РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА
Не так давно в лексикон специалистов,
работающих с детьми, вошло слово лекотека.
Произошло оно от шведского слова leco (игрушка)
и греческого theke (хранилище). Как и любое
хорошее начинание, идея своеобразной библиотеки
игрушек получила в нашей стране стремительное
развитие. Причем часто каждый специалист понимал
под этим что-то свое и реализовывал сообразно
своим возможностям. Я видела и небольшой шкафчик
в группе детского сада, заполненный игрушками и
развивающими материалами, который его создатели
также называли «лекотекой».
Недавно были сделаны первые шаги для создания
научно обоснованной и адаптированной к
российским условиям модели лекотеки. Она была
создана полгода назад в рамках проекта
«Российская лекотека» специалистами (медиками,
психологами, педагогами) на базе
психолого-медико-социального центра «Росток» г.
Москвы. Об этом проекте я попросила рассказать
его разработчиков — директора центра Владимира
ЯРЫГИНА и заведующего кафедрой клинической
психологии раннего детства МГППИ Александра
КАЗЬМИНА.
Когда и с какой целью были созданы первые
лекотеки?
В.Я. Родиной лекотеки является
Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей
и педагогов было создано своеобразное собрание
развивающих игр и игрушек.
Первая американская лекотека (преобразованная
впоследствии в Национальный центр лекотек) была
открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая
сеть этих уникальных обучающих и ресурсных
центров, которые обслуживают тысячи детей с
проблемами в развитии.
А.К. Цель американской лекотеки —
предоставление детям с особыми потребностями и
их семьям места для встреч со специалистами.
Лекотека использует семейно-центрированную игру
как ключ для интеграции детей, имеющих
инвалидность и проблемы в развитии, в семейную и
общественную жизнь. Для этого разрабатываются
специальные игровые технологии, ориентированные
на всех членов семьи.
В США лекотеки есть практически во всех
населенных пунктах. Туда обращаются родители
детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами
в развитии. В лекотеке может работать один
специалист плюс волонтеры. Это общественная
инициатива, поддерживаемая государством.
Насколько такая форма работы актуальна для
России?
А.К. У нас дети с проблемами в
развитии от рождения до пяти лет традиционно
оказываются за пределами образования. Это
ухудшает возможности их включения в социум.
Правда, в последнее десятилетие началось
развитие служб раннего вмешательства, где таким
детям и их родителям оказывается
психолого-педагогическая помощь. Но только
одного взаимодействия со специалистами в рамках
этих служб явно недостаточно.
К сожалению, родители часто не знают, как
общаться со своими детьми, особенно если ребенок
имеет серьезные проблемы в развитии. Они боятся
сделать что-то не так. Иногда думают прежде всего
о том, чтобы найти принципиально новый способ
лечения, который позволит сразу все изменить,
чтобы ребенок стал абсолютно здоровым. В этой
работе они ориентируются на специалистов
(врачей, психологов), которые и должны спасти
ребенка.
Таким образом формируется родительская
беспомощность. Тем более что часто сами
профессионалы поддерживают мнение о том, что
взаимодействовать с такими детьми очень сложно.
И возникает барьер между родителями и детьми.
Дети с проблемами в развитии практически
находятся в состоянии депривации (сенсорной,
педагогической).
Основной и естественной формой активности
ребенка является игра, поэтому родителей нужно
обучить развивающим играм с детьми. Для этого
родителям необходимы игрушки для временного
пользования.
Есть ли какие-то особенности у российской
лекотеки?
В.Я. Да, безусловно. И здесь надо
отметить целый ряд факторов. Во-первых, у нас
существует вакуум по оказанию ранней помощи
детям. Во-вторых, у нас не ведется работа по
обеспечению детей раннего возраста специальным
оборудованием и приспособлениями. Проблема в
том, что ребенок, который не умеет держать
равновесие, не может играть, не может
расслабиться.
В рамках проекта мы разработали различные
варианты игры: в положении лежа, сидя, стоя. Делая,
например, специальное кресло, мы стараемся, чтобы
ребенок мог им пользоваться с десяти месяцев лет
до семи. Оно регулируется под рост ребенка.
Кроме того, в силу особенностей нашей
экономической ситуации лишь небольшое
количество семей может себе позволить
приобрести игрушки, которые соответствуют
потребностям ребенка. А ведь через неделю может
потребоваться уже что-то другое. В такой ситуации
нецелесообразно помогать семье деньгами. Более
реально — создать ресурс игр и игрушек для
обмена.
А.К. При работе над проектом мы
изучили опыт библиотек игрушек в
Санкт-Петербурге и Москве, но там не
предусмотрена работа специалиста с родителями.
Нет передачи технологии игры: как работать с этой
игрушкой, как общаться с ребенком во время игры.
Если родители берут игрушку, то, как правило, они
просто ставят ее перед малышом и уходят. А потом
удивляются, почему тот не играет. Поэтому при
создании проекта лекотеки нам хотелось
предоставить родителям возможность не только
брать игрушки, книжки, аудио-, видеоматериалы и
компьютерные программы, но и ознакомиться с
технологией игр. Мы также снабжаем детей
специальным оборудованием для занятий и игр.
В.Я. Российский вариант лекотеки
предполагает комплексное решение проблемы.
Такого подхода нет в других странах. Мы уже имеем
опыт работы по этой схеме в течение года.
Эффективность ее очень велика.
Модель «Российской лекотеки» направлена на
подкрепление процесса обучения и социализации
детей от 0 до 4 лет с особыми нуждами. Мы
предоставляем им развивающие игрушки,
дидактические материалы, специальное
оборудование, аудио-, видеопособия, книги. Мы
также даем родителям специальные технологии по
использованию этих материалов. Работа лекотеки
направлена на стимуляцию игровой деятельности
ребенка и его эффективного общения с другими
членами семьи.
Где будут располагаться лекотеки?
А.К. Мы рассматриваем лекотеку как
структурно-функциональную единицу, которая
может работать автономно или в составе служб
ранней помощи, общественных организаций,
психолого-медико-педагогических центров,
детских садов, домов ребенка и других
организаций и учреждений, оказывающих
психолого-педагогическую помощь детям с особыми
нуждами. Возможны и иные решения.
В.Я. Сейчас в Москве запланировано
открытие первых четырех лекотек в системе
образования. Но сначала планируется провести
обучение специалистов на базе Московского
городского психолого-педагогического института.
Там студенты будут готовиться к этому виду
деятельности. В перспективе планируется
подготовка положения о лекотеке. Мы видим
лекотеки самостоятельными учреждениями с
отдельным финансированием.
Через год мы можем говорить о чтении курса для
специалистов из других городов России.
Планируется ли массовый выпуск разработанных
вами игр и оборудования?
В.Я. Для того чтобы развивать сеть
лекотек в России, необходимо наладить выпуск
нужной продукции. Сначала будет создан
регулярный каталог необходимых ресурсов.
Параллельно будут разрабатываться
учебно-методические пособия по отдельным формам
работы.
К сожалению, в наших условиях очень сложно
наладить регулярный выпуск продукции. Должна
быть государственная программа, которая
поддерживала бы выпуск необходимых игр, игрушек
и оборудования.
А.К. Пока мы занимаемся выпуском
игр и оборудования, используя личные связи. Есть
люди, которые в этом заинтересованы. Даже
некоторые производители готовы бесплатно
выпускать многие изделия.
Сейчас мы готовим программы по производству игр
и оборудования для представления их в
правительство Москвы.
Как организована работа лекотеки в вашем
центре?
В.Я. Наша лекотека действует уже
полгода. Есть специальные люди, которые этим
занимаются, семьи, с которыми мы работаем,
технологии, которые проходят проверку.
Дети к нам приходят вместе с родителями. Сначала
проводится диагностика, на ее основе
разрабатываются индивидуальные программы для
каждого ребенка. Специалисты подбирают формы
работы и игрушки для занятий.
Мы используем индивидуальную и групповую
игротерапию, дидактические игровые занятия.
Кроме того, существует домашнее визитирование,
родительские собрания. Любой материал выдается
на две недели. После этого он может поменяться.
Для эмоциональной поддержки и у ребенка, и у
родителей есть возможность самостоятельно
выбрать понравившуюся игрушку. Сейчас мы можем
обслуживать до 60 семей.
Дети направляются к нам из поликлиник, больниц,
генетического центра, общества инвалидов,
социальных служб. Проблемы, которые у них
имеются, самые разные. Наша лекотека создана для
детей с тяжелыми нарушениями: ДЦП, умственными
недостатками, общим нарушением психического
развития, нарушением речи, движений, сенсорики.
От 5 до 10% — дети с эмоциональными нарушениями.
К сожалению, такая форма работы требует больших
финансовых затрат, поэтому мы обслуживаем только
детей-инвалидов. Открыть ее для всех желающих мы
не можем. А очень бы хотелось...
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото Владимира Полищука
Психолого-медико-социальный центр «Росток»,
г. Москва
Тел.: (095) 152-02-51, 152-42-24
Концепция проекта изложена в
проспекте-каталоге «Российская лекотека» (М., 2001,
75 с.). В нем дается развернутая характеристика
идеологии лекотеки. Особое место занимает
характеристика материальной части: оборудования
помещений, игровых средств для развития ребенка.
|