебного
издания, знакомящего с этой областью знания
(учебное пособие Г.В. Бурменской, Л.Ф. Обуховой и
А.И. Подольского «Современная американская
психология развития» вышло в 1986 году).
Если мы заглянем в психологические словари,
изданные в последние годы, то вообще не найдем
там такого термина — психология развития, что
свидетельствует как о недостаточной
разработанности самого понятия, так и о
незрелости соответствующей области знания.
Правда, по мнению автора, эта наука не так уж
молода. Первым и единственным психологом,
выделившим ее объект и метод, был Л.С. Выготский.
Поэтому содержание своего труда Б.Д. Эльконин
определяет следующим образом: анализ, критика и
конкретизация объекта и метода, выделенного Л.С.
Выготским.
Данное пособие выделяется среди многочисленных
изданий по психологии четко обозначенной
авторской позицией. Автор определяет предмет
своего исследования уже на первых страницах:
«объектом психологии развития является акт
развития per se, т.е., говоря предельно абстрактно,
переход как таковой».
Не так давно была издана книга Г. Крайг
«Психология развития» (Питер, 2000). Даже
поверхностного знакомства с работами Г. Крайг и
Б.Д. Эльконина достаточно, чтобы заметить, что эти
книги заметно отличаются друг от друга по
содержанию. Невольно возникает подозрение, что
обе они отражают противоположные позиции в
понимании психологии развития.
Небольшое по объему пособие Б.Д. Эльконина хорошо
структурировано. Более того, в книге есть и
предисловие и заключение. Каждая глава
заканчивается списком литературы. Однако все это
вместе лишь в малой степени облегчает понимание
авторской идеи.
Во-первых, существует противоречие между
стремлением автора выделить область
исследования, подчеркнув ее специфику по
сравнению с другими психологическими
дисциплинами, и попыткой введения основных
категорий своей теории в широкий
психологический контекст. Более того, иногда
автор вынужден выходить за рамки собственно
психологического знания.
Во-вторых, позиция автора представлена не просто
как единственно верная, а как единственная.
Возникает вопрос, существуют ли другие подходы к
обсуждаемой проблеме? В частности, каково
соотношение психология развития Б.Д. Эльконина и
генетической психологии Ж. Пиаже?
В-третьих, обращает на себя внимание сугубо
теоретическая направленность издания.
Непонятно, как перевести теоретические
положения на язык конкретно-психологических
исследований.
На основании всего изложенного хочется задаться
вопросом: а кому предназначена эта книга? Сам
автор дает на этот счет противоречивые указания:
учебное пособие, но для тех, кто не просто
знакомится с психологией, а намеревается
профессионально ею заниматься. Иначе говоря,
учебное пособие для подготовленного читателя. Но
по сути дела, это — научная монография, которая
никоим образом не может быть отнесена к разряду
учебной литературы.
Практические психологи образования пусть сами
для себя решают, насколько они подготовлены к
такому чтению. Что касается конкретных
рекомендаций, то книга с таким близким к практике
образования названием от этой самой практики
довольно далека. И поэтому было бы большим
преувеличением отнести ее к изданиям,
необходимым школьным психологам.
Марина СТЕПАНОВА
|