ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Регуляторная зрелость)
Продолжаем публикацию статей Натальи СЕМАГО
о возможностях метода наблюдения (см.
«Наблюдение», № 10, 2002 г.).
Наблюдение за ребенком в различных
ситуациях позволяет оценить целенаправленность
его поведения и деятельности в целом.
Произвольная регуляция деятельности
(регуляторная зрелость) является параметром,
определяющим и «модулирующим» все поведение
ребенка. Нами неоднократно подчеркивалась
важность регуляторной зрелости (в соответствии с
возрастом), как одной из первостепенных
составляющих формирования высших психических
функций и личности ребенка.
Соответственно, характер поведения ребенка, как
на уроке, так и в «свободной» ситуации, отражает
степень этой зрелости.
Регуляторно незрелый ребенок сразу
обращает на себя внимание именно своим
поведением. Такой ребенок крайне неусидчив,
легко отвлекается, часто вербально и двигательно
расторможен. Он не может уследить за ходом урока,
постоянно что-то говорит, не может читать «про
себя» или шепотом, нуждается в пристальном
контроле со стороны учителя. Создается
впечатление, что учитель его постоянно
«дергает».
На уроках такой ребенок занят какой-то своей
игрой, не заинтересован в успешном выполнении
заданий, по сути, не включен в работу класса вовсе
или включен эпизодически (подошел учитель,
возник общий эмоциональный настрой, игра и т.п.).
Поведение такого ребенка можно охарактеризовать
как импульсивное, нецеленаправленное, зависимое
от влияния «поля» внешней среды и внешних
стимулов (а в классе такими стимулами могут быть
как часы у соседа по парте, так и пролетающая мимо
муха).
Подобного рода невозможность
произвольно регулировать свое поведение
характеризует достаточно выраженную незрелость
регуляторного компонента деятельности, в
особенности если мы имеем в виду возраст ребенка.
Так, для ребенка шести или шести с половиной лет,
да еще в ситуации утомления, такое поведение
вполне закономерно, а для ребенка от семи до
восьми с половиной лет будет свидетельствовать о
выраженной незрелости по этому параметру.
Психологу необходимо постоянно соотносить
возраст ребенка и допустимые для каждого
возраста варианты поведения.
С помощью метода наблюдения можно оценить и
более высокий уровень регуляторной зрелости
(целенаправленности): возможность постановки и
удержания алгоритма заданной деятельности и
контроль за его выполнением.
Подобный алгоритм может быть задан извне и
представлять собой многокомпонентное задание
педагога, например: «Взять такой-то учебник,
открыть на такой-то странице, самостоятельно
разобрать второе упражнение сверху». При таком
«многоступенчатом» задании ребенок должен
удержать последовательность действий в виде
внутреннего алгоритма.
При наблюдении за ребенком мы можем
видеть, как трудности удержания алгоритма влияют
на характер, «рисунок» поведения ребенка. Он
выглядит несобранным, невнимательным, постоянно
отвлекающимся. В случае же более простого
задания или наличия внешнего программирования
со стороны взрослого ребенок будет достаточно
успешен. Это и будет отличать ребенка с
трудностями удержания алгоритма деятельности от
быстро истощаемого (ребенка с выраженно
сниженной работоспособностью), хотя рисунок
поведения будет схожим.
Совершенно естественно, что характер поведения
одного и того же ребенка может изменяться при
утомлении. Быстро истощаемый ребенок с выражено
сниженной работоспособностью после
относительно короткого периода
целенаправленной продуктивной деятельности на
уроке или на другом занятии начинает
демонстрировать признаки снижения
целенаправленности, у него появляются
импульсивные действия (реакции) и т.п.
Это показывает, что характер поведения и его
целенаправленность являются динамической
характеристикой, тесно связанной как с
работоспособностью и темпом деятельности, так и
с особенностями внимания. «Опроизволенные»
внимание и запоминание являются как бы сутью
целенаправленности: именно его недостаточность
является признаком регуляторной незрелости.
Исходя из этого положения, можно
считать, что, анализируя (при наблюдении)
целенаправленность деятельности, мы косвенно
можем говорить о сформированности не только
произвольного внимания и запоминания, но и
произвольного владения другими высшими
психическими функциями.
Таким образом, при оценке регуляторной зрелости
в первую очередь нужно обращать внимание на
следующее:
— двигательную и речевую
расторможенность;
— наличие импульсивных реакций (ответов),
импульсивного поведения;
— частые «отвлечения» от заданий, контекста
урока вне зависимости от наступления утомления
(в данном случае можно говорить о низкой
мотивации деятельности как одном из проявлений
регуляторной незрелости);
— потребность во внешнем программировании
деятельности: учитель должен как бы «висеть» над
ребенком (в этом случае следует отличать
подобного рода проблемы от невротической
неуверенности ребенка в себе, когда он нуждается
в подтверждении своей компетентности при
выполнении задания и часто обращается к учителю
именно с этой целью);
— трудности построения и удержания (контроля)
алгоритма многокомпонентной деятельности.
Результаты оценки регуляторной
зрелости удобно фиксировать в таблице.
№№
п/п |
Фамилия,
имя ребенка |
№
парты |
Импульсивные
проявления |
Трудности
программирования и контроля |
Отвлекаемость |
Наличие
импульсивных
реакций |
Двигательная
и/или речевая
расторможенность |
Низкая мотивация
деятельности |
Трудности удержания
алгоритма |
Выраженная
потребность во внешнем контроле и програм-
мировании |
1
2
3
...
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ППМС-центр САО,
г. Москва
|