Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Регуляторная зрелость)

Продолжаем публикацию статей Натальи СЕМАГО о возможностях метода наблюдения (см. «Наблюдение», № 10, 2002 г.).

Наблюдение за ребенком в различных ситуациях позволяет оценить целенаправленность его поведения и деятельности в целом.
Произвольная регуляция деятельности (регуляторная зрелость) является параметром, определяющим и «модулирующим» все поведение ребенка. Нами неоднократно подчеркивалась важность регуляторной зрелости (в соответствии с возрастом), как одной из первостепенных составляющих формирования высших психических функций и личности ребенка.
Соответственно, характер поведения ребенка, как на уроке, так и в «свободной» ситуации, отражает степень этой зрелости.

Регуляторно незрелый ребенок сразу обращает на себя внимание именно своим поведением. Такой ребенок крайне неусидчив, легко отвлекается, часто вербально и двигательно расторможен. Он не может уследить за ходом урока, постоянно что-то говорит, не может читать «про себя» или шепотом, нуждается в пристальном контроле со стороны учителя. Создается впечатление, что учитель его постоянно «дергает».
На уроках такой ребенок занят какой-то своей игрой, не заинтересован в успешном выполнении заданий, по сути, не включен в работу класса вовсе или включен эпизодически (подошел учитель, возник общий эмоциональный настрой, игра и т.п.).
Поведение такого ребенка можно охарактеризовать как импульсивное, нецеленаправленное, зависимое от влияния «поля» внешней среды и внешних стимулов (а в классе такими стимулами могут быть как часы у соседа по парте, так и пролетающая мимо муха).

Подобного рода невозможность произвольно регулировать свое поведение характеризует достаточно выраженную незрелость регуляторного компонента деятельности, в особенности если мы имеем в виду возраст ребенка. Так, для ребенка шести или шести с половиной лет, да еще в ситуации утомления, такое поведение вполне закономерно, а для ребенка от семи до восьми с половиной лет будет свидетельствовать о выраженной незрелости по этому параметру. Психологу необходимо постоянно соотносить возраст ребенка и допустимые для каждого возраста варианты поведения.
С помощью метода наблюдения можно оценить и более высокий уровень регуляторной зрелости (целенаправленности): возможность постановки и удержания алгоритма заданной деятельности и контроль за его выполнением.
Подобный алгоритм может быть задан извне и представлять собой многокомпонентное задание педагога, например: «Взять такой-то учебник, открыть на такой-то странице, самостоятельно разобрать второе упражнение сверху». При таком «многоступенчатом» задании ребенок должен удержать последовательность действий в виде внутреннего алгоритма.

При наблюдении за ребенком мы можем видеть, как трудности удержания алгоритма влияют на характер, «рисунок» поведения ребенка. Он выглядит несобранным, невнимательным, постоянно отвлекающимся. В случае же более простого задания или наличия внешнего программирования со стороны взрослого ребенок будет достаточно успешен. Это и будет отличать ребенка с трудностями удержания алгоритма деятельности от быстро истощаемого (ребенка с выраженно сниженной работоспособностью), хотя рисунок поведения будет схожим.
Совершенно естественно, что характер поведения одного и того же ребенка может изменяться при утомлении. Быстро истощаемый ребенок с выражено сниженной работоспособностью после относительно короткого периода целенаправленной продуктивной деятельности на уроке или на другом занятии начинает демонстрировать признаки снижения целенаправленности, у него появляются импульсивные действия (реакции) и т.п.
Это показывает, что характер поведения и его целенаправленность являются динамической характеристикой, тесно связанной как с работоспособностью и темпом деятельности, так и с особенностями внимания. «Опроизволенные» внимание и запоминание являются как бы сутью целенаправленности: именно его недостаточность является признаком регуляторной незрелости.

Исходя из этого положения, можно считать, что, анализируя (при наблюдении) целенаправленность деятельности, мы косвенно можем говорить о сформированности не только произвольного внимания и запоминания, но и произвольного владения другими высшими психическими функциями.
Таким образом, при оценке регуляторной зрелости в первую очередь нужно обращать внимание на следующее:

— двигательную и речевую расторможенность;
— наличие импульсивных реакций (ответов), импульсивного поведения;
— частые «отвлечения» от заданий, контекста урока вне зависимости от наступления утомления (в данном случае можно говорить о низкой мотивации деятельности как одном из проявлений регуляторной незрелости);
— потребность во внешнем программировании деятельности: учитель должен как бы «висеть» над ребенком (в этом случае следует отличать подобного рода проблемы от невротической неуверенности ребенка в себе, когда он нуждается в подтверждении своей компетентности при выполнении задания и часто обращается к учителю именно с этой целью);
— трудности построения и удержания (контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности.

Результаты оценки регуляторной зрелости удобно фиксировать в таблице.

№№
п/п

Фамилия,
имя ребенка


парты

Импульсивные проявления

Трудности программирования и контроля

Отвлекаемость

Наличие
импульсивных
реакций

Двигательная
и/или речевая
расторможенность

Низкая мотивация деятельности

Трудности удержания алгоритма

Выраженная потребность во внешнем контроле и програм-
мировании

1
2
3
...

30

               

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва

TopList