ПЯТИКЛАССНИКИ
Собрание для родителей пятиклассников
При обсуждении с родителями проблемы
перехода из начальной школы в среднюю необходимо
обратить их внимание на адаптацию детей к
обучению в средней школе, на ее позитивные и
негативные стороны, а также на те условия,
которые могут способствовать или препятствовать
успешному прохождению адаптационного периода.
Основное внимание родителям в это время следует
уделять развитию учебной деятельности детей, их
умению учиться, приобретать с помощью взрослых и
самостоятельно новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом
меняются: дети переходят от одного основного
учителя к системе «классный
руководитель—учителя-предметники», уроки, как
правило, проходят в разных кабинетах. Нередко
дети меняют школу (например, поступают в
гимназию), у них появляются не только новые
учителя, но и новые одноклассники.
С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ
В настоящее время переход из начальной
школы в среднюю совпадает с концом детства —
достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей
переживает это событие как важный шаг в своей
жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».
Появление нескольких учителей с разными
требованиями, разными характерами, разным стилем
отношений является для них зримым показателем их
взросления. Они с удовольствием и с определенной
гордостью рассказывают родителям, младшим
братьям, друзьям о «доброй» математичке или
«вредном» историке. Кроме того, определенная
часть детей осознает свое новое положение как
шанс заново начать школьную жизнь, наладить не
сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале
обучения в пятом классе школьники переживают
период адаптации к новым условиям обучения, во
многом сходный с тем, который был характерен для
начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие
и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями, и
даже смена позиции «старшего» в начальной школе
на «самого маленького» в средней — все это
является довольно серьезным испытанием для
психики школьника.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ
В адаптационной период дети могут
стать более тревожными, робкими или, напротив,
«развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У
них может снизиться работоспособность, они могут
стать забывчивыми, неорганизованными. иногда
нарушается сон, аппетит... Подобные
функциональные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят
единичный характер и исчезают, как правило, через
2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у
которых процесс адаптации затягивается на 2–3
месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и
заболевания детей. Подобныe заболевания носят
психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку
спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то
есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно
ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а
также при наличии множества функциональных
отклонений необходимо обратиться к школьному
психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к
средней школе? Прежде всего это
рассогласованность, даже противоречивость
требований разных педагогов: в тетради по
математике поля должны быть с двух сторон, в
тетради по русскому языку — с одной, а по
иностранному языку нужны три тетради, и каждая из
них ведется по-разному; учительница истории
требует, чтобы, отвечая урок, ученик
придерживался сведений, изложенных в учебнике, а
учительница литературы хвалит за собственное
мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют
жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную
сторону такого рассогласования. Школьник
впервые оказывается в ситуации множественности
требований и, если он научится учитывать эти
требования, соотносить их, преодолевать
связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем
связаны эти различия, помогли подростку
справиться с возникающими трудностями
(составить расписание с указанием на требования,
например: «история — составить план ответа по
учебнику», «иностранный язык — приносить с
собой, помимо основной тетради, словарную
тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и
необходимость на каждом уроке приспосабливаться
к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю
преподавания каждого учителя.
СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?
Необходимо, чтобы школьники правильно
понимали употребляемые учителем и встречающиеся
в текстах учебников термины. Сейчас много
специальных школьных словарей, и хорошо, если
дети будут иметь их и научатся ими пользоваться.
Важно разъяснить, что неполное, неточное
понимание слов нередко лежит в основе
непонимания школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в
средние классы, могут быть связаны также с
определенной деиндивидуализацией,
обезличиванием подхода педагога к школьнику. У
некоторых пятиклассников возникает ощущение
одиночества: никому из взрослых в школе они не
нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от
внезапной свободы — они бегают по школе,
исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают
ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной
части детей от взрослых, «прилипчивость» к
классному руководителю, плач, капризы, интерес к
книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения
(например, посещение первого класса, в котором
работает бывшая учительница) скрываются
совершенно разные потребности и мотивы. Это
может быть желание вновь оказаться в знакомой,
привычной ситуации опеки и зависимости, когда
тебя знают, о тебе думают. Но может быть и
стремление утвердить себя как «старшего»,
«выросшего», того, кто может опекать малышей.
Причем у одного и того же подростка это может
сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое
«обезличивание» подхода к школьнику — очень
значимый момент для его развития, укрепления у
него чувства взрослости. Важно только помочь ему
освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна
школьникам и в подготовке домашних заданий (даже
если в начальной школе дети делали уроки
самостоятельно), и в преодолении трудностей в
учебе, которые нередко возникают на первых
этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что
ухудшение успеваемости в значительной степени
связано с особенностями адаптационного периода.
Анна ПРИХОЖАН,
доктор психологических наук
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джинотт Х.Дж. Между родителем и
подростком. М., 2000.
Практическая психология образования. Под ред.
И.В. Дубровиной. М., 1997.
Соcова Н.Л. В пятый раз — в первый раз:
пособие по профилактике и коррекции школьных
проблем учеников 10–11 лет. СПб., 2001.
Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние
школьники: «ничья земля» в возрастной
психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология
саморазвития. М., 1995.
КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Родителей полезно познакомить с
рекомендациями специалистов Филадельфийского
детского центра по обеспечению «гармонии между
домашней и школьной жизнью ребенка»
(Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Пер. с
англ. М., 1966, с. 260—262).
Воодушевите ребенка на рассказ о своих
школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным
вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»
Каждую неделю выбирайте время, свободное от
домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком
о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о
которых ребенок сообщает вам, используйте их в
дальнейшем для того, чтобы начинать подобные
беседы о школе. Кроме того, обязательно
спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках,
делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего
ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем,
если вы чувствуете, что не знаете о школьной
жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет
особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем вашего ребенка не
реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое
стремление сделать все возможное для того, чтобы
улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами
и учителем возникают серьезные разногласия,
прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их,
даже если придется беседовать для этого с
директором школы. Иначе вы можете случайно
поставить ребенка в неловкое положение выбора
между преданностью вам и уважением к своему
учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка
со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою
хорошую успеваемость как награду, а
неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка
учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость,
можно даже устраивать небольшие праздники по
этому поводу. Но выражайте свою озабоченность,
если у ребенка не все хорошо в школе, и, если
необходимо, настаивайте на более внимательном
выполнении им домашних и классных заданий.
Постарайтесь, насколько возможно, не
устанавливать наказаний и поощрений: например,
ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор
за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за
плохие. Такие правила сами по себе могут привести
к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где
учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная
жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он
получает хорошее образование в хороших условиях.
Посещайте все мероприятия и встречи,
организуемые родительским комитетом и
педагогическим коллективом. Используйте любые
возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится
и как его учат. Следует также иметь информацию о
квалификации учителя, дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных
возможностях обучения, предоставляемых школой
вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания,
но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком
специальное время, когда нужно выполнять
домашние задания, полученные в школе, и следите
за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению.
Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и
убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для
их выполнения наилучшим образом. Однако если
ребенок обращается к вам с вопросами, связанными
с домашними заданиями, помогите ему найти ответы
самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому,
что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего
ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе.
Например, любовь ребенка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив
книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.
Или любовь ребенка к играм можно превратить в
стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог
применить свои знания, полученные в школе, в
домашней деятельности. Например, поручите ему
рассчитать необходимое количество продуктов для
приготовления пищи или необходимое количество
краски, чтобы покрасить определенную
поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в
доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в
школе, начало и окончание каждого учебного года,
переход из начальной школы в среднюю и старшую,
могут привести к стрессу ребенка школьного
возраста. При любой возможности пытайтесь
избежать больших изменений или нарушений в
домашней атмосфере в течение этих событий.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в
школе.
|